Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9-15 июня 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Афганистане. В Ираке боевики экстремистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) при поддержке отрядов ряда местных племен и оппозиционных режиму групп развернули масштабное наступление против правительственных войск на севере и в центре страны. В Афганистане 14 июня прошел второй тур выборов президента республики.

В Ираке в ходе масштабного наступления боевики ИГИЛ при участии вооруженных отрядов ряда местных племен и бывших баасистов захватили большую часть северной провинции Найнава, включая ее центр г. Мосул (1,8 млн жителей), центральной провинции Салах-эд-Дин, в том числе её центр г. Тикрит, некоторые районы северо-восточной провинции Дияла и северной провинции Ат-Таамим (Киркук). Бои идут и в провинции Багдад.

В первые дни наступления отряды боевиков практически не встречали организованного сопротивления со стороны правительственной армии и сил безопасности, которые без боя оставляли свои позиции, дезертировали или сдавались в плен. Сотни солдат и офицеров перешли на сторону противника. Дислоцированные в Мосуле 30 тыс. военных сдали город отрядам боевиков, численность которых не превышала 1000 человек. Военные бросили большое количество оружия, военной техники, боеприпасов и снаряжения. Все это попало в руки противника и уже частично используется им в боях с правительственными силами. ИГИЛ также захватила активы ряда банков в Мосуле, в которых находились до 500 млрд иракских динаров (429 млн долларов).

После бегства иракской армии из районов, прилегающих к территории курдской автономии, руководство Иракского Курдистана приказало курдским силам «пешмерга» занять их и быть в готовности отразить нападения боевиков ИГИЛ. В тоже время курды пока не идут на военное сотрудничество с Багдадом в борьбе с экстремистами. Отметим также, что курдские политики считают, что «пешмерга» должны остаться на занятых землях, в первую очередь в Киркуке, а не оставлять их после окончания конфликта. На деле речь идет о фактическом подчинении «спорных территорий», на которых претендуют Багдад и Эрбиль, курдскому региональному правительству. Более того, ряд политических наблюдателей полагают, что «Курдистан в этой ситуации можно не рассматривать как территорию Ирака».

14-15 июня наступление отрядов группировки ИГИЛ и её союзников замедлилось, а на отдельных участках правительственная армия и шиитские ополченцы отбили у противника несколько населенных пунктов. Активно действуют иракские ВВС, наносящие удары по противнику. Ожесточенные бои идут в районе г. Самарра севернее Багдада, где военные и отряды шиитских ополченцев остановили продвижение боевиков. Не смогли боевики овладеть и г. Баакуба – центром провинции Дияла. В район боев к северу от Багдада перебрасываются дополнительные армейские части из западной провинции Анбар.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики, заявил, что причины военного поражения кроются в «заговоре» среди высшего командования ВС. Он пообещал срочно реорганизовать военные структуры. В условиях фактического распада группировки правительственных сил на севере страны Н. аль-Малики объявил о мобилизации добровольцев. С обращением к иракцам взяться за оружие для борьбы с экстремистами выступили духовный лидер иракских шиитов А. Систани, радикальный шиитский имам М. ас-Садр, другие шиитские лидеры. В южных, преимущественно шиитских провинциях страны развернулась запись добровольцев, которые пополняют ряды армии или создают отдельные отряды, зачисляемые в состав МВД. Сообщается, что число добровольцев превысило 80 тыс. человек. Помимо шиитов, о своей готовности участвовать в борьбе с боевиками ИГИЛ заявил и ряд суннитских племен. Вместе с тем, как считают эксперты, призыв к записи добровольцев, на который в подавляющем большинстве откликаются арабы-шииты, увеличивает риск усиления вооруженного шиитско-суннитского противостояния в Ираке.

Парламент Ирака 12 июня не смог принять решение по запросу Н. аль-Малики о введении в стране чрезвычайного положения. Причиной срыва заседания стало отсутствие кворума. Фракции суннитов и курдов не поддержали инициативу премьера. Оппоненты Н. аль-Малики опасаются, что чрезвычайное положение даст ему дополнительные полномочия, которые он сможет использовать против своих политических противников.

Как видится, основные причины быстрых и крупных военных успехов группировки ИГИЛ и ее союзников стали тщательная организация наступательных действий, хорошая подготовка и вооружение боевиков, их высокая мотивация на ведение вооруженной борьбы. В то же время иракская армия и силы безопасности продемонстрировали свою неустойчивость, крайне низкое морально-психологическое состояние всех категорий личного состава. Политическими причинами успеха экстремистов, стал, прежде всего, фактор усиливавшегося в последние месяцы недовольства суннитов, прежде всего суннитской элиты политикой возглавляемого шиитами правительства Н. аль-Малики. Катализатором же последних событий явились итоги апрельских выборов в парламент Ирака, на которых победу вновь одержали шииты. В итоге «терпение суннитов закончилось, и они не стали сопротивляться исламским экстремистам, оставив свой спор с шиитами на решение вооруженным путем».

Успехи радикальных исламистов в Ираке вызвали серьезную обеспокоенность в мире, в том числе в России. США заявили о готовности оказать содействие Ираку военными поставками. В то же время США и их западные союзники не намерены направлять свои войска в Ирак. Президент Б. Обама подверг резкой критике неспособность иракской армии оказать сопротивление боевикам, а также политику политических лидеров Ирака, «которые не смогли разрядить обстановку и установить диалог между шиитами и суннитским меньшинством». Вместе с тем, США направили в Персидский залив авианосец в сопровождении крейсера и эсминца.

Президент Ирана Х. Роухани заявил о готовности Тегерана оказать помощь Ираку в борьбе с экстремистами в случае, если Багдад обратиться с такой просьбой. Роухани опроверг информацию о том, что Иран намерен послать свои войска в Ирак.

14 июня в Афганистане прошел второй тур президентских выборов, в ходе которого за пост главы государства боролись два кандидата: бывший глава МИДа страны А. Абдулла и бывший министр финансов А. Г. Ахмадзай. В первом туре, состоявшемся 5 апреля, они набрали 45 и 31,6% голосов, соответственно. В голосовании приняли участие свыше 7 млн человек, (более 58% от всех зарегистрированных избирателей). Несмотря на принятые властями меры безопасности, боевики движения «Талибан» совершили в день выборов свыше 150 нападений на избирательные участки. В результате действий экстремистов погибли 46 человек. Ожидается, что предварительные итоги голосования будут объявлены 2 июля, а окончательные – 22 июля.

В большинстве провинций Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в провинции Дамаск и предместьях столицы. На северо-востоке САР продолжаются боестолкновения между боевиками ИГИЛ и другими исламистскими группировками. В целом же на прошедшей неделе отмечается некоторое снижение интенсивности боевых действий в стране.

9 июня президент САР Б. Асад объявил о всеобщей амнистии, которая коснется осужденных «за все типы преступлений», совершенных до 9 июня 2014 г.

В Вашингтоне 11 июня сообщили, что администрация президента Б. Обамы поддержит законопроект, предусматривающий обучение боевиков «умеренной» сирийской оппозиции.

Высший конституционный суд Ливии 9 июня вынес окончательное решение о неконституционности избрания А. Майтыга премьер-министром страны. Всеобщий национальный конгресс (временный парламент) заявил, что будет уважать решение конституционного суда. Таким образом, в настоящее время обязанности главы кабинета министров Ливии исполняет А. А. ат-Тани. Сам Майтыг признал правоту судебного решения о нелегитимности его избрания на пост главы нового правительства.

В Бенгази 15 июня вспыхнули боестолкновения сторонников отставного генерала Х. Хафтара и боевиков исламистских группировок.

9-10 июня в Женеве прошли консультации в формате США-Иран при участии Евросоюза по ядерной программе Тегерана. Иранцы считают, что переговоры «прошли в позитивной атмосфере», хотя в позициях сторон сохраняются «значительные разногласия». Аналогичные консультации на минувшей неделе представители ИРИ провели с РФ, Францией и Германией.

Иран внесет изменения в проект ядерного реактора в Араке, чтобы снизить объемы производства плутония, сообщил 12 июня глава Организации по ядерной энергетике ИРИ А. А. Салехи. Вместо изначально запланированных 10 кг реактор будет производить менее 1 кг плутония.

С оптимистическим заявлением выступил 14 июня президент Ирана Х. Роухани. По его словам, ИРИ достигла договоренности с международными посредниками о продолжении обогащения урана, при этом санкции в отношении Ирана будут сняты при любом соглашении. По мнению Роухани, все вопросы по иранскому ядерному досье с «шестеркой» международных» посредников могут быть решены к ранее намеченному сроку – 20 июля. При этом «в случае провала (переговоров) проиграют и та, и другая сторона». Ранее в Тегеране заявили, что Иран вернется к обогащению урана до 20 процентов в случае провала переговоров с «шестеркой» по его ядерной программе.

9 июня Турцию с визитом посетил президент Ирана Х. Роухани. На переговорах в Анкаре стороны договорились приложить усилия с целью достижения двукратного увеличения товарооборота между двумя странами — до 30 млрд долларов в год. Также обсуждались вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом в регионе, ситуация в Египте и Сирии. Стороны договорились проработать вариант соглашения, касающегося снижения закупочной цены на иранский природный газ. Президент Турции А. Гюль проинформировал Х. Роухани о том, что Иран должен уважать суверенитет и не вмешиваться во внутренние дела стран региона, особенно аравийских монархий.

Радикальное исламистское движение «Техрик-и-Талибан Пакистан» заявило об ответственности за нападение на аэропорт «Джинна» в Карачи, совершенное в ночь на 9 июня. По мнению экспертов, эта атака «ставит крест» на возможности мирных переговоров правительства Н. Шарифа с боевиками. В ответ пакистанская армия 15 июня начала масштабную «универсальную операцию» против боевиков на северо-западе страны.

10 июня Кнессет во втором туре выбрал нового президента Израиля. Им стал бывший спикер парламента Р. Ривлин. Ривлин родился в 1939 г. в Иерусалиме. Является противником ухода Израиля с оккупированных территорий и создания независимого палестинского государства. У него напряженные отношения с премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху.

Президент Южного Судана С. Киир и лидер вооруженной оппозиции Р. Машар 10 июня договорились сформировать переходное правительство в течение 60 дней. Вместе с тем, имеется опасение, что стороны могут отказаться от достигнутых договоренностей и нарушить мирный процесс.

9 июня правительство Египта во главе И. Махлябом подало в отставку. Уходящему премьеру поручено сформировать новый кабинет. За время пребывания на своем посту Махляб успел зарекомендовать себя деятельным и активным хозяйственником.

Президент Йемена М. Хади 11 июня сместил с должности главу МИДа, министров финансов и экономики на волне массовых протестов в связи перебоями в энергоснабжении и нехваткой продовольствия. Власти также закрыли телеканал, связанный с бывшим президентом страны А. А. Салехом. В Сане полагают, что за нынешними протестами стоят сторонники Салеха.

15 июня возобновились боестолкновения между правительственными войсками и шиитскими боевиками-хоуситами на севере Йемена. Таким образом, перемирие между сторонами продержалось всего 11 дней.

Приложение

 

 

О состоянии сил ПВО Ирана

Опыт локальных конца ХХ – начала ХХI века отчетливо показал, что вооруженные конфликты с участием западных коалиций всегда начинались с подавления сил ПВО и массовых ракетно-бомбовых ударов по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры управления. В этих условиях руководство Ирана, стремясь не повторить опыт Югославии, Ирака и Ливии, уделяет самое пристальное внимание вопросам защиты воздушного пространства страны, предпринимает ускоренные шаги по разработке собственных современных систем ПВО, способных противостоять средствам воздушного нападения вероятных противников, прежде всего, США и Израиля.

Войска ПВО Ирана (12-15 тыс. чел.) организационно входят в состав ВВС армии и предназначены для контроля воздушного пространства, отражения налетов авиации противника и прикрытия важных административных и стратегических объектов страны. Собственные силы ПВО имеют сухопутные войска армии и Корпус стражей исламской революции (КСИР).

Командующий войсками ПВО одновременно является одним из заместителей командующего ВВС армии и имеет свой штаб (Главный оперативный центр) в Тегеране. Для успешного решения возложенных на ПВО задач, а также более эффективного управления истребительной авиацией и наземными силами и средствами ПВО в Иране создана единая автоматизированная система управления.

Существующая в ИРИ система ПВО построена по зонально-объектовому принципу. Воздушное пространство над территорией страны, прилегающими к ней территориями сопредельных государств, акваториями Персидского и Оманского заливов, Каспийского моря, разделено на четыре района ПВО с соответствующими оперативными центрами (ОЦ). В каждом районе имеются все необходимые элементы, включая системы управления, разведки, истребительную авиацию, зенитные ракетные и зенитные артиллерийские части. Район противовоздушной обороны включает 3-5 групп ПВО

На сегодняшний день основные силы ПВО размещены для прикрытия важных в стратегическом отношении объектов на западе Ирана, на побережье Персидского, Ормузского и Оманского заливов. В то же время не имеет значительного прикрытия силами ПВО восточная часть территория ИРИ, граничащая с Афганистаном и Пакистаном, откуда также может исходить угроза воздушного нападения.

1-й район (ОЦ в г. Баласор) прикрывает воздушное пространство северо-восточной части ИРИ, в т. ч. столицу Тегеран, южную часть Каспийского моря и границу с Афганистаном. 2-й район (ОЦ в Субаши) прикрывает воздушное пространство северо-западной части страны, контролирует Закавказье, турецкую Восточную Анатолию, север Ирака. 3-й район (ОЦ в Ширазе) прикрывает воздушное пространство юго-западной части ИРИ, контролирует Ирак, Кувейт, северные районы Саудовской Аравии и акваторию Персидского залива. 4-й район (ОЦ в Бендер-Аббасе) прикрывает воздушное пространство южной и юго-восточной частей страны, контролирует акватории Персидского и Оманского заливов, зону проливов, Бахрейн, Катар, ОАЭ, юго-запад Афганистана, юго-западные районы Пакистана.

На вооружении войск ПВО Ирана находятся зенитные ракетные комплексы (ЗРК) и зенитные артиллерийские системы отечественного и иностранного, в том числе российского производства.

Иран располагает 10 пусковыми установками (ПУ) российского ЗРК большой дальности С-200. Основу же зенитных ракетных войск составляют американские ЗРК средней дальности «Усовершенствованный Хок» и его иранские клоны. ЗРК «Ус. Хок» прошли в Иране модернизацию и производятся под названием «Мерсад» (всего имеется до 200 ПУ «Ус. Хок» и «Мерсад»), а иранские варианты ракет для этих ЗРК получили название «Шахин» и «Шалмача». На вооружении остаются 45 ПУ китайского ЗРК средней дальности HQ-2J (аналог советского СА-75). То, что эти комплексы до сих пор модернизируются и остаются в строю является следствием нехватки у Ирана современных ЗРК. Комплексы малой дальности представлены российскими ЗРК «Квадрат», прошедшими частичную модернизацию, ЗРК FM-80 (китайская версия французского ЗРК «Кроталь»), английскими ЗРК «Рапира» (30 ПУ) и «Тайгеркет» (15 ПУ). Наиболее современными и эффективными средствами ПВО ИРИ являются российские ЗРК малой дальности «Тор-М1» (29 ПУ) и 10 зенитных ракетно-пушечных установок «Панцирь С-1». Кроме того, по неподтвержденным сведениям, Иран располагает 2-4 российскими ЗРК С-300 ранних модификаций, приобретенных в Белоруссии или Хорватии. В 2010 г. в Тегеране заявили о разработке собственного аналога С-300, превосходящего последний по характеристикам. В сентябре 2012 г. КСИР представил новый иранский ЗРК средней дальности – «Раад».

В целом, все иранские ЗРК (кроме «Тор-М1») имеют крайне низкую вероятность поражения малоразмерных низколетящих целей: крылатых ракет, управляемых авиационных бомб, беспилотных летательных аппаратов, и др. Очень сложно этим комплексам бороться и с боевыми вертолетами.

Переносные ЗРК (до 1000 ед.) представлены российскими «Стрела-2А/3 и их китайскими аналогами, российскими «Игла-1», американскими «Стингерами» и шведскими RBS-70.

Зенитная артиллерия (свыше 1000 орудий в составе ВВС и сухопутных войск) имеет на вооружении российские ЗСУ-57-2 и ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗУ-23-2, швейцарские 35-мм автоматические зенитные пушки (АЗП) «Скайгард», китайские 37-мм АЗП, шведские 40-мм АЗП «Бофорс» L-70 и 100-мм орудия – в основном местные клоны советской зенитки С-19.

Авиационная составляющая ПВО ИРИ реально включает в себя 79 истребителей (МиГ-29 – 35, F-14 «Томкэт» — 44). Вместе с тем, сложно сказать, сколько из этих машин способно реально подняться в воздух. Другие типы истребителей («Миражи» F-1EQ, F-5 и F-7M) являются слишком устаревшими, чтобы оказывать эффективное противодействие современным боевым самолетам.

В настоящее время иранская система дальнего радиолокационного обнаружения и сопровождения целей представлена 24 РЛС, которые расположены по периметру границ. Кроме этого две РЛС расположены в районе Исфахан и Арак. Треть всех РЛС дислоцировано на побережье Персидского залива. Имеющиеся радиотехнические средства по своим количественным, а главное качественным параметрам не позволяют создать сплошное радиолокационное поле на малых высотах. Системы управления силами и средствами ПВО, радиолокационного наблюдения и обнаружения, наведения оружия обладают слабой помехозащищенностью. Поэтому имеется острая необходимость в обновлении парка РЛС, оснащении его современными станциями, способными работать в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника. На оснащении стоят устаревшие АСУ выпуска 60-80-х гг., их аппаратура давно изношена, выслужила несколько сроков эксплуатации. К тому же все районы пунктов управления и КП, узлы связи, позиции РЛС, частоты мирного времени давно известны вероятному противнику.

Большую роль в системе ПВО ИРИ могут сыграть средства РЭБ. По информации СМИ, Россия поставила в Иран комплекс РЭБ «Автобаза», который способен эффективно противодействовать бортовым РЛС летательных аппаратов.

В 2008 г. ЦРУ сообщило, что на вооружении ВВС Ирана состоит, по крайней мере, один самолет типа «Боинг-707» переоборудованный для решения задач по предупреждению о воздушном нападении.

Для войск ПВО Ирана характерна интенсивная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения, в том числе масштабные, как самостоятельные, так и с участием других видов вооруженных сил. В ходе учебно-боевых мероприятий, в частности, отрабатываются вопросы отражения массированного воздушного нападения на ИРИ и на отдельные важные стратегические объекты, в том числе атомные. В рамках учений регулярно проводятся испытания новых видов вооружения ПВО, включая ЗРК, РЛС, средства РЭБ.

Таким образом, система ПВО Ирана является устаревшей. Она сильно уязвима для мер РЭБ и не способна дать надлежащий отпор противнику, располагающему новейшими разнообразными средствами воздушного нападения. Однако, как считает ряд экспертов, иранцы в случае нападения «в состоянии доставить много хлопот Израилю или США». И хотя значительная часть иранской техники ПВО – это вчерашний день, но все это находится в рабочем состоянии. Тегеран всячески пытается улучшить техническое состояние, повысить боеготовность и боеспособность сил ПВО, наладить поступление запчастей, организовать собственный ремонт техники. В войска постепенно поступает все большее число новых образцов вооружений. Вместе с тем, международная блокада ИРИ в вопросах военно-технического сотрудничества не позволяет Ирану полноценно модернизировать свою систему противовоздушной обороны, довести ее до уровня, отвечающего современным требованиям.

52.36MB | MySQL:103 | 0,447sec