Выступление министра иностранных дел Израиля на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне о перспективах ситуации в секторе Газа

4 августа 2014 г., выступая на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, глава внешнеполитического ведомства Израиля А.Либерман сделал заявление относительно ситуации в секторе Газа и перспектив операции «Нерушимая скала». По данным официального сайта израильского парламента, министр отметил, что операция по борьбе с угрозой, исходящей от ХАМАСа, не завершена, а основной целью по-прежнему является обеспечение безопасности жителей страны и устранение угрозы ракетных обстрелов территории Израиля со стороны Газы[i]. Кроме того, А.Либерман прокомментировал возможные варианты развития ситуации в будущем. Так, по мнению министра, два реалистичных сценария заключаются в урегулировании противостояния дипломатическими методами посредством соглашения или полной победе над силами ХАМАСа. Третья возможность, рассматриваемая А.Либерманом как нерелевантная, состоит в ситуационном реагировании. Другими словами, в этих условиях Израиль будет отвечать на действия ХАМАСа, утратив возможность контролировать ситуацию, и окажется под влиянием противника, определяющего, когда именно возобновлять борьбу.

По данным газеты Haaretz, глава МИД высказался против участия М.Аббаса в переговорном процессе относительно нынешнего противостояния Израиля и ХАМАСа. По словам главы внешнеполитического ведомства, приведенным изданием, вовлечение его в процесс урегулирования станет серьезной ошибкой, поскольку он противостоит Израилю на различных международных форумах[ii]. Также министр дал положительную оценку деятельности сотрудников внешнеполитического ведомства в ходе нынешнего витка противостояния. Он подчеркнул, что, благодаря их работе, удалось без искажений представить правомерность израильских требований о демилитаризации Газы, а также создать благоприятный фон для ЦАХАЛа.

Еще одним важным аспектом, затронутым министром иностранных дел Израиля, стал вопрос о будущем Газы. По словам А.Либермана, приведенным на сайте Кнессета, глава внешнеполитического ведомства призвал рассмотреть возможность контроля ООН над данной территорией. Целесообразность этого шага, с его точки зрения, объясняется несколькими группами причин. С одной стороны, опыт израильского ухода из сектора Газа продемонстрировал, что выполнение Израилем требований возвращения к определенным границам и ликвидация поселений автоматически не гарантирую достижение мира. Во-вторых, глава внешнеполитического ведомства напомнил об опыте Косово, где, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №1244 (от 10 июня 1999 г.) был введен контроль данной организации.

Это сравнительно небольшое заявления ставит ряд вопросов о будущем сектора Газа, а также продолжает раскрывать особенности действий А.Либермана на посту министра иностранных дел Израиля во вторую каденцию.  В том, что касается первого аспекта, интересно использование примера Косово. Разумеется, как СМИ, так и международные организации часто обращаются к опыту бывшей Югославии в поисках прецедента, позволяющего оправдать или запретить некоторые действия. Прежде всего, это касается определения правомерности отделения той или иной территории от страны. Однако применимость косовского сценария к Газе можно считать весьма ограниченной. С одной стороны, упоминавшаяся выше резолюция СБ ООН № 1244 предусматривала, в числе прочего, демилитаризацию вооруженных формирований косовских албанцев[iii]. Израиль, в свою очередь добивается демилитаризации сектора Газа. Об этом в своей речи заявил А.Либерман 4 августа 2014 г., с аналогичной установкой, по данным Times of Israel, израильские представители отбыли в Каир для переговоров после объявления 72-часового прекращения огня. С другой стороны, меры, повторяющие шаги, предпринятые некогда в отношении Косово, повлекут за собой нечто подобное международному присутствию под эгидой ООН. Учитывая не всегда простые отношения Израиля с этой организацией и ее специализированными учреждениями, решение одной проблемы может спровоцировать обострение другой. Более того, продолжая проводить аналогии с Косово, где политический процесс после выборов, организованных под контролем временной администрации, нельзя назвать простым, ситуация в Газе также вряд ли будет более благополучной. Не менее важным обстоятельством при рассмотрении перспектив Газы в случае контроля ООН над сектором является экономика. Этот шаг потребует от организации значительных финансовых вливаний, которые станут бременем для государств-членов ООН.

Помимо смысловой нагрузки, вложенной главой МИД в речь в комиссии по иностранным делам и обороне 4 августа 2014 г., она имела значение и с точки зрения положения политика во властных кругах страны. Во-первых, А.Либерман продолжил череду знаковых высказываний в отношении нынешней ситуации. К примеру, незадолго до этого он уже назвал СПЧ ООН «советом по правам террористов»[iv], а также призвал выслать скандально-известную депутата Кгессета Х.Зуаби в Катар, дабы она присоединилась к некогда покинувшему Израиль в связи с подозрениями в шпионаже А.Бшаре[v]. Во-вторых, глава МИД представил точку зрения противоположную позиции министра обороны страны М.Яалона, который, по данным Haaretz, поддержал участие М.Аббаса в урегулировании. При этом было подчеркнуто, что это египетская инициатива, которую израильские власти готовы принять[vi]. Более того, выступление главы внешнеполитического ведомства, в котором он постарался довольно четко изложить свое видение ситуации, стало своего рода противоположностью речи премьер-министра Б.Нетаньяху от 2 августа 2014 г., из которой мировые СМИ, по их собственным свидетельствам, мало что поняли.

В-третьих, настоящее выступление вновь оживило дискуссию о профессиональных качествах А.Либермана как главы МИД. С одной стороны, своим повышенным вниманием к нынешнему противостоянию министр показал, что его майское заявление о вмешательстве в дела внешнеполитического ведомства не было необдуманным. С другой стороны, нельзя сказать, что он отступил от взглядов, которые отстаивал, не будучи еще министром иностранных дел. Пытаясь вновь не превращать вверенное ему ведомство «в министерство мирного процесса», на переговорах с мировыми лидерами, состоявшихся в последнее время, А.Либерман старался, так или иначе, поднимать тему двусторонних контактов. Однако в очередной раз министру не удалось избежать критики. Так, в беседе с журналистами Yedioth Ahronoth  глава парламентской оппозиции депутат от партии Авода И.Герцог подчеркнул, что по вине А.Либермана Государство Израиль не смогло действовать в нынешнем конфликте дипломатическими средствами[vii].

В целом, выступление министра иностранных дел Израиля на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне стало ожидаемым шагом. Объясняется это стремлением продолжить курс на обеспечение самостоятельности МИД страны по отношению к другим правительственным структурам, а также вполне оправданным желанием сохранить политический вес, участвуя в принятии решений, касающихся нынешней ситуации в Газе. Инициативу о рассмотрении возможности передачи сектора Газа под контроль ООН нельзя назвать новой для региона. Уже существовал британский мандат на Палестину, и обсуждался вопрос выделения Иерусалима в «corpus separatum». План, озвученный А.Либерманом, пока не выглядит реалистичным, а в случае, если по совету главы израильского МИДа будет принято решение об его рассмотрении, возникнет необходимость просчитать многочисленные риски и обеспечить значительные финансовые вливания.


[i]
                 Цит. по: FM Liberman at Foreign Affairs Committee: «Not ruling out UN control over Gaza» // Knesset official website. 04.08.2014. URL: https://www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=11410

[ii]              Цит. по: Ravid B. Lieberman slams plan to involve Mahmoud Abbas in Gaza // Haaretz [on-line]. 05.08.2014. URL: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/1.608970

[iii]              Резолюция Совета Безопасности ООН №1244. 10.06.1999. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/91/PDF/N9917291.pdf?OpenElement

[iv]              Цит. по: Авигдор Либерман: Совет по правам человека превратился в «Совет по правам террористов» // Официальный сайт партии «Наш Дом Израиль». 24.07.2014. URL: http://www.ndi.org.il/content/
Авигдор_Либерман:_Совет_по_правам_человека_превратился_в_«Совет_по_правам_террористов»

[v]              Авигдор Либерман: выслать Ханин Зуаби в Катар // Официальный сайт партии «Наш Дом Израиль». 29.07.2014. URL: http://www.ndi.org.il/content/Авигдор_Либерман:_выслать_Ханин_Зуаби_в_Катар

[vi]              Цит. по: Ravid B. Lieberman slams plan to involve Mahmoud Abbas in Gaza // Haaretz [on-line]. 05.08.2014. URL: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/1.608970

[vii]             Подробнее см.: Somfalvi A. Foreign Minister Lieberman: Either truce or surrender in Gaza // Ynetnews.com. 04.08.2014. URL: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4554593,00.html

52.21MB | MySQL:103 | 0,488sec