Ситуация в Ливане: июнь 2014 г.

Ситуация в Ливане в июне 2014 г. продолжала оставаться сложной и характеризовалась тремя основными моментами: неурегулированным президентским кризисом, возобновившейся террористической угрозой, продолжающимся негативным влиянием гражданской войны в соседней Сирии.

Ливанскому парламенту, собиравшемуся 12 и 22 июня, так и не удалось избрать президента. Последнее заседание было отменено спикером Набихом Берри из-за отсутствия кворума. Отчаявшийся Мишель Аун, являющийся одним из основных претендентов на президентский пост, 30 июня предложил внести изменения в конституцию страны и избирать президента не парламентским, а всенародным прямым голосованием в два тура. Так как, согласно Национальному Пакту президентом страны может быть только христианин, то первый тур Аун предлагает проводить в рамках христианской общины, а второй в рамках всенародного голосования. Первые отклики на данное предложение показали, что большинству политиков и СМИ эта инициатива кажется преждевременной и экстравагантной. Напомним, что Аун также является сторонником изменения избирательного закона в Ливане. Согласно его проекту, на выборах депутатов парламента ливанцы должны голосовать только за единоверцев из своих общин. Марониты – за кандидатов-маронитов, шииты – за шиитов  и т.д. Все эти инициативы направлены на то, чтобы поднять политический статус христианской общины, находящейся в определенном упадке,  и увеличить ее влияние на ситуацию в стране.

Другие политики Ливана также высказывались за скорейшее преодоление президентского кризиса. Пространное заявление по этому поводу сделал 7 июня лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла. Он заявил, что разрешение президентского кризиса является «моральной, гражданской и политической обязанностью депутатов парламента». При этом он призвал депутатов избрать президента, не дожидаясь ирано-саудовских договоренностей по Ливану. «Если вы будете их ждать, то страна еще очень долго будет оставаться без президента», — отметил Насралла. Он также подчеркнул, что все страны региона, прежде всего Саудовская Аравия, в настоящее время озабочены разрешением внутренних проблем, и разрешение внутриполитического кризиса в Ливане не входит в число их приоритетов. Насралла решительно отмел обвинения своих политических соперников в том, что «Хизбалла» пытается подменить двухчастное исламско-христианское разделение властей, прописанное в Таифских договоренностях трехчастным – шиитско-суннитско-христианским. Он отметил, что впервые такая идея была высказана депутатской делегацией французского парламента, проводившей в мае нынешнего года консультации в Тегеране. Впрочем, Иран, по его мнению, выступает за соблюдение Таифских договоренностей и не одобряет этот план. «Мы должны избрать президентом наиболее сильного представителя христианской общины», — заявил Насралла. Лидер «Хизбаллы» также в очередной раз поддержал президента Сирии Башара Асада, отметив, что его победа на президентских выборах является победой всех сирийцев. «Выборы в Сирии показали на чьей стороне находятся симпатии сирийского народа. Президент Сирии совершил исторический подвиг и избран своим народом на следующие семь лет. Тем, кто действительно добивается политического урегулирования в Сирии, придется иметь с ним дело. Национальное примирение в Сирии начинается с Асада и им же заканчивается», — констатировал Насралла.

10 июня на тему ливанских президентских выборов в интервью телеканалу «Аль-Арабийя» высказался и лидер ПСП Валид Джумблат. Он заявил, что не будет поддерживать на президентских выборов ни Мишеля Ауна, ни Самира Джаджаа. Наилучшим кандидатом Джумблату представляется выдвиженец его блока Анри Хелу. Вообще, по мнению лидера ливанских друзов, новый президент Ливана должен следовать линии Мишеля Сулеймана, ставшего инициатором заключения в 2012 году Декларации Баабды. В этой декларации содержится призыв ко всем политическим силам Ливана о невмешательстве в дела соседней Сирии. Джумблат вновь обрушился с резкой критикой на правительство Асада, отметив, что «до Башара Асада в Сирии было государство, а Башар превратил его в банду, убивающую собственный народ».

С призывом о скорейшем избрании президента обратился к парламентариям и патриарх маронитской церкви Бешара аль-Раи. Выступая 7 июня на собрании духовных лидеров Горного Ливана, где помимо маронитского духовенства присутствовали сунниты, шииты, друзы, греко-католики и православные, Бешара аль-Раи отметил, что уклонение депутатов от избрания президента является невыполнением ими своих обязанностей, в президентский вакуум подрывает Национальный Пакт.

Основным внешнеполитическим событием в жизни Ливана в июне был визит в страну госсекретаря США Джона Керри. 4 июня государственный секретарь США Джон Керри нанес неожиданный визит в Ливан, который оказался сюрпризом для многих аналитиков. В Бейруте Джон Керри провел переговоры с премьер-министром Таммамом Саламом и спикером ливанского парламента Набихом Берри. В ливанскую столицу Керри приехал не один, а в компании президента Всемирного банка Джим Ен Кима. Официальной целью приезда Кима было оказание Ливану финансовой помощи для обустройства сирийских беженцев. «Ливан является очень важной страной для безопасности в регионе и за его пределами. США остаются привержены обеспечению ее стабильности и суверенитета», — отметил Керри. Он также отметил, что политический кризис в Ливане представляет большое затруднение, а отсутствие законно избранного президента в Ливане препятствует армии адекватно реагировать на внешние и внутренние террористические угрозы. Не обошлось и без обычной критики в адрес Сирии и ее президента Башара Асада. Керри назвал президентские выборы, прошедшие 2 июня в САР «большим нулем», и заявил, что Вашингтон никогда не признает их результатов.

Другим резонансным внешнеполитическим событием стало проведение в Риме 17 июня конференции в поддержку ливанской армии. На ней присутствовали представители дипломатического и военного руководства стран  НАТО и ЛАГ. Ливан на конференции представляли министр иностранных дел Джебран Басиль, министр обороны Самир Мокбель и командующий армией генерал Жан Кахваджи.

Характерной чертой внутриполитической ситуации в Ливане стало новое обострение приглушенной было террористической угрозы.18 июня сотрудники ливанских спецслужб и сторонники «Хизбаллы» предотвратили крупный теракт по подрыву больницы в бейрутском микрорайоне Дахия. 20 июня террорист-смертник взорвал машину на КПП в Восточном Бейруте, в результате чего один человек погиб, 32 получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя организация «Бригады Абдаллы Аззама», уже отметившаяся в прошлом году в серии терактов в шиитских районах Бейрута. Ее лидер Сираджуддин Зрейкат в Твиттере призвал правоверных суннитов убивать представителей иранской партии, под которой джихадисты подразумевают «Хизбаллу». После этого в столице Ливана была объявлена ситуация террористической угрозы. Усиленные наряды армии и Службы внутренней безопасности были выставлены на охрану президентского дворца, зданий МВД, парламента, резиденции Набиха Берри в Айн аль-Тине. 24 июня еще одна бомба разорвалась в бейрутском микрорайоне Тайун, вызвав гибель одного и ранения 12 человек.

Некоторые ливанские политики и представители СМИ связали эти теракты с активизацией экстремистской организации ИГИЛ в Ираке. Например, Хасан Насралла, выступая 21 июня отметил, что если бы не помощь «Хизбаллы» правительству Башара Асада, то джихадисты из ИГИЛ были бы уже в Бейруте. Между тем, основной причиной усиления террористической угрозы в Ливане являются недавние военные успехи сирийской правительственной армии, которой удалось вытеснить из пограничных районов Каламун и Забадани большое количество боевиков, нашедших убежище в Ливане. В Ливане сирийские джихадисты, оставшиеся не у дел, перешли к тактике террора для того, чтобы лишний раз напомнить о себе и подготовить почву для возобновления боевых действий в Сирии. Однако многие ливанские наблюдатели отмечают, что на этот раз возможности сирийских джихадистов по дестабилизации обстановки в Ливане будут гораздо скромнее, чем во второй половине прошлого года. В 2013 году саудовские спецслужбы во главе с принцем Бандаром добивались ослабления позиций «Хизбаллы» и финансировали деятельность экстремистов в Ливане. В настоящее время Бандар уже не возглавляет спецслужбы королевства. Саудовская элита заинтересована в стабильности ливанской ситуации и не будет оказывать поддержку сомнительным политическим силам и откровенным террористам. Кроме того, бурное развитие событий в Ираке надолго превращает Ливан в периферийный участок ближневосточной политики.

52.33MB | MySQL:103 | 0,475sec