Франция-КСА: проблемы военно-технического сотрудничества

Одним из «утешительных» призов, полученных КСА по итогам своего стратегического поражения в попытке выстроить автономную региональную политику, окончательно зафиксированного в рамках визита президента США Б.Обамы в  27-28 марта с.г., является разрешение на отмену ограничений на продажу Эр-Рияду «долгожданных»  беспилотников. Правда, с рядом технических ограничений. В этой ситуации «обиженными» себя почувствовали французские компании, которые пока в «сухом остатке» не получили никаких дивидендов от вроде бы наметившегося дипломатического сближения между Парижем и Эр-Риядом в конце прошлого года. Начиная с момента победы Ф.Олланда на президентских выборах, реализованные сделки между Францией и Саудовской Аравией затрагивали в основном гражданский сектор экономики. Там тоже не все гладко. До сих пор идет обсуждение деталей в отношении контракта на строительство и техническое оснащение скоростных железных дорог, но процесс, тем не менее, все-таки движется. В сфере же продажи вооружения и военной техники нет даже малейшего прогресса. С учетом этого французские фирмы, занятые в области военно-технического сотрудничества, в последнее время активизировали свои усилия по проникновению на саудовский рынок, для чего пытаются установить необходимые доверительные контакты в королевском дворце. Причем принципиально важным для французов считается сделать это до наступления месяца рамадан в июле с.г., когда традиционно вся политическая и экономическая активность в королевстве замирает на продолжительный срок. В этой связи Департамент стратегического развития Министерства обороны Франции даже выпустил специальную директиву для своих соответствующих подразделений: до наступления месяца рамадан «проработать вопросы условий тендерных сделок с привлечением к ним племенных кланов КСА, которые оказывают безусловное влияние на принятие решений в области функционирования национальных вооруженных сил и определения стратегии Эр-Рияда в этой области». Согласно этому документу, необходимо в самые кратчайшие сроки так организовать подбор «консультантов» из числа подданных КСА, чтобы они соответствовали следующим требованиям: «принадлежали к доминирующим племенным группам и королевской семье. Они также должны быть в состоянии оказывать серьезное влияние на благоприятный ход переговоров в области военно-технического сотрудничества». Таким образом, перед нами целая программа по приобретению доверительных связей при королевском дворе. Стоит только догадываться о размере «комиссионных» за услуги такого рода «консультантам». Одним из таковых является на сегодняшний день франко-ливанский посредник Омар Зейдан, уже оказывавший судостроительной компании Франции DCNS «деликатные услуги» по подкупу ряда саудовских официальных лиц в рамках заключения и реализации контракта Sawari-2 в 90-х годах прошлого века. В настоящее время он консультирует две крупные французские фирмы Airbus Group и ODAS по их проникновению на саудовский рынок вооружений. Для этого планируется использовать саудовскую фирму Huta, которая тесно аффилирована с Saudi Bin Laden Group (SBG). Контакты последней с французским бизнесом до сих пор в основном ограничивались только контрактами в «гражданской сфере». Теперь О.Зейдан постарается через эту же схему организации совместного предприятия на базе фирмы Huta закрепить французский бизнес в королевстве. И, прежде всего, в сфере экспорта вооружений. При этом по оценке ряда экспертов, основной проблемой французов в данной области является отсутствие серьезных позиций среди «молодой плеяды» саудовской элиты, что вряд ли удастся ликвидировать в столь ограниченные сроки. Плюс нельзя сбрасывать со счетов скрытое противодействие активности Парижа со стороны американских экспортеров вооружения, а также элемент недоверия среди самого саудовского руководства к французам с учетом их неформальных дружеских отношений с «заклятыми друзьями» в лице Катара. При таком сценарии вся практическая работа по заключению и началу реализации каких-либо сделок откладывается автоматически на конец года. А это будет означать, что весь 2014 год для французского «оружейного бизнеса» на саудовском направлении потерян. Другим способом инфильтрации в ближний круг короля является установление доверительных связей по линии профильных компаний. Так, в частности, компания Airbus Group ведет переговоры с двумя мощными компаниями КСА Saudi Arabia Airlines и Nas Air в отношении льготных условий по продаже самолетов среднего и дальнего радиуса полетов для перевозки возросшего числа паломников на хадж (это связано с недавней либерализацией саудовской стороной выдачи виз для пилигримов в 65 странах). При этом французами имеется в виду, что обе компании — собственность клана Султанов, один из представителей которого является заместителем министра обороны КСА. Таким образом, предпринимается попытка создать заделы в области продажи вооружения через вовлечение на первом этапе крупных фигур из числа саудовского руководства в чисто «гражданские проекты». Другой вопрос, что после отставки и опалы главы клана принца Бандара лоббистские позиции этой группы значительно уменьшились. Кстати, именно принц Бандар в свое время пытался убедить короля Абдаллу «заменить» американцев на рынке вооружения французами.  На столь неординарные меры по усилению своего лобби в КСА Париж толкнули серьезные проблемы в организации процедур прохождения контрактов по тематике ВТС. Экспортное бюро Франции по вопросам обороны (ODAS), возглавляемое сейчас бывшим начальником аппарата Министерства обороны Э.Гулло, ничем не может похвастаться в отношении проникновения на саудовский рынок вооружения. Об экспансии, о которой говорили еще полгода назад в Елисейском дворце, сейчас речь вообще не идет. Переговоры о контракте Sawari-3 на сумму 15 млрд евро, предусматривающий продажу ВМС КСА шести фрегатов серии FREMM и пяти подводных лодок, заморожены. Как, впрочем, и другой контракт Mark-3 с фирмой Thales на сумму 4 млрд евро о поставках стационарных систем ПВО. Похожая история наблюдается и в формате попыток французов продать саудовцам корабли береговой охраны и космические спутники слежения фирмы Astrium.

52.33MB | MySQL:106 | 0,825sec