Салафиты в условиях вооруженного восстания в Сирии

Одной из быстро растущих сил сирийского восстания являются представители салафитского толка ислама. Сегодня в условиях ведущейся в Сирии войны большинство в салафитском движении представлено теми, кто был вовлечен в салафизм в особых революционных условиях.  В основном это принявшие еще до революции салафитское вероучение выходцы из провинций, бывшие заключенные тюрьмы Сейднай, а также попавшие под влияние салафитского вероучения простые сирийцы, взявшиеся за оружие в условиях жестокого подавления  режимом мирных демонстраций протеста.

С учетом этого, в сегодняшнем салафитском движении Сирии возобладало джихадистское направление, а представители «умеренного», «реформаторского» и «политического» салафизма оказались в меньшинстве, по крайней мере, внутри страны.

Ряд исследователей и экспертов объясняют такое быстрое распространение салафитского учения в Сирии природой сирийской революции. Как известно революционное движение брало истоки в сельской глубинке. Именно туда в условиях асадовского режима были вытеснены салафиты. Быстрое распространение восстания в города, облегчало салафитам возвращение в столичные центры.

Кроме этого, салафитское учение пользовалось определенной популярностью среди немалой части протестного населения, так как давало ответы на многие вопросы, послужившие причинами начала революционного восстания в стране.

         1. Салафиты до начала революционных событий в САР

Существует значительная разница между сирийским салафизмом, зародившимся в крупных городах в начале XX века, который впоследствии «оброс» разнообразными салафитскими школами, — и той формой салафизма, который возник на волне сирийской революции.

1.1. Краткая история салафитского движения и особенности его развития в Сирии.

Своими корнями салафитское движение в Сирии уходит в начало XX столетия и связано с просветительской деятельностью и школами исламских реформаторов. Это такие хорошо известные в Сирии деятели, как Джамаль аль-Касими (1860-1914 г.г.) и Мухаммед Рашид Рида (1865-1935 г.г.). В свое время оба уехали из Ливана в Египет, а позднее перебрались в Сирию. Они возглавляли Сирийский национальный совет во времена правления короля Фейсала I. При этом М. Рида был основателем первой школы реформаторов в Сирии. Позднее были созданы первые салафитские школы и ассоциации, которые восприняли идеи арабских реформаторов.

Наибольшее значение в это время играло общество под названием «Аль-Джамият аль-Гарра» (Лучезарная Ассамблея), которое было основано шейхом Абдул Гани ад-Даккером в 1924 году. Общество играло активную роль в общественно-политической жизни и способствовало избранию в парламент в 1943 году одного из своих лидеров Абдул Хамида ат-Табаа. Оно было открыто влиянию культуры Запада и занималось общественно-политической деятельностью. Общество было доступно для всех слоев сирийского населения. Сильное влияние на его деятельность оказала реформаторская школа М.Р.Риды.

Другим известным салафитским обществом было «Джамият ат-Тамаддун аль-Исламий» (Общество исламской цивилизации), которое было основано в 30-х годах XX столетия Ахмедом Мазхером аль-Азме.  Позднее он занял министерский пост в сирийском правительстве. Одним из известных членов этого общества был Бахджет аль-Бейтар.  Общество было достаточно тесно связано с «Братьями-мусульманами». В 1946 году оно стало выпускать свой журнал «Ат-Тамадун», который считался самой передовой ареной пропаганды реформистских идей во всем Леванте. Одним из активных членов этого общества был бывший глава НКОРС Муаз аль –Хатыб, близкий по своим взглядам к реформистскому толку салафизма. М.аль-Хатыб активно работал над распространением идей реформисткого салафизма через  свой сайт (darbuna.net) и читал проповеди в Омеядской мечети до того как сирийские власти запретили ему вести религиозную деятельность. По мнению ряда экспертов, он был близок к организации «братьев» в Дамаске, особенно к тем, кто придерживался умеренных салафитских взглядов, типа Иссама аль-Аттара.

В 60-х годах XX века салафиты в Сирии в  основном занимались своей традиционной просветительской и пропагандисткой работой и не  принимали активного участия в общественной и политической жизни. Во главе салафитского движения того времени стоял Мухаммед Насер ад-Дин аль-Албани.

В начале своей деятельности он был близок к «Братьям-мусульманам»,  которые поддерживали связи с салафитами в Дамаске, куда входили Иссам аль-Аттар и Зухейр аш-Шавиш. Он часто общался с последователями суфийского учения, некоторые из которых также входили в организацию «братьев». После мартовской революции 1963 года в Сирии и прихода к власти в стране партии Баас, его активная пропагандистская деятельность привлекла внимание новых властей. И М.Н.аль-Албани был арестован  по обвинению в пропаганде ваххабизма.

Несмотря на это в 70-е годы его учение и проповеди получили активное распространение в Сирии. «Исламское бюро», основанное Зухейром аш-Шавишем стало публиковать книги написанные М.Н.аль-Албани.  Однако в результате ужесточения режима безопасности в Сирии, возникшего конфликта с «Братьями-мусульманами», с одной стороны и баасистами, с другой, М.Н.аль-Албани был вынужден эмигрировать в КСА. Любопытно, что его отъезд из Сирии совпал с периодом, когда М.Н.аль-Албани приступил к формулировке своей особой теории «Исламского салафитского действия», которая основывалась на принципах очищения и просвещения.

В КСА он прекратил заниматься политикой и сконцентрировался на проповеднической деятельности и исламской юриспруденции. В начале 1980-х г.г. М.Н.аль-Альбани обосновался в Иордании, где и умер в 1999 году.

По иронии судьбы мирные интеллектуальные идеи М.Н.аль-Албани не получили широкого распространения в Сирии. Один из его последователей и учеников Мухаммед Ид Аббаси был арестован в Сирии и посажен в тюрьму на 20 лет. Освободился он лишь в конце 1990-х годов и также уехал в КСА

Таким образом, на протяжении последних 30 лет начиная с 1980-х годов, салафитское учение в Сирии было сознательно маргинализировано властями, загнано в провинцию и испытывало острый дефицит в ярких и харизматических лидерах. До революции их деятельность носила неорганизованный характер, сильно ограничивалась режимом, а их  проповедники подвергались гонениям и арестам. Благодаря бракам с представителями суфийского толка ислама салафитам удавалось сохранять свои позиции в тех или иных общественных и государственных организациях. Однако ареал их деятельности был ограничен преимущественно сельской местностью и отдаленными пригородами. К тому же подобные браки по расчету лишь усиливали негативное отношение к ним со стороны режима, который не хотел портить отношения с представляемым суфиями государственным исламом, который помогал правящей алавитской верхушке легитимировать свою власть в Сирии в глазах мусульманской уммы.

В тоже время, салафитское движение  процветало и успешно развивалось за рубежами Сирии.

         1.2  Сирийские салафиты за границей

Именно там появился и полноценно раскрыл свой творческий и политический потенциал целый ряд хорошо известных сирийских шейхов, таких как; М.Н.аль-Албани, Срур, Мухаммед аль-Мунджид, Мухаммад аль-Абдат, Аднан Арур, Мухаммед Ид аль-Аббаси, Мухаммед Лутфи ас-Саббаг, Ахмед Салам, наряду с другими лидерами салафитов, близкими к джихадистскому толку, типа Абу Бусейра (Абдулмонейм Халима).

По мере того как вооруженное исламистское движение в Сирии укреплялось не без помощи из-за рубежа, салафиты стали играть все  более заметную роль в нем.  Ряд салафитских шейхов, среди которых был Аднан Арур стали достаточно регулярно выступать на принадлежавшем салафитам  «Сафа ТВ», и активно заполнять  возникший в условиях сирийского кризиса политический и идеологический вакуум.

Одним из видных представителей «зарубежных» салафитов, с именем которого связывают создание целого направления в салафитском вероучении —  «политический салафизм» был Мухаммед Срур бин Ниаф Зейн аль-Абиддин. В 1960-х годах Срур был активным членом организации «Братья-мусульмане» и испытал на себе большое влияние идей Саида Кутба. Позднее Сруром все больше овладевали идеи салафизма. Более отчетливую форму идеи Срура стали принимать после того как он переехал жить в КСА в 1965 году. Он жил в КСА в течение нескольких лет пока саудовские власти не вынудили его уехать из страны. Затем он отправился в Лондон, где основал журнал «Ас-Сунна» совместно с рядом своих друзей и коллег. На страницах этого журнала открыто пропагандировались идеи «политического салафизма», — учения, в рамках которого Срур пытался соединить в себе основные параметры традиционного салафизма, одновременно отвергая его положения о невмешательстве в политическую борьбу.  Среди других салафитских движений «политический салафизм» был наиболее близок к  реформистскому толку сирийского салафизма. Представители «политического салафизма» призывали к активной политической деятельности, поддерживали ряд демократических институтов государства, но были достаточно консервативны в вопросах касающихся западных либеральных ценностей и культур.

Так,  в Лондоне в 2005 году появилось движение «Справедливости и развития». Оно был создано членами группировок «политического салафизма» и теми, кто вышел из организации «Братьев-мусульман». Идеологи этой организации стремились представить ее как продвинутую версию салафизма. Одной из ведущих фигур данной организации являлся Анас аль-Абда (сын шейха Мухаммеда аль-Абда), близкого к идеям «политического салафизма» и являвшегося другом М.Срура. Несмотря на свою активную деятельность за рубежом эта организация была слабо представлена в Сирии.

Сам М.Срур заявлял, что стремится превратить сирийский салафизм в салафизм реформистского толка. В тоже время, находясь под влиянием идей Саида Кутба, Срур уделял много внимания политической борьбе против арабских режимов. Несмотря на то, что прежде Срур отвергал демократический процесс, позднее он принял его как средство ненасильственной смены власти.

Парадоксально, что, несмотря на свою известность в арабских монархиях Персидского залива и в Леванте как основателя собственной идейной школы и его влияние на многие поколения исламистов, учение Срура в Сирии накануне революции было малоизвестным в результате жесткого контрразведывательного режима и сложной политической ситуации в стране.

Несмотря на разницу в подходах сирийских салафитов к оценке арабских революций, прежде всего, сирийской, их всех объединяло чувство вражды к режиму Асада в Сирии. Поэтому они поддерживали всеми доступными средствами сирийскую революцию. Все они считали, что режим Асада в Сирии нелегитимен и характеризовали его как сектантский и  антирелигиозный. Обосновавшиеся за границей салафиты наладили регулярную поддержку сирийской революции в политическом, финансовом и пропагандистском плане.

Их поддержка и активные действия способствовали распространению салафитских идей внутри Сирии. Не удивительно, что ряд вооруженных отрядов и несколько благотворительных фондов оказались под влиянием салафитской идеологии.

         2. Салафиты в условиях вооруженной борьбы в Сирии

После того, как сирийское восстание стало приобретать с конца 2011 года  характер вооруженной борьбы, позиции салафитов в Сирии постепенно окрепли. Салафиты составили костяк многих отрядов вооруженной исламской оппозиции, часть их которых оказались в той или иной мере подвержены джихадистской идеологии.

2.1 Предпосылки возрождения джихадистского салафизма в Сирии          

На самом деле, причины, приведшие к возрождению джихадисткого салафизма в Сирии, стали постепенно созревать еще в 90-е годы XX столетия и с началом обострения вооруженной борьбы лишь способствовали его бурному выходу на поверхность. Так, принятая режимом в середине 2000-х годов политика приватизация привела к острой социальной поляризации общества, обнищанию и маргинализации значительных масс населения в сельских местностях. Одновременно политика режима поддержки исламского сопротивления в Палестине и Ливане усиливала консервативные религиозные настроения в депрессивных районах сирийской глубинки. В результате это привело к тому, что население этих местностей оказалось наиболее восприимчивым для самых радикальных идей. Одновременно, снизилась роль умеренного ислама в сирийском обществе, что усилило экстремистские аспекты в восприятии населением государственной политики и идеологии.        Сложившаяся ситуация оказалась наиболее благоприятной для роста идей джихадистского салафизма, а последующие действия властей после начала сирийского восстания только укрепили его позиции. Подобные настроения в обществе послужили прекрасной матрицей для распространения джихадистских идей, как местного происхождения, так и пришедших из-за рубежа.

Например, в Хауране (Деръа с провинциями) незадолго до начала революционных событий в стране появилось новое движение под названием «Аль-Муминун Юшарикун» (Участники Веры), во главе которого стоял Лоай аз-Зобу. Свое движение, Л.аз-Зобу открыто называл движением «политического салафизма». Сам Л.аз-Зобу сражался в 1980-х годах в Афганистане, в Боснии в 1990-х годах, и несколько раз арестовывался в Сирии. С началом революции «Участники Веры» принимали неоднократное участие в акциях мирного протеста, в коллективных молитвах и проповеднической деятельности. В ноябре 2011 года участники этого движения заявили, что вынуждены взяться за оружие, чтобы противостоять жестокости властей в отношении мирных демонстрантов.

Однако в дальнейшем это движение не было замечено в каких-либо крупных вооруженных акциях  против правительственных сил.

 

2.2. Краткая характеристика вооруженных салафитских группировок.

Вооруженные отряды салафитов можно подразделить на несколько групп в зависимости от ряда следующих признаков.

Это, во-первых; уровень их связей с «Аль-Каидой», ее отрядами, степень восприятия методов ее деятельности. Во-вторых; национальный состав их бойцов (сирийцы – иностранцы). В-третьих; численность участников по степени их приверженности салафитскому вероучению и  его различным направлениям от умеренного, реформистского, «политического» до джихадистского.  В-четвертых; место, роль этих отрядов в вооруженном сопротивлении. В-пятых; уровень их влияния на изменение баланса сил и  характер отношений с местным населением. В-шестых; особенности связей с  Сирийской свободной армией (ССА), другими отрядами вооруженного сопротивления, внутренней и зарубежной политической оппозицией, иностранными государствами.

К наиболее явным джихадистским группировкам можно было отнести отряды непосредственно связанные с «Аль-Каидой», типа: «Джабхат ан-нусра», «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ),  батальон «Аль-Мухаджирин».

В другую группу «воинствующих» салафитов из так называемого объединения «Отложенного Халифата» входили наряду с представителями джихадистского направления сторонники «политического салафизма». Она имела достаточно тесные связи с «Исламским фронтом Сирии» (ИФС) и входящими в него отрядами «Ахрар аш-Шам» «Ахрар аш-Шам аль-Исламийя»  и «Аль-Фаджр аль-Исламийя».

Еще одна группа была представлена так называемыми традиционными салафитскими джихадистами, типа отрядов «Ливаа аль-Ислам».

Существовали и различные группировки вооруженных исламистов, тесно связанные с салафитской ориентацией, как, например, батальон «Ат-Таухид ва-ль-Фарук» и «Исламский Фарук».

ИФС являлся наиболее значимой, активно действующей организацией, хорошо представленной в различных сирийских провинциях. ИФС был основан в июле 2012 года и состоял из 11 наиболее крупных отрядов. Заметную роль среди них играли движение «Ахрар аш-Шам», «Аль-Фаджр аль-Исламийя», «Ливаа аль-Хак», батальон «Хамза бин Абдул Муталиб», «Джамаат ат-Талиа аль-Исламийя», батальон «Мусааб  бин Умайя».

В своем уставе ИФС провозгласил, что стремится к свержению ныне действующего в Сирии режима и установлению в стране «цивилизованного исламского общества», которое будет следовать суннитскому направлению «ислама набожных предшественников».

ИФС представлял собой сирийскую версию салафизма джихадистского толка. Он отличался от «Аль-Каиды» тем, что большинство членов его отрядов были сирийцы.

Одним из видных лидеров ИФС был  Хассан Абуд (Абу Абдаллах), который состоял в движении «Ахрар аш — Шам». ИФС пользовался поддержкой Абу Бусейра ат-Тартуси одного из наиболее видных бывших шейхов глобального джихадистского салафизма, который представлял «Ливаа аль-Фаджр».

Одним из наиболее крупных отрядов ИФС являлся «Ахрар аш-Шам», который действовал в районах Халеба (Алеппо), Идлиба и на севере Сирии, в частности. Кроме это в ИФС входили «Ливаа аль-Хак», действовавший в Хомсе под командованием Абу Ратиба, движение «Аль-Фаджр аль-Исламияйя» в Идлибе и сельских районах Хамы, «Джамаат ат-Талиаа аль-Исламийя», батальон «Хамза бин Абдул Муталиб», «Роты специального назначения» в Дамаске.

ИФС сотрудничал с другими отрядами вооруженной сирийской оппозиции, но не подчинялся ССА. Подобно «Джабхат ан-нусра» и «Ливаа ат-Таухид» он создавал «Исламские комитеты» для разрешения конфликтных ситуаций, главным образом, в сфере нарушения прав человека на освобожденных территориях. Он пользовался заметным влиянием в районах ар-Ракка, Идлиба и Халеба  и их сельских пригородах.

Другой группой являлся «Исламский Фронт за освобождение Сирии» (ИФОС). Основу его идеологии составляла общая исламская идентичность, где соединялись идеи салафизма, «Братьев-мусульман», а также различных исламских школ либерального направления, несмотря на то, что его заявления и действия несколько отличались от салафитской доктрины ислама. В своих выступлениях ИФОС стремился отойти от чисто салафитского дискурса, и делал больший упор на общенациональные и традиционные ценности сирийского общества. Многие отряды ИФОС действовали под знаменем ССА. ИФОС возглавлял Ахмед Исса, который одновременно командовал «Сукур аль-Шам», а Мухаммед Аллюш координировал боевые операции.

Наиболее крупными отрядами ИФОС являлись «Ливаа ат-Таухид» действовавший в Халебе под командованием Абдульгадира Салиха, который являлся одним из членов военного совета ИФОС,  «Катаиб аль-Фарук» во главе с Осма аль-Джунди, действовавший в основном в районах Хомса, «Аль-Фарук аль-Исламийя» во главе с Амжад Бейтар, действовавший в провинции Хама. Отряд «Сукур аль-Шам» во главе с Ахмедом Исса был особенно активен в районе Идлиба, а также в значительной части районов Хамы. Отряд «Ливаа аль-Ислам», являвшийся частью группы отколовшейся от «Ансар аль-Ислам»,  действовал в провинции Дамаск.

Одним из наиболее видных лидеров ИФОС являлся Захран Аллюш, выпускник Исламского университета в Медине. Он был приверженцем салафизма и арестовывался в Сирии за свою проповедническую деятельность и политическую активность.

Среди других отрядов в составе ИФОС можно было отметить батальон «Амро бин аль-Асс», действовавший в Халебе и его пригородах. Официальным представителем ИФОС являлся Далиа Шамс. В состав ИФОС входил также отряд «Сукур аль-Курд», действовавший в Камышлы и «Революционный совет Дейр аз-Зора».

Для работы в гражданской сфере по мобилизации местного населения на освобожденных территориях была создана и действовала организация  под названием «Исламский комитет аш-Шам», куда входили ряд видных салафитских деятелей. В этом комитете доминировала группа Срура («политический салафизм»). Она вела большую работу в деле оказания гуманитарной помощи населению, образовательной сфере и занималась спасательной деятельностью. Оказывала медицинскую и образовательную помощь местному населению и помогала пережить ему тяготы военного времени

Комитет издавал журнал «Нур аш-Шам». В своих уставных документах комитет утверждал, что стремится к «установлению Божей религии на земле» и укреплению исламской идентичности Сирии. Комитет имел также свое видение по вопросам гражданства, взаимоотношениям разных конфессий и своей роли в социальном развитии страны. С конца 2013 года комитет стал вести подготовку к созданию собственной политической партии, которая отражала бы его религиозные и идеологические взгляды.

В ноябре 2011 года возник Фронт исправления и развития (ФИР), который следовал в русле традиционной салафитской идеологии. Он был создан в восточных районах Дейр аз-Зора, где традиционно проживали племена. Он имел филиалы по всей Сирии. В его состав входили 139 батальонов. В тоже время наиболее крупные войсковые соединения ФИР действовали и в северных районах Сирии. ФИР возглавлял Абдулгадир Дефис, его замом был Халид Хаммад. Одним из руководителей ФИР был Абдельазиз Манаф Тлас, который прежде возглавлял «Катаиб Фарук». Полагали, что командование «Катаиб Фарук» сочло его несоответствующим командной должности и избавилось от него. ФИР состоял из двух групп: военной и гражданской.

Гражданское крыло ФИР было в основном представлено обществом «Ахл аль-Аср». А военное крыло сохранило название ФИР. Оно провозгласило, что его основной задачей является свержение режима Асада и объединение под своими знаменами различных отрядов оппозиции. ФИР также гарантировал соблюдение равенства прав всех граждан и  социальную справедливость и полагал, что затянувшаяся победа революции в Сирии связана, прежде всего, с фрагментацией вооруженных отрядов оппозиции, отсутствием единства среди них и деятельностью ряда представителей политической оппозиции.

Сирию без Асада ФИР представлял как гражданское государство, основанное на принципах справедливости, толерантности, мирном сосуществовании всех социальных групп населения. Несмотря на то, что ФИР не акцентировался на вопросах демократии, он в тоже время заявлял о своей приверженности некоторым демократическим принципам, чтобы принять участие в строительстве будущей Сирии.

Создание ФИР вызывало много вопросов. Ряд экспертов полагали, что ФИР пользуется массированной зарубежной финансовой и иной помощью, так как имел возможность привлекать на службу опытных бойцов и проводить активные военные действия, располагая необходимым оружием и логистической поддержкой.

Более того ряд экспертов считали, что ФИР является прототипом иракских «сахва», — суннитских отрядов образованных в 2007 году  во время войны в Ираке и сражавшихся против «Аль-Каиды».  Действительно, наряду с борьбой с  сирийским режимом и иранским влиянием в Сирии, ФИР имел задачу противодействия «Аль-Каиде».

ФИР пользовался поддержкой ряда влиятельных шейхов, салафитских организаций в Иордании и КСА и прямой поддержкой руководства этих двух государств.

Один из руководителей салафитского движения в Иордании Али аль-Халаби полагал, что ФИР по многим параметрам был близок к традиционному салафизму наподобие «Ливаа аль-Ислам» во главе с Захраном Аллюшем. Он также утверждал, что ФИР пользовался поддержкой  арабского салафитского движения и не получал помощи из других источников.

Действительно, в состав ФИР принимались только сирийцы, и там не было иностранцев и арабов из других стран, как в других отрядах вооруженной сирийской оппозиции. ФИР располагал значительным потенциалом силы, который определялся его опорой на поддержку племен восточных районов Сирии и значительными ресурсами которые позволяли ему привлекать новых бойцов и заручаться лояльностью других отрядов. Стремление ФИР объединить под своими знаменами другие не менее сильные отряды вооруженной оппозиции наталкивалось на серьезные разногласия между ними, особенно ССА, «Ахрар аш-Шам», «Ливаа ат-Таухид».

В тоже время достаточно сложно оценить деятельность ФИР в сравнении с «Аль-Каидой», другими отрядами джихадистов, тем более с «сахва» в Ираке.

 

         3. Некоторые перспективы движения салафитов  в Сирии в контексте их идеологических концепций, политических установок и практической деятельности

 

Если проанализировать идеологическую платформу и национальную программу современного салафитского движения с точки зрения силы его воздействия на население и роли в обществе, то ясно, что та часть ИФС, куда входят «Ахрар аш-Шам», «Аль-Фаджр аль-Исламийя», «Ат-Талиаа аль-Мукатиля», «Ливаа аль-Хак» и другие отряды, — имеет исключительно сирийскую, местную повестку. В тоже время, другие отряды в составе ИФС, такие как «Катаиб аль-Фарук», «Аль-Фарук аль-Исламийя», «Сукур аш-Шам», «Ливаа аль-Ислам», —  решают несколько иные задачи.

На уровне гражданского общества, такие организации как благотворительное общество «Аш-Шам», разделяющие идеи  «политического салафизма», другие гражданские организации салафитов, осуществляющие операции гуманитарного характера, занятые проповеднической деятельностью, работой в сфере образования, имеют достаточно широкую базу общественной поддержки.   Вместе с другими исламскими отрядами они участвуют в управлении освобожденными территориями.

Например, такие отряды как «Ахрар аш-Шам», « Ливаа ат-Таухид», «Сукур аш-Шам» участвуют в  делах  гражданской администрации и управления. Они пытаются преодолеть армейский стиль во взаимодействии с местной администрацией, чтобы наладить сеть контактов среди гражданской администрации и населения. В тоже время военная составляющая остается приоритетной в деятельности подобных организаций.

Все эти группировки в принципе согласны с применением исламских законов во время и после революции. Некоторые из них поддержали создание и работу шариатских комиссий. Они также поддержали так называемые «Комитеты по утверждению истины и искоренению зла» (наподобие, саудовской религиозной полиции — аль-мутаваа). Данное обстоятельство ставит вопрос о том, действительно ли эти отряды верят в индивидуальные свободы и права человека, законы, гарантирующие их соблюдение.

На политическом и идеологическом уровне большинство этих групп поддерживают идеи исламского государства в качестве будущего политического режима власти в Сирии. Этот политический режим, в их представлении, должен основываться на исламских законах шариата как единственном источнике законодательства. Подобная позиция была озвучена в ряде публичных заявлений некоторых лидеров разных отрядов, таких как «Ливаа ат-Таухид», «Ахрар аш-Шам», «Аль-Фарук аль-Исламийя», «Сукур аш-Шам».

В тоже время, некоторые отряды («Ливаа ат-Таухид», «Катаиб аль-Фарук», «Сукур аш-Шам») избегают публичной поддержки демократической системы. При этом они стараются не критиковать (публично) идеи плюрализма, парламентаризма и механизмы демократического управления. В данном случае их позиция весьма схожа с позицией египетской партии «Ан-Нур» салафитского толка, которая в принципе поддерживает демократический процесс, но отвергает демократические ценности, настаивая на главенствующей роли ислама и шариата как основы законодательства и права.

Интерпретация этими группами внедрения в практику и повседневную жизнь норм мусульманского права вызывает неприязнь большинства населения, особенно те заперты которые некоторые отряды вводили в отношении одежды женщин и табакокурения, что рассматривается как нарушение норм ислама и шариата.

Указанные выше факторы могут изменяться в зависимости от тех позиций, которые эти движения  и отряды занимают в ходе взаимодействия с отрядами зарубежной сирийской оппозиции, их деятельности в рамках совместных военных советов. Большинство из этих организаций, даже те, которые работают с ССА, испытывают определенное недоверие к институтам сирийской оппозиции, действующим за рубежом. Они очень внимательно относятся к любым попыткам зарубежной оппозиции навязать им свою точку зрения. Данное обстоятельство затрудняет их взаимодействие с ССА и НКОРС как в военном, так и в политическом плане.

К тому же, несмотря на ужесточение вооруженной борьбы до сих пор непросто добиться единства среди самих салафитов Сирии. Многие их группы в Сирии разделяют общие исламские идеи салафитской направленности и действуют в интересах салафитов. К тому же необходимо иметь в виду, что между членами различных групп постоянно идет обмен мнениями и идеями по вопросам формирования единой салафитской позиции. С другой стороны классифицировать эти группы в идеологическом плане представляется весьма трудной задачей, так как нередко их идеи противоречат друг другу, быстро меняются одна на другую в зависимости от смены баланса сил и изменения взаимоотношений между различными отрядами вооруженного сопротивления.

Те вызовы, с которыми сегодня сталкиваются различные отряды салафитского движения, во многом связаны с их способностью противодействовать попыткам различных сил внутри Сирии и за ее пределами сдержать рост салафизма и помешать утвердиться ему в новых социальных и культурных реалиях Сирии. В свою очередь перспективы салафитского движения связаны с возможностью населения воспринять идеи салафизма, в том числе в их скорректированном виде применительно к сегодняшним условиям Сирии. Несмотря на то, что сегодняшняя ситуация свидетельствует о бурном росте «провинциального» салафизма, сохраняется возможность возрождения салафитского движения (в модернизированной форме) исторически присущего столичным центрам, прежде всего в Дамаске и Халебе.

В тоже время один из видных исследователей салафизма  Абдуррахман аль-Хадж полагает, что сегодняшний всплеск салафизма, особенно джихадистского характера, не имеет глубоких корней в Сирии и обусловлен мобилизационными задачами и политической миссией, которые определяются особыми условиями ведущейся в Сирии войны.

На самом деле, сегодня достаточно сложно спрогнозировать перспективы салафитского движения в Сирии. Скорее всего, они будут определяться развитием конкретной ситуации на сирийской почве и теми переменами, которые ждут Сирию в недалеком будущем.

В случае продолжения гражданской войны может наблюдаться дальнейший рост и распространение джихадисткого салафизма. В случае же смены режима и возвращения к мирной жизни возрастают шансы умеренного, реформистского и политического салафизма, который, прежде всего, начнет развиваться в сельских местностях, а потом и в крупных городских центрах.

52.35MB | MySQL:103 | 0,449sec