Турция: изменение позиции в отношении «Исламского государства»

Посетивший Нью-Йорк для участия в ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Турции Р.Т.Эрдоган сделал важное заявление касательно позиции Анкары по участию в коалиции против группировки «Исламское государство» (ИГ). Р.Т.Эрдоган отметил, что «Турция может поддержать операцию против ИГ политическими или военными методами».  В мире заявление Эрдогана было воспринято как сигнал грядущего изменения позиции Турции в отношении ИГ.

Более того президент Турции впервые публично, как сообщает турецкая служба BBC, обозначил ИГ как «террористическую организацию с кровью на руках», хотя официально группировка ИГ, ранее известная под аббревиатурой ИГИЛ, с октября  прошлого года находится в турецких списках террористических организаций.

Изменение в позиции Анкары большинство аналитиков объясняют успешным исходом операции по освобождению турецких заложников, захваченных боевиками ИГ при штурме Мосула в июне с.г. Именно нахождение 49 сотрудников персонала турецкого консульства в Мосуле и членов их семей, по утверждению самих турецких властей, а также экспертного сообщества, связывало руки Анкаре, являясь главной причиной пассивного участия Турции в коалиции и ее отказа от подписания заключительного коммюнике в саудовской Джидде на встрече министров иностранных дел стран-членов формирующийся антитеррористической коалиции.

Другое объяснение пересмотра политики Анкары в отношении участия в коалиции против ИГ заключается в вовлечении сирийской территории в географию нанесения авиаударов по позициям ИГ. Турецкая сторона положительно встретила данную информацию, видимо, полагая, что начало авиаударов по Сирии в конечном итоге приведет к активизации действий международной коалиции, направленных на свержение режима Асада, столь ненавистного Анкаре. В Нью-Йорке турецкий президент отметил, что «необходимо рассматривать Сирию и Ирак как одно целое», а сопровождавший Эрдогана министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что «без свержения режима Асада хаос и беспорядки в регионе не победить».

В свою очередь отметим, что по мнению Турции, Асад является главной причиной появления ИГ — точка зрения доминирующая и широко популяризованная в проправительственных турецких СМИ. С самого начала сирийского кризиса Турция встала на сторону оппозиции и заняла активную позицию в отношении устранения Асада. Анкара надеялась на скорейшее падения режима в Дамаске, однако режиму удалось выстоять и продолжить свое существование вот уже четвертый год после начала беспорядков в стране. В своем стремлении убрать Асада турецкое руководство также стало оказывать активную поддержку сирийским повстанцам, в рядах которых активно действовало ИГ. Турецкие власти, как и часть экспертного сообщества, полагают, что многие сирийцы были вынуждены вступать в ряды ИГ и других радикальных группировок по принципу «из двух зол меньшее» для того, чтобы одержать победу над сирийскими правительственными войсками. Тем не менее не все разделяют данную точку зрения. Все больше аналитиков сходится на мнении, что активная внешняя поддержка  стала причиной роста радикализма в Сирии и впоследствии в Ираке и что не последнюю роль здесь сыграла Турция. Руководитель турецкой редакции немецкой широковещательной корпорации Deutsche Welle Баха Гюнгор полагает, что «ошибочная внешняя политика Анкары мстит за себя. Во время радикальных перемен в арабских странах Турция показала себя страной, не имеющей четко ориентированной политики. Когда началась гражданская война в Сирии, Эрдоган очень быстро встал на сторону противников диктатора Асада и рассчитывал на его быстрое свержение. Теперь же ему приходится вместе со всеми остальными наблюдать, как на Западе размышляют над тем, как привлечь Дамаск и Багдад к борьбе против террористов ИГ».

На данный момент мы наблюдаем сдвиги в позиции Турции по участию в коалиции против ИГ. В Нью-Йорке прошла встреча за закрытыми дверями президента Р.Т.Эрдогана с вице-президентом США Дж.Байденом, на которой стороны обсуждали вопросы участия Турции в коалиции против ИГ. Также согласно последней информации турецких СМИ, вооруженные силы Турции разместили на границе с Сирией дополнительную бронетехнику и системы залпового огня, что может стать началом создания у турецкой границы бесполетной зоны и зоны безопасности.

Не исключено, что в ближайшее время турецкое руководство разрешит использовать базу в Инджирлике не только в гуманитарных или логистических целях, но и также военных. По мнению бывшего турецкого дипломата, ныне эксперта Фонда Карнеги в Брюсселе Синана Ульгена, «предоставление и использование базы в Инджирлике станет реальной демонстрацией смены в политике Турции». В комментарии для The Wall Street Journal Синан Ульген также предположил, что «возможно база в Инджирлике уже и предоставлена союзникам по коалиции для использования в военных целях, но Турция официально это не афиширует».

52.31MB | MySQL:103 | 0,419sec