Ситуация в Алжире: июнь 2014 г.

Июнь в Алжире начался с правовой коллизии с Францией, где в Нантере близ Парижа начался суд над бывшим владельцем финансовой империи «Халифа» Рафиком Халифой, заочно осужденным в Алжире в 200 7г. и выданным Великобританией Алжиру в декабре 2013 г. Во Франции Р.Халифу обвиняют в расхищении средств и банкротстве. Как заявил министр юстиции АНДР Тайеб Лух, Алжир не выдаст Франции бывшего магната, поскольку это запрещено алжирскими законами, и в частности, статьей 698 Уголовного кодекса.

Р.Халифа укрылся в Великобритании в 2003 г. после того, как разразился финансовый скандал вокруг принадлежавшего ему «Халифа банк», а также ряда других  предприятий, входивших в его финансовую империю. В Лондоне он был арестован в 2007 г. С этого времени он находился под угрозой экстрадиции в Алжир или Францию. В самом Алжире Р.Халифа еще в 2007 г. был заочно приговорен к пожизненному заключению по обвинению в создании преступного сообщества с целью осуществления финансовых махинаций.

В конце 90-х годов прошлого столетия группа «Халифа», созданная на базе одноименных банка, авиатранспортной компании, двух телеканалов, представлялась как новая витрина алжирского режима, который в то время вышел из десятилетия внутриалжирского противостояния и занялся строительством рыночной экономики. В холдинге, занимавшемся также строительством, недвижимостью, сдачей в аренду роскошных автомашин, работали 20 тысяч человек. Понятно, что у быстро разбогатевшего молодого фармацевта и сына бывшего министра, бывшего шефа алжирской разведки были влиятельные покровители. Еще до краха его холдинга многие в Алжире задавались вопросом относительно происхождения его стартового капитала, поскольку сам Р.Халифа утверждал, что являлся единственным акционером группы.

Проблемы у группы «Халифа» начались в ноябре 2002 г., когда алжирские власти заморозили операции «Халифа банка» и ввели в нем внешнее управление. Новый инцидент последовал в феврале 2003 г., когда троих приближенных Р.Халифы задержали в аэропорту Алжира при попытке вывести из страны 2 млн евро наличными. Разрушение его империи в 2003 г. нанесло огромный ущерб алжирским властям и вкладчикам его банка, оцениваемый в сумму от 1,5 до 5 млрд долларов.

8 июня в Алжир с 2-дневным визитом прибыл глава МИД Франции Лоран Фабиус. Заранее было объявлено, что основной темой его переговоров с алжирскими официальными лицами станет ситуация в зоне Сахеля. В заявлении перед поездкой Л.Фабиус назвал «отличным» уровень франко-алжирского сотрудничества при решении вопросов безопасности в регионе.

В поездке французского министра сопровождала большая группа предпринимателей. Повышенное внимание Парижа экономическому аспекту двустороннего сотрудничества понятно, поскольку Францию в Алжире все больше поджимает Китай, вышедший в 2013 г. на первое место по объемам поставок в АНДР.

В ходе встречи с министром промышленности Алжира Абдессалямом Бушуаребом Л.Фабиус заявил, что его страна будет стремиться к тому, чтобы остаться первым торговым партнером АНДР. «Мы намерены вместе работать с тем, чтобы продвигаться на рынки третьих стран», — утверждал он. На пресс-конференции по итогам визита в Алжир он утверждал, что «Франция рассчитывает быть и остаться первым экономическим партнером АНДР».

В настоящее время Алжир, имея валютные резервы в объеме 200 млрд долларов и ежегодные доходы примерно в 60 млрд долларов, стремится сократить зависимость своей экономики от экспорта углеводородов. Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика намерен приступить к реализации программы индустриализации страны, в которой хотели бы поучаствовать многочисленные зарубежные партнеры.

Что касается Китая, то в настоящее время порядка 50-ти китайских компаний реализуют в Алжире контракты общей стоимостью 20 млрд долларов. В то же время французские компании теряют свои позиции в Алжире. Алжирская госкомпания СОНАТРАК отказалась в марте с.г. от  проекта строительства завода по переработке газа стоимостью 5 млрд долларов, который обсуждался с французской группой «Тоталь» с 2007 г. – стороны не договорились по цене на «голубое топливо».

В июне были продолжены усилия Алжира по достижению мира в северных районах Мали. 10 июня три повстанческих движения «северян» – участников соглашения о прекращении огня от 23 мая – подтвердили в Алжире их намерение способствовать «реализации динамики мира». В тот день Национальное движение освобождения Азавада (НДОА), Верховный совет за единство Азавада (ВСЗЕА) и Арабское движение Азавада (АДА) подписали т.н. Алжирскую декаларацию, в которой подтвердили их участие в инклюзивном внутрималийском диалоге. Объявленная цель этого диалога – «учет законных требований местного населения при полном уважении принципов территориальной целостности и национального единства Мали». Понятно, что последнее условие – результат усилий алжирской дипломатии.

В июне много шума в Алжире и Франции вызвало решение Парижа пригласить алжирских военных для участия в военном параде 14 июля во французской столице. В этом году он посвящался столетию со дня начала Первой мировой войны, поэтому в церемонии предполагалось участие представителей 80-ти стран. Во Франции больше всего протестов на это решение исходило от Национального фронта. В ответ на эти протесты Л.Фабиус заметил, что в чисто символическом присутствии трех алжирских солдат на параде 14 июля не будет ничего «шокирующего, поскольку речь идет о долге памяти всем тем, кто принес себя в жертву, в том числе и алжирцам».

В июне в Алжире продолжилась возня вокруг проекта новой конституции, в обсуждении которого отказалась участвовать оппозиция. Несмотря на ее демарш, 20 июня глава кабинета президента Алжира Ахмед Уяхья заявил о возможности достижения некоего «консенсуса» относительно проекта основного закона страны. «Мы находимся только на середине пути. Процесс займет достаточно много времени. Можно утверждать, что консенсус вокруг вопроса и пересмотре конституции возможен», — утверждал он. По его словам, такой консенсус возможен потому, что «оппозиция требует изменений, и А.Бутефлика провозгласил такую же цель в своих выступлениях». Понятно, что оппозиция и президент  по разному видят эти изменения. Тем более что тот же А.Уяхья отверг идею «демократического переходного процесса», на котором настаивает оппозиция. Последняя 10 июня призвала к такому переходному процессу с тем, чтобы установить «легитимную политическую систему» в стране.

А.Уяхья с 1 июня возглавил процесс консультаций по проекту новой конституции, который должен был продлиться до 8 июля. Однако большинство оппозиционных партий и ряд видных политиков отказались от участия в консультациях. Главное новшество в этом проекте – возвращение к двум президентским срокам для одного политика. Такое положение было упразднено в 2008 г. с тем, чтобы позволить А.Бутефлике сначала баллотироваться на третий мандат, а затем на четвертый.

В июне Алжир стал первой зарубежной страной, которую посетил с рабочим визитом новый президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в качестве главы государства. В настоящее время Каир и Алжир занимают похожие позиции по ряду международных проблем. «Цель моего визита в Алжир – достичь полного согласия в части, касающейся взаимных интересов и вызовов, с которыми сталкиваются две страны, — заявил А.Ф.ас-Сиси по прибытии в Алжир. – Египту и Алжиру необходимо вместе работать по ряду вопросов, и в частности, в борьбе с терроризмом».

Как сообщило алжирское официальное информационное агентство АПС, важное место на переговорах лидеров двух стран было уделено ситуации в Ливии. Это понятно – их тревожит то, что происходит на территории беспокойного соседа.

25 июня французские СМИ посвятили достаточно много сообщений достаточно показательному, по их мнению, суду над 27-летним кибер-джихадистом алжирского происхождения Мохаммедом Бельхусином, который поменял лекции в престижном горном институте в Альби на тюремную камеру за то, что в итоге превратился в рупор «видеотворений» близкого к «Аль-Каиде» джихадистского издания «Ас-Сабаб». Его почтовый адрес в сети dailymotion начинался с oussama911.

В суде Бельхусин признал, что этот адрес был выбран им потому, что он восхищался деятельностью Усамы бен Ладена. С помощью этого адреса он поддерживал виртуальную связь с джихадистской ячейкой в Бобини – одном из пригородов Парижа. Шестеро участников этой ячейки позднее отправятся для военной подготовки в зону племен в Пакистане.

По словам Бельхусина, сам он отказался от подобной судьбы, заявив в суде под присягой, что из 100 тех, кто называют себя сторонниками джихада в интернете, от силы 5 решаются на реальное участие в боевых действиях. Кибер-джихадиста легко вычислили французские спецслужбы по IP-адресу его компьютера. Они же немедленно установили за ним наблюдение, благодаря чему были перехвачены послания участников группы из Бобини, оказавшихся в Пакистане и Афганистане. Все они были похожими – их отправители просили денег.

Бельхусин заявил в суде, что был лишь простым ретранслятором этих просьб, что было подтверждено следствием. Затем наступило понимание того, что его использовали в «темную». Насколько искренними были эти признания – сказать трудно. В любом случае французские спецслужбы в итоге пришли за ним, и ему пришлось отвечать перед судом.

В целом, как представляется, именно Алжир призван сыграть решающую роль в урегулировании ситуации на севере Мали. Но понимание этого пока не пришло к некоторым из тех, кто оказался втянутым в этот конфликт. Отсюда – большое число желающих предстать перед миром в качестве посредников без особых на то оснований.

52.11MB | MySQL:103 | 0,490sec