Ситуация в Алжире: июль 2014 г.

В июле в Алжире несколько громких новостей пришло с антитеррористического «фронта». Началось все с того, что 3 июля посольство США в Алжире потребовало от американцев, проживающих в АНДР, избегать 4 и 5 июля посещений столичных отелей, либо принадлежащих американским сетям, либо управляемым американцами. По данным американского диппредставительства, именно в те дни (4 июля – национальный праздник США, 5 июля – День независимости Алжира) некая террористическая группа готовила теракты против гостиниц с американским участием.

После фактически гражданской войны, разрывавшей Алжир в 90-е годы прошлого столетия и унесшей жизни 200 тысяч человек, в последние годы в алжирской столице было достаточно спокойно. Во многом это было достигнуто благодаря строжайшим мерам безопасности, действующим до сих пор.

13 июля стало известно о гибели трех военных и трех коммунальных гвардейцев в провинции Сиди-Бель-Аббес на западе Алжира. Все они подорвались на фугасе при прочесывании местности.

18 июля Министерство обороны Алжира объявило об уничтожении в Кабилии двух боевиков. Днем ранее еще два боевика были уничтожены в районе Типазы (70 км к западу от Алжира). Таким образом, по данным алжирских военных, с начала года были уничтожены  63 боевика, в том числе 12 в мае на алжиро-малийской границе.

2 июля, сразу после убийства в тунисском приграничье 15-ти тунисских солдат, в г.Тебесса близ алжиро-тунисской границы побывал премьер-министр Туниса Мехди Джомаа. Там он встретился с премьер-министром Алжира Абдельмалеком Селлалем. На встреча также присутствовали министры обороны и иностранных дел Туниса. Объявленная цель переговоров – расширение двухстороннего сотрудничества в сферах обороны и безопасности.

5 июля по случаю Дня независимости Алжира впервые после переизбрания на выборах 28 апреля появился на публике президент АНДР Абдельазиз Бутефлика. Перемещаясь в инвалидной качалке, 77-летний бывший офицер Армии национального освобождения возложил цветы к памятнику погибшим в войне за национальное освобождение на кладбище в столичном предместье Эль-Алиа. Там его приветствовали члены правительства и председатель Национальной организации муджахидинов (ветеранов войны за независимость), НОМ. Затем в президентской резиденции в Зеральде он принял многочисленных зарубежных гостей.

Независимость Алжира была достигнута после 7-летней войны и 132-х лет колониальной зависимости.

6 июля глава МИД АНДР Рамтан Ламамра подтвердил участие представителей Алжира в торжествах в Париже 14 июля, которые должны были дать старт череде мероприятий в память о 100-летии со дня начала Первой мировой войны. «Алжир примет участие в торжествах в Париже в том же формате и в таких же условиях, что и 80 других наций, граждане которых погибли на полях сражений Первой мировой войны», — сказал он.

Присутствие представителей Алжира на параде на Елисейских полях вызвало бурную полемику как во Франции, так и в Алжире. Во Франции против этого выступил Национальный фронт, в Алжире – влиятельный НОМ. Министр по делам муджахидинов Тайеб Зитуни отказался высказываться на этот счет, заметив, что «вопросы внешней политики и национальной обороны являются прерогативой президента Республики».

В июле Алжир продолжил посреднические усилия по поиску путей выхода из кризисной ситуации, сложившейся на севере Мали. 10 июля в Уагадугу глава МИД АНДР Р.Ламамра предложил провести 16 июля в Алжире инклюзивную встречу сторон внутрималийского конфликта с участием представителей стран региона. «Наша цель – предоставить самим малийцам возможность непосредственно говорить между собой и принимать решения», — заявил он.

Алжир все больше и больше берет на себя роль посредника в деле урегулирования внутрималийского конфликта, постепенно отодвигая в сторону президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре, назначенного еще в 2012 году странами-участницами ЭКОВАС официальным посредником по проблемам Мали. Как подчеркнул Р.Ламамра, «Алжир и Буркина-Фасо находятся на одной длине волны» в части, касающейся Мали, «дополняя друг друга». «Стабильность и безопасность Мали неотделимы от стабильности и безопасности наших двух стран», — отметил он.

На переговорах в Алжире делегации повстанческих группировок, действующих на севере Мали, намеревались вести себя с позиции силы. Их можно было понять – после очередного унизительного поражения малийских военных, потерявших в мае 50 человек убитыми, повстанцы контролировали две трети территории Азавада. В этой связи у Алжира оказалась чрезвычайно узкой свобода маневра для того, чтобы найти некий консенсус относительно разделения власти между Бамако и группировками северян. Последние выступают за автономию Азавада и особый статус этой территории, который позволил бы им самим решать все проблемы управления этим регионом.

Первоначально планировалось, что Бамако на встрече будет представлять бывший премьер-министр Модибо Кейта. По его словам, переговоры должны были пройти в три фазы. На первой предполагалось выработать дорожную карту переговоров, на второй – выработать предварительное соглашение, на третьей – подписать окончательное мирное соглашение. «Президент Ибрагим Бубакар Кейта убежден, что только Алжир способен сдвинуть дело с мертвой точки. Это – небывалый случай, когда одна страна предлагает другой присоединиться к управлению части своей территории», — признал он.

Переговоры в Алжире между Бамако и делегациями повстанцев, действующих на севере Мали, начались 16 июля. Накануне стороны в качестве жестов доброй воли провели обмен пленными – в казармы вернулись 45 военнослужащих, а к родным очагам – 41 туарег. К этому времени малийскую делегацию возглавил глава МИД страны Абдулайе Диоп.

В июле неспокойной оставалась обстановке в Гардайе на юге Алжира, где уже несколько месяцев то и дело вспыхивают столкновения между проживающими там общинами мозабитов (берберы) и шаамба (арабы). 10 июля при неизвестных обстоятельствах там был убит 42-летний мозабит. Источники в силовых структурах региона утверждали, что речь шла о случайной смерти, в то время как мозабиты утверждали, что имело место убийство их соплеменника. Похоже, что правы были последние, поскольку камень в голову мозабита был брошен в момент, когда он на мопеде ехал через арабский квартал.

В ранее распространенном «призыве к алжирскому народу» мозабиты обвинили алжирские власти в том, что не обеспечивают надлежащим образом их защиту в связи с атаками со стороны арабов.

С декабря прошлого года по апрель с.г. в столкновениях между берберами и арабами погибли 6 мозабитов и 3 шаамба, свыше 400 человек получили ранения. Арабы разграбили и сожгли сотни домов и лавок берберов. Еще в марте в Гардайю были направлены дополнительно около 10 тысяч полицейских. Население города составляет 400 тысяч человек, из них 300 тысяч – мозабиты.

13 июля мозабиты обратились с открытым письмом к президенту А.Бутефлике. В нем они указали, что ожидают от главы государства «конкретных мер, направленных на недопущение пролития крови». Авторы письма обвинили силы безопасности (в которых служат преимущественно арабы) в том, что ими «манипулируют».

14 июля пятеро жителей Гардайи были задержаны по обвинению в «вооруженном сборище в общественном месте». Сообщившее об этом алжирское официальное информационное агентство АПС не уточнило общинной принадлежности обвиненных.

29 июля межобщинные столкновения вспыхнули вновь, на сей раз – в городке Берриан (провинция Гардайя). Их итог – до 30 человек получили ранения. Силы безопасности были вынуждены применить слезоточивый газ.

11 июля напомнили о себе алжирские салафиты. Несколько десятков последователей этого течения вышли в Алжире на манифестацию протеста против проекта властей вновь открыть в столице синагоги, закрытые в 90-е годы прошлого столетия по соображениям безопасности. Манифестация началась в столичном квартале Белькур близ мечети Аль-Муминин, однако шествие было тут же заблокировано силами безопасности. Его участник скандировали лозунги «Нет иудеизации Алжира!», «Алжир – мусульманский!». Как ранее утверждал один из лидеров алжирских салафитов Абдельфаттах Хамадаш, открытие синагог якобы будет предшествовать «нормализации отношений между Алжиром и Израилем».

Ранее министр по делам религии Алжира Мохаммед Аисса заявил о намерении властей вновь открыть синагоги для маленькой общины алжирских евреев, старающихся ничем не выделяться в этой стране. Министр также вызвал гнев интегристов и изумление сторонников светских взглядов, призвав к терпимости по отношению ко всем религиям, а также к тем, кто предпочитает не соблюдать пост во время Рамадана.

24 июля в небе над Северным Мали потерпел катастрофу самолет компании «Эр Альжери», совершавший рейс между Уагадугу и Алжиром. На борту находились 119 пассажиров различных национальностей, в том числе до 50-ти французов. Все они погибли. Самолет МД-83 был зафрахтован у испанской авиакомпании «Свифтэр». Им управлял испанский экипаж из шести человек. Франция немедленно направила два самолета «Мираж-2000» с авиабазы в Нджамене на поиски места крушения авиалайнера, а затем «мобилизовала все свои военные возможности» в Мали с той же целью. В итоге задачу обнаружения места крушения решил французский беспилотнй летательный аппарат  «Рипер», базирующийся в Ниамее. Остатки самолета были обнаружены на малийской территории в районе г.Госси (100 км к юго-западу от Гао) близ границы с Буркина-Фасо. Туда на вертолетах было немедленно направлено из Гао подразделение французской армии.

Уже 25 июля в Париже было заявлено, что французские власти исключают возможность поражения упавшего накануне самолета с земли.

В целом, в случае с Мали Алжир получил прекрасную возможность подтвердить свой статус региональной державы. Поэтому, как представляется, он будет и впредь демонстрировать свою незаменимость в урегулировании региональных проблем, что вряд ли понравится другим претендентам на эту роль.

52.12MB | MySQL:103 | 0,502sec