И снова о лидере «Имарата Кавказ» Д.Умарове

На страницах ряда отечественных СМИ вновь появились публикации о подробностях ликвидации бывшего главаря «Имарата Кавказ» Д.Умарова, что вынуждает нас вновь вернуться к этой теме.  Отметим при этом, что сама гибель Умарова сомнений, похоже, ни у кого не вызывает, но вот на комментариях к ней стоит остановиться. Высказываются разные версии операции по нейтрализации главаря бандформирований, начиная от отравления (Московский Комсомолец) и заканчивая нанесением авиаудара по его базе (Р.Кадыров). При этом «все осведомленные лица», дающие эти комментарии, сетуют на повышенные меры осторожности и конспирации, которые Умаров предпринимал, а также на то, что в его окружение так и не удалось внедрить агента. Сразу отметим, что оба сценария нейтрализации эмира в данном случае «не работают», поскольку ни отравить, ни навести авиацию на его базу просто невозможно.

По нашей оценке, версию отравления можно отбросить сразу, поскольку этот этап в методах спецслужб уже пройден. После гибели Хаттаба (и не только его) боевики стали настороженно относится к различного рода посылкам и письмам, приходящим к ним по эстафете, и этот метод стал малоэффективным. Если включить простую логику, то можно предположить, что доставить яд «по назначению» можно только двумя способами: внедрить в самое непосредственное окружение объекта безгранично доверенного ему человека или же, что наиболее вероятно, внедрить агента на каналы связи. И в том и другом случаях – это крайне затратное и рискованное предприятие, поскольку в первом случае – агент должен постоянно с собой носить яд, что в разы увеличивает вероятность его расшифровки. Хранить же яд где-то рядом с базой тоже реально, но с учетом постоянной смены места базирования боевиков, чем собственно и грешил тот же Умаров, вызывает дополнительные сложности. Каналы связи – самое уязвимое звено в деятельности любой законспирированной организации, но после гибели Хаттаба, повторим, к письмам и посылкам главари бандформирований относились, по понятным причинам, очень настороженно и принимали в этой связи повышенные меры предосторожности. Но если верить «знающим людям», теперь комментирующим указанные события, внедрить такого агента так и не удалось. А значит, эту версию можно смело отправить «в утиль».

Вторая версия – авиаудар. Это больше похоже на правду, но есть несколько нюансов, на которых необходимо остановиться подробнее. Д.Умаров еще с начала новой антитеррористической кампании, в начале 2000-х, принимал повышенные меры конспирации в этом отношении. Нельзя сказать, что он не выходил в эфир, это периодически случалось. Но он использовал ретрасляторы, что наводило ракету на последний, а не на его фактическое местоположение. Таким образом, доставить радиомаяк по назначению можно было только с помощью либо агента (а его не было, как утверждают «эксперты»), либо вмонтировать его в какое-либо оружие, которое попало на базу боевиков (вариант ликвидации Ш.Басаева). Второй сценарий наиболее вероятен, но он подразумевает, что оружие будет доставлено туда, куда надо, а не спрятано на безопасном расстоянии от базы. И еще необходимо точно знать, что оно предназначается именно боевикам Д.Умарова. Понятно, что когда оружие приобретается, вряд ли кто-то рассказывает, кому конкретно оно понадобилось. Тем более что «эксперты» на страницах газет сейчас утверждают, что Д.Умаров сам никогда такого рода оружие в руках не держал и с собою не носил. Отсюда вывод. В случае этой версии закладка в продаваемое изделие делалось «вслепую». В пользу этой версии говорит и то, что спецслужбы вообще никак не обнародовали факт ликвидации Д.Умарова, а тот же Р.Кадыров ссылался исключительно на тексты радиоперехватов главарей боевиков, говоривших о гибели Д.Умарова. Официально это было подтверждено только после соответствующего некролога на сайте боевиков «Кавказ», что является самым лучшим индикатором. И этот момент четко свидетельствует еще об одном – внедренных агентов в окружение главаря не было. Иначе была бы точная информация о подтверждении его гибели и месте его захоронения. Значит версия «слепого» авиаудара является наиболее предпочтительной. Но и здесь есть один нюанс – даже сами главари боевиков заговорили о смерти Д.Умарова спустя полтора, а то и два месяца после его гибели, что не является типичным. Такие вещи в террористическом подполье узнают гораздо быстрее, чем в спецслужбах. Это может свидетельствовать о том, что Д.Умаров погиб или умер (будем помнить о его проблемах с почками) не на российской территории.

В этой связи вновь всплывает Панкисское ущелье в Грузии, которое собственно и являлось последней надежной базой Д.Умарова в последнее время. Тем более, что он породнился с одним из главарей местных чеченцев-кистинцев — Абу Омаром, который сейчас благополучно воюет в Сирии в рядах «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Да и все самые резонансные теракты в последнее время, включая теракт в Домодедово, Д.Умаров организовывал с подачи и при финансировании «саакашвиливских» спецслужб. Теоретически можно предположить, что после смены власти в Грузии он почувствовал себя неуютно и решил перебраться обратно в Чечню. Но, практически, он мог находиться под опекой своих новых родственников сколь угодно долгое время. Да и отпускать «в свободное плавание» такого опасного свидетеля грузинским силовикам было совсем не с руки. В этой связи вновь рискнем предположить, что его гибель произошла не в России, и что к ней приложили руки не только отечественные спецслужбы.

Но в любом случае неоспоримо одно – Д.Умарова более нет, а это значит, что центр банддвижения на Кавказе окончательно перебазировался в Дагестан, откуда и проистекает основная террористическая угроза для целей внутри России. И лишним доказательством этого является и новый лидер «Имарата Кавказ» А.Кебеков, и  недавний арест группы молодых дагестанцев, которые планировали теракты в Подмосковье.

62.81MB | MySQL:102 | 0,636sec