Иран: основные макроэкономические показатели и инвестиционная политика

Долгое время экономика Ирана находится в тяжелом положении из-за действующих санкций со стороны западных стран во главе с США. Тем не менее целесообразно проанализировать нынешнее состояние основных макроэкономических показателей и основные тенденции инвестиционной политики государства, чтобы проследить их динамику после возможного ослабления названных санкций в будущем.

Согласно данным международной статистики, в 2012 г. ВВП Ирана составил 483,8 млрд долларов, а ВВП по паритету покупательной способности (ППС) – 850 млрд долларов.

По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), доля Ирана в мировом ВВП составляет 1,26%, и по этому показателю ИРИ занимает 17-ое место среди 144 стран всего мира. По доле ВВП среди стран Ближнего и Среднего Востока ВВП Иран занимает второе место после Турции (1,36%) и среди азиатских стран − 7-ое место.

По данным Международного валютного фонда, ВВП на душу населения в Иране составил 7,2 тыс. долларов в 2012 г. (в 2011 г. – 6,6 тыс. долларов), что позволяет государству оказаться лишь в середине мирового рейтинга по этому показателю. В одной группе с Ираном расположились Ливия, Венесуэла, Перу.

Уровень безработицы в стране достаточно высокий. В 2011–2012 г. он составлял 12,2–12,3%.

При этом в 2012 г. внешний долг государства достиг 9,5 млрд долларов (2% ВВП). По некоторым прогнозам, в 2013–2014 г. уровень долга не изменится, а в 2015–2016 гг. ожидается некоторое увеличение внешнего долга страны до 9,8 млрд долларов. ВЭФ назвал Иран среди 13-ти стран, которые имеют самый небольшой внешний долг.

Стоит отметить, что в стране наблюдается весьма высокий уровень инфляции из-за действия международных санкций. Так, инфляция в стране достигла 27,3% в 2012 г. (в 2011 г. – 21%).

В отчете Научно-исследовательского центра меджлиса (парламента) Ирана прогнозируется, что по итогам 2013 г. уровень инфляции в стране еще более увеличится, составив 32%.

По данным Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), объем производства нефти в Иране в 2012 г. составил 2,9 млн баррелей в сутки, сократившись по сравнению с 2011 г. на 20%.

С учетом новых открытых новых месторождений по объему запасов нефти Иран занимает 3-е место в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии. Извлекаемые запасы сырья оцениваются в 159 млрд баррелей. Совокупная стоимость доказанных запасов оценивается примерно в 38 трлн долларов.

Иран также занимает 2-е место в мире по запасам газа, которые оцениваются в 134 трлн куб. м. Суммарная доля страны на мировом рынке газа составляет 30 млн куб. м газа в сутки.

Удельный вес государства на мировом нефтехимическом рынке составляла 2,4% и в 5-ой пятилетней программе развития страны (2011–2015 гг.) запланировано довести этот показатель до 4,9%. На нефтехимическом рынке Ближнего и Среднего Востока доля Ирана составляет 24%.

В свою очередь, нефтеэкспорт в 2012 г. понизился в два раза: с 2,2 до 1,1 млн баррелей в сутки. Поставки природного газа составили около 25 млн куб. м в сутки. Сбыт нефтепродуктов и нефтехимии в весовом выражении равнялся около 18 млн т в год. Ненефтяной экспорт – 41,3 млрд долларов, а импорт – 53,3 млрд долларов.

По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2012 г. иранская экономика недосчиталась 40 млрд долларов из-за действующего нефтяного эмбарго.

Стоит отметить, что имеющиеся затруднения с поступлением валютной выручки в страну не отразились на выполнении Тегераном международных обязательств по ранее заключенным соглашениям. Государство продолжило курс на активное развитие региональных инвестиционных проектов с участием соседних стран.

В 2012 г. концептуально оформилась экономическая стратегия развития страны в условиях санкций («экономика сопротивления»), предусматривающая опору на внутренний рынок при одновременном сокращении зависимости от экспорта «черного золота».

В условиях действующих экономических санкций руководство Ирана, не ограничиваясь поощрением и стимуляцией иностранных инвестиционных потоков в страну, объявило стратегическим путем дальнейшего развития постепенный отказ от сырьевого экспорта и переход на поставки за рубеж продукции нефтепереработки. С этой целью весьма значительные средства власти вкладывают в нефте- и газопереработку.

Планируется, что в перспективе удельный вес нефти в экспорте страны будет постепенно сокращаться в пользу ненефтяного экспорта, который вместе с экспортом инженерно-технических услуг может составить до 75 млрд долларов.

По данным Таможенной администрации Ирана, основными партнерами страны по ненефтяному экспорту стали Ирак, Китай, ОАЭ, Афганистан, Индия, Турция и Республика Корея.

Основными партнерами по импорту стали ОАЭ, Китай, Республика Корея, Турция, Швейцария, Германия, Индия, Италия, Франция, Сингапур.

На сегодняшний день одним из ключевых направлений инвестиционной политики правительства Ирана является создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

Например, в 2012 г. около 400 зарубежных компаний осуществляли инвестиционные проекты в различных секторах местного хозяйства. Наибольший удельный вес в общем объеме иностранных инвестиций приходится на страны Европы и Азии.

Среди государств, активно инвестирующих средства в иранскую экономику, стоит выделить Китай, Республику Корея, Индию, Иорданию, Пакистан, Турцию, Германию, Италию, Польшу и Канаду.

В 2012 г. распределение инвестиций по секторам экономики осуществлялось так: добывающая промышленность – 67,6%, промышленность – 24,25%, строительство – 3,94%, сфера услуг – 2,5%, сельское хозяйство – 1,19%.

Одним из ведущих направлением экономической политики страны правительство Ирана видит в развитии инновационных технологий в различных отраслях хозяйственной деятельности.

В соответствии с целями, обозначенными в 20-летнем стратегическом плане перспективного развития страны (2005–2025 гг.), Иран к 2025 г. нацелен стать региональным лидером в области современных технологий. Приоритетными направлениями, на которые должен быть направлен максимум возможного национального потенциала, являются информационные, аэрокосмические, ядерные технологии, био- и нанотехнологии.

Стоит напомнить, что в 2002 г. был утвержден действующий в настоящее время «Закон о поощрении и защите иностранных инвестиций», который (с учетом изменений 2008 г.) снял ряд ограничений по формам участия иностранного капитала, по размерам максимальной доли иностранных участников в совместных предприятиях и срокам репатриации прибыли.

Так, в соответствии с новой редакцией закона, появилась возможность создания коммерческих предприятий практически со стопроцентной долей участия иностранного капитала.

Примечательно, что совместные предприятий с иностранным капиталом могут регистрироваться даже без разрешения Комиссии по иностранным инвестициям Министерства экономики, а также, что имевшееся ранее ограничения по размеру доли иностранного участника в совместном предприятии сняты (ранее доля не могла быть больше 49% от совместного капитала).

Общие правила регистрации юридических лиц на территории Ирана регламентируются законом «О регистрации коммерческих предприятий» 1931 г. (с изменениями и дополнениями), а также инструкциями об исполнении данного закона, прочими подзаконными актами.

Согласно местному законодательству, иностранная компания может зарегистрировать на территории Ирана представительство для представления интересов головного предприятия, проведения исследования рынка, проведения переговоров.

Представительство иностранной компании не может осуществлять коммерческую деятельность. В то же время оно освобождается от уплаты налогов на свою деятельность.

Иностранные и совместные предприятия могут быть созданы в любой из

следующих организационно-правовых форм, предусмотренных ст.20 второго раздела («Различные организационные формы коммерческих предприятий и правовые нормы, регулирующие их деятельность») третьей книги («Коммерческие предприятия») закона «О торговле» от 1932 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2010 г.):

​ ·акционерное общество;

​ ·общество с ограниченной ответственностью;

​ ·полное товарищество;

​ ·коммандитное неакционерное общество;

​ ·коммандитное акционерное общество;

​ ·общество с пропорциональной ответственностью;

​ ·производственные и потребительские кооперативы.

Государственным институтом, ответственным за обеспечение процесса

иностранного инвестирования в стране, является Организация экономического и технического содействия инвестициям Ирана.

В структуре этой организации функционирует Центр по оказанию услуг иностранным инвестициям, задачей которого является содействие иностранным инвесторам на этапах до и после выдачи лицензии на осуществление инвестиционных проектов в стране.

По информации Организации по иностранным инвестициям и экономическому и технологическому содействию Ирана, для привлечения иностранных инвестиций вводятся новые законодательные инициативы, согласно которым отныне зарубежные инвесторы становятся обладателями таких же прав, что и местные.

Следует отметить, что Центральная таможня Ирана объявила о начале применения ряда мер, направленных на поддержку внутреннего производителя. К этим мерам таможни относятся предоставление льготных условий импортерам и инвесторам при оплате импортных пошлин за ввозимые в страну машины, оборудование, сырья и других товаров, необходимых для внутреннего производства, путем осуществления таможенной очистки этих товаров без оплаты таможенных сборов.

Вместо этого импортер может предоставить таможне банковскую гарантию со сроком действия от 6 до 11 месяцев. Помимо этого, для ускорения таможенных формальностей для производителей-импортеров и инвесторов при декларировании импортируемых грузов организуются «зеленый» и «желтый» коридоры, при осуществлении таможенной очистки таможня признает инспекционное свидетельство международных компаний, подтвержденное Организацией по стандартам Ирана.

Кроме того, таможня предоставляет отечественному производителю специализированные складские помещения, а в виде дополнительной услуги на основных таможенных пунктах страны осуществляется оценка импортируемого товара. Для экспортных товаров эта услуга осуществляется с выездом работников таможни к производителю.

Таким образом, макроэкономические показатели Ирана свидетельствуют о том, что местному хозяйству необходим качественный толчок, который вполне способен произойти в результате нынешней грамотной политики иранских властей по привлечению иностранных инвесторов. Если Тегеран продолжит двигаться выбранным маршрутом, то в среднесрочной перспективе вполне можно ожидать не только увеличения валютных поступлений, но и улучшения инвестиционного климата страны в лице зарубежных игроков.

52.2MB | MySQL:103 | 0,375sec