Документированные заметки к истории «Аль-Каиды». Аль-каидовские улемы. Часть 1

Графическим эпиграфом к теме «Аль-каидовские улемы» могут быть две «картинки», которые публикуются на Интернет-ресурсах, связанных с «Аль-Каидой» и ассоциированными с ней группировками. На первой «картинке», которая «гуляет» в интернете с 80-х годов прошлого, XX века, мы видим Коран и автомат Калашникова. (Впрочем, если присмотреться, то на ней видны три элемента: — Коран, «калаш», как его называют моджахеды-арабы, и — вода – см. http://www.iimes.ru/?p=20349.) —

image001

Вторая «картинка» опубликована на одном из интернет-ресурсов «Новой Аль-Каиды» в марте 2014 года. На ней запечатлены пулемёт, пистолет, гранаты и — книга «имама-шахида» Абдаллы Аззама ( 1941-1989 гг.) учителя Усамы бен Ладена «Под сенью суры Ат-Тауба» — араб. Фи Зыляль сура ат-Тауба —

image002

Кстати, сразу отметим, что это произведение – подражание египетскому идеологу «Братьев-мусульман» С.Кутбу (казнён в 1966 г.) с его книгой «Под сенью Корана» (араб. Фи-зыляль аль-Курʾан), т.е. здесь наблюдается идеологическая преемственность – вполне естественная: Аззам был членом Ассоциации «Братьев-мусульман».

Если позабавиться игрой «Найдите два отличия», то бросается в глаза первое отличие — увеличение «огневой мощи» на второй «картинке». И, действительно, мощь аль-каидовских группировок за прошедшие четверть века выросла многократно и они уже угрожают мировому порядку. Второе отличие – Коран заменён официальным изданием «Исламского Государства Ирака и Эш-Шама» (ИГИШ) — произведением Абдаллы Аззама, представляющим собой толкование одной из сур Корана.

Укажем и третье отличие, не заметное при сравнении «картинок», но известное и понятное любому исламоведу. Коран у мусульман считается Речью Аллаха (араб. Калям Аллах), а любое произведение, пусть даже на религиозную тему и цитирующее Коран, таковым, т.е. восходящим к Авторитету Аллаха, считаться не может. И, несколько огрубляя, допустимо сформулировать характеристику идеологии глобального джихада, ведущегося «Аль-Каидой», как движение от Авторитета Аллаха в обосновании целей и методов этого джихада к авторитету аль-каидовских улемов. (Улем – от араб. áлим, мн. ч. улямаʾучёный, знаток; так называют знатоков т. наз. исламских наук – корановедения, хадисоведения, законоведения-фикха и т.п.) При этом, и это нужно сразу иметь в виду, аль-каидовские улемы не принадлежат к профессиональному духовенству: Абдалла Аззам – агроном по образованию, упомянутый выше Сайид Кутб – школьный учитель; аль-каидовские улемы, о которых пойдёт речь ниже: Усама бен Ладен – инженер-строитель, Айман аз-Завахири – врач-педиатр, Абу-Мусаб аз-Заркави – человек без какого бы то ни было образования и без профессии, Сайид Имам аш-Шариф (он же «Доктор Фадль») – врач-хирург. И т.п. – вплоть до Абу-Сухайля аль-Малики Биляля Хаз‘аля, носильщика в сиднейском аэропорту…

«Аль-Каида» во всех её «ипостасях» («Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек», «Аль-Каида в странах Исламского Магриба», «Аль-Каида на Острове Арабов», «Сторонники Шариата», «Джабхат ан-нусра», «Исламское государство Ирака и Эш-Шама», «Боко Харам» и т.д.), это — глобальная сеть фальсифицированно негосударственных вооружённых группировок, создание, организацию, финансирование, вооружение, руководство которыми в действительности осуществляют государственные центры стратегического планирования на рациональных основах и рациональными методами в духе политического прагматизма и в видах реализации государственных геополитических и геоэкономических интересов.

Религия ислама, в первую очередь — политический ислам, т.е. имеющиеся в исламе политические аспекты (система власти – халифат и имамат; территориальные образования – эмираты; отношения с немусульманами – зиммитюд и т.д. и т.п.) из чисто прагматических и рационалистических соображений включается в идеологическо-пропагандистский и практическо-политический оборот нерелигиозными (подчеркнём это ещё раз) центрами стратегического планирования для реализации следующих задач.

Обращение к исламу позволяет осуществить результативную мобилизацию аль-каидовской «пехоты» глобального джихада. Как это делается, хорошо видно в почти «лабораторных» условиях Европы, где для сирийского фронта глобального джихада отмобилизованы тысячи европейцев с семьями – с жёнами и детьми. Только религиозная идеология и пропаганда с её учением о Рае и её интериоризация потенциальными исполнителями могла создать большой корпус религиозно мотивированных «шахидов» — исполнителей самоубийственных диверсионных и террористических актов, «фирменного стиля» «Аль-Каиды».

Исламская риторика широко используется для пропагандистского обоснования территориальной экспансии под лозунгом «освобождения исламских земель». При этом «исламскими землями» провозглашаются, по определению нынешнего руководителя «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, любая территория, на которой «хотя бы один день претворялся в жизнь исламский шариат». Реализация целей и задач центров стратегического планирования осуществляется в форме «исламской Реконкисты» — «освобождения» территорий в Азии, Африке, Европе и даже в Америке, которую, по утверждениям аль-каидовских пропагандистов и агитаторов, открыли до Колумба и освоили мусульмане.

Исламская солидарность служит способом поиска или создания союзников на ещё не «освобождённых» территориях. Весьма интересен процесс исламизации исконно немусульманских общностей (например, испанцев из католической среды) и вовлечение их в «освободительный джихад» на неисламских территориях, которые провозглашаются «исламскими землями» (например, в Испании, которая объявляется исконно исламской «Землёй аль-Андалус» и в которой центры стратегического планирования очень интересует Гибралтар).

Не в последнюю очередь ислам привлекается для того, чтобы под милыми сердцу европейцев лозунгами религиозной свободы и толерантности блокировать антитеррористическую активность европейских государств на их территории.

Идеально репрезентативна для иллюстрирования соотношения между деятельностью центров стратегического планирования и их обращением к исламу с указанными выше прагматическими целями является фотография, сделанная во время Афганской войны. На ней запечатлены для истории Збигнев Бжезинский – автор идеи «антикоммунистического джихада», точно не являющийся мусульманином (и, как показало дальнейшее развитие событий, не понимающего, что такое ислам, и чем этот «антикоммунистический джихад» обернётся для американцев – ниже мы дадим анализ антиамериканских проповедей Абдаллы Аззама в первые месяцы «антикоммунистического джихада», произнесённые им в мечетях на территории США) и — искренне верующий мусульманин Усама бен Ладен, мотивированный на «антикоммунистический джихад» с оружием в руках соответствующей агитацией и пропагандой в исламском духе, абсолютно открыто осуществлявшейся союзником США – властями Саудовской Аравии как на территории королевства, так и по всему миру, где были мусульмане, —

image003

Естественным образом сложилось разделение труда: центры стратегического планирования занимались организационными, финансовыми, логистическими и др. вопросами, тыловым обеспечением и т.п., а пропаганда и агитация в исламском духе была поручена исламскому духовенству – улемам, в первую очередь и преимущественно – саудовским, к которым примкнули просаудовские улемы из разных арабских стран, как это сделал египтянин Омар Абд-ар-Рахман, проходивший в американских документах под кличкой Blind Sheikh и обессмертивший себя на страницах юмористических журналов ставшей знаменитой мизансценой: слепой улем Омар Абд-ар-Рахман в Афганистане нацеливает зенитный пулемёт на советский вертолёт, —

image004

Отметим кстати, что Омар Абд-ар-Рахман после Афганской войны перебрался в США и в 1993 г. организовал взрыв во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке (в том самом, который был уничтожен 11 сентября 2001 г.), за что в настоящее время «тянет срок» в американской тюрьме.

Постепенно, и в дополнение к профессиональным улемам, сформировалась плеяда аль-каидовских улемов-непрофессионалов. (Ключевые моменты этого процесса будут рассмотрены ниже.)

То, что аль-каидовские улемы не принадлежат к профессиональному исламскому духовенству и, в принципе, не могут являться религиозными авторитетами для мусульман, компенсируется целенаправленной, широкомасштабной, массовидной популяризацией их взглядов среди мусульман центрами стратегического планирования, которые миллионными тиражами публикуют труды этих улемов на арабском языке и в переводах на европейские и славянские языки, распространяют их через интернет, как это сделала катарский телеканал «Аль-Джазира», который на своём сайте в течение нескольких лет держал полное собрание сочинений руководителей и идеологов «Аль-Каиды» — Усамы бен Ладена и Аймана аз-Завахири (скриншот сделан 14 мая 2006 г. в 07:47 по Гринвичу), —

image005

52.39MB | MySQL:108 | 2,271sec