Турция: наступление «Исламского государства» на Кобани ставит точку в урегулировании курдского вопроса

Процесс мирного урегулирования курдского вопроса в Турции «висит на волоске», в то время как сирийский город Кобани вот-вот перейдет в руки радикалов из «Исламского государства» (ИГ), а массовые протесты курдов охватили Юго-Восток Турции, где власти ввели чрезвычайное положение по меньшей мере в пяти провинциях. Курды обвиняют турецкое руководство в бездействии и предательстве и даже поставили ультиматум —  в случае если Кобани перейдет под контроль ИГ, мирный процесс будет остановлен раз и навсегда.

Напомним, что процесс урегулирования курдского вопроса был запущен в январе 2013 года по инициативе правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Старт процессу дали тайные переговоры турецких спецслужб с лидером Рабочей партии Курдистана (РПК) А.Оджаланом, отбывающим пожизненное заключение на острове Имралы с 1999 года. Позже к переговорам присоединились прокурдские политические силы Турции. В результате 21 марта 2013 года произошло знаковое событие в истории современной Турции — во время празднования Новруза в Диярбакыре было зачитано письмо А.Оджалана, в котором лидер турецких курдов призывал  боевиков РПК прекратить вооруженную борьбу и перейти к политическому решению многолетнего конфликта. Предполагалась, что в скором времени вооруженные отряды РПК покинут турецкую территорию в обмен на политические права для курдского меньшинства Турции.

Динамика же событий последних недель показывает, что сейчас переговоры находятся на грани коллапса. В начале месяца лидер РПК А.Оджалан, который является ключевой фигурой в процессе мирного урегулирования курдского вопроса, предупредил руководство страны, что «если Анкара закроет глаза на убийства курдов боевиками ИГ в соседней Сирии, то мирный переговоры будут немедленно прекращены». Депутат от прокурдской Народно-демократической партии Демир Челик обвиняет турецкое правительство в двуличности. «Мы оставались терпеливыми в течение долгого времени, но правительство в Анкаре сделало слишком мало. Они внушили нам надежду, но не оправдали наших ожиданий», — заявил курдский политик.

Выжидательная позиция Анкары в отношении своего участия в коалиции против ИГ, вкупе с неоднозначной реакцией властей Турции на курдские протесты еще больше разжигает курдское протестное движение в Турции и не только — прокурдские акции протеста прошли и во многих городах Германии, где проживает значительная община выходцев из Турции, включая турецких курдов. На фоне происходящего масла в огонь подлили слова президента Р.Т.Эрдогана о том, что «нет принципиальной разницы между «Исламским государством» и Рабочей партией Курдистана». А 9 октября с.г. в письменном заявлении Эрдоган обвинил протестующих в намеренном саботаже процесса мирного урегулирования курдского вопроса.

Тем не менее «выжидательная позиция» Турции вполне объяснима. Во-первых, Анкара не желает в одиночку проводить наземную операцию в соседней Сирии против ИГ без гарантий того, что конечной целью операции будет свержение Башара Асада. Во-вторых, власти Турции опасаются укрепления позиций сирийских курдов, связанных с РПК. По мнению курдского аналитика Хошанга Вазири, приведенного The Washington Post, «Турция предпочла бы лучше такого соседа как «Исламского государство» на севере Сирии, чем курдский анклав, контролируемый Рабочей партией Курдистана». Британская The Guardian приводит слова неназванного европейского дипломата, заявившего, что «Эрдоган ненавидит сирийских курдов. Он считает, что они хуже, чем ИГ».

Более того, турецкое руководство обвиняет сирийских курдов в связях с режимом Асада и не может простить им того, что они не примкнули к рядам Сирийской свободной армии, поддерживаемой Анкарой. В интервью американскому влиятельному журналу Time лидер сирийских курдов и глава Партии демократического союза Салих Муслим заявил, что он неоднократно обращался к турецким властям с просьбой открыть коридор для доставки оружия бойцам в Кобани и что «Анкара обещала сделать что-нибудь, но не сделала ничего».

Что же касается урегулирования курдского вопроса в самой Турции, то в нем поставлена точка, возможно пока только временная. От того как Анкара поведет себя на сирийском направлении, будет как раз зависеть вектор развития мирного процесса. Сонер Джагаптай, руководитель программы исследований по Турции Вашингтонского университета, полагает, что уладить вопросы касательно мирного процесса можно только совместными усилиями, признав при этом «Исламского государство» в качестве общего врага, а также считает необходимым, чтобы РПК дала гарантии, что она раз и навсегда прекращает свою вооруженную борьбу с Турцией.

62.81MB | MySQL:102 | 0,486sec