Йемен: мирная передышка перед решающей схваткой

Ситуацию в Йемене сейчас можно расценить как некую мирную передышку перед решающей схваткой. После нескольких месяцев противостояния различных политических сил в стране сложилась следующая ситуация. Повстанцы хоуситы в результате, где -открытых военных столкновений, где — ползучей, относительно «мирной», экспансии, взяли под свой контроль фактически весь север Йемена, включая столицу страны Сану. Сейчас они охраняют все правительственные здания и посольства в столице. Кроме того, хоуситы взяли под контроль крупнейший морской порт на Красном море Ходейду, что обеспечивает им доступ к весьма значительному логистическому хабу в стране. В Ходейде и Сане повстанцы захватили очень крупные арсеналы вооружения и боеприпасов, которые ранее были основой боевого потенциала партии «Ислах» в лице отрядов под командованием сводного брата бывшего президента А.А.Салеха Али Мохсена аль-Ахмара. Вообще главным этапом этого первого периода противостояния и резкого обострения обстановки, условно начавшегося весной и закончившегося примерно в октябре с.г,. стал фактический разгром самого влиятельного крыла партии «Ислах» во главе с Хамидом аль-Ахмаром и Али Мохсеном аль-Ахмаром. Оба они сейчас находятся в вынужденной эмиграции. Первый в Турции, куда вывез значительную часть своих капиталов; второй — в ОАЭ.

Но главное не это. Основным здесь является то, что братья Ахмар потеряли в результате вооруженного противостояния с хоуситами практически весь свой боевой потенциал в лице  милиции племенной группы Хашед. Часть из нее, кстати, переметнулась к ярому антагонисту братьев Ахмар  — бывшему президенту А.А.Салеху. Собственно, раздор между некогда крепкими союзниками, которые нанесли совместно военное поражение Южному Йемену в 1994 году, возник на фоне попыток Салеха передать «свой престол» своему сыну Ахмеду, а не Али Мохсену аль-Ахмару, как было решено в свое время, в том числе и племенным советом  Хашед. Вслед за потерей боевого потенциала братья Ахмар с большей долей вероятности потеряют и значительную часть своих активов, прежде всего, на юге страны. Таким образом, в основе всех внутрийеменских катаклизмов опять же лежит экономика. А такой передел является основным условием южнойеменцев и может, в случае его реализации, сохранить Южный Йемен в составе единого государства.

Борьба против братьев Ахмар объединила, естественно «на время», почти все политические силы как внутри страны, так и за ее пределами. У каждого из участников этой «игры» свой счет к партии «Ислах». У южнойеменцев, как мы уже сказали, вопросы к грабительской приватизации братьями Ахмар объектов недвижимости на территории бывшей НДРЙ. У Салеха – обида на «неправильную позицию» «Ислах» по вопросам передачи власти. У социалистов – старые счеты к исламистам со времен противостояния социалистического Юга и Севера. При полном попустительстве президента А.М.Хади и подконтрольной ему армии хоуситы захватили весь север страны. При этом разгромили не только племенную милицию Хашед, но и крупнейший исламский университет, в котором проходили обучение (а заодно зачастую и прятались от преследования своих национальных органов юстиции) радикально настроенные иностранные «студенты». На этом этапе хоуситы пользовались не только молчаливой поддержкой нынешних йеменских властей, но и вполне осязаемой помощью, в виде оружия, со стороны Салеха, тем самым мстившего своим недавним союзникам. Саудовцы также приложили руку к усилению хоуситов, закрыв глаза на фактическую передачу им контроля над основными каналами контрабанды и миграционными потоками на саудовско-йеменской границе, что позволило повстанцам значительно пополнить свою казну. Ранее эти каналы контролировались Али Мохсеном аль-Ахмаром. Таким образом, КСА наносило непоправимый ущерб братьям Ахмар  за переход «под зонтик» своего главного противника в регионе — Катара.

Теперь перед реальной угрозой восстановления на контролируемой хоуситами части Йемена власти имама, который был свергнут в свое время усилиями отца братьев Ахмар — шейха Ахмара, саудовцы серьезно занервничали. Видимо осознав, что хоуситы все-таки находятся в зоне влияния Ирана. Отсюда и призывы к США, которые были услышаны, направить в Йемен несколько беспилотников для борьбы с хоуситами. Одновременно идет и дипломатическая борьба, как на внутрийеменском направлении, так и внешнем треке. Эр-Рияд активно давит на президента Йемена А.М.Хади с целью заставить его пойти на союз с бывшим президентом А.А.Салехом и оставить часть его сторонников в силовых структурах. Возобновились после двухгодичного перерыва ежемесячные  финансовые пожертвования шейхам крупнейших йеменских племен. На внешнем треке – это попытка вкупе с США и ООН объявить пакет санкций против хоуситов. Данную инициативу озвучил тот же А.М.Хади. Резко отрицательная позиция по этому вопросу со стороны Москвы привела к легкому скандалу (гневная публичная риторика йеменского президента в адрес российского посла в Сане) в двусторонних отношениях. Российская позиция выглядит в данном случае вполне логично, поскольку после Ливии любые санкции, которые предлагаются Вашингтоном, требуют более тщательной проработки.

Министр обороны Йемена Мохаммед Насер сейчас находится в Москве и даже принес неофициальные извинения, но это не меняет сути вопроса. Перспективы дальнейшего наступления хоуситов на юг, по оценке ряда обозревателей, маловероятны. В этом случае они столкнутся с сопротивлением уже сплоченного противника в лице местных суннитских племен. Да это им и не нужно, они вполне удовлетворены своей нынешней дислокацией и только ждут благоприятного момента для того, чтобы вполне легально взять власть через год — после истечения полномочий технического президента А.М.Хади. При этом хоуситы готовы пойти на требования южнойеменцев и передать им все активы на юге страны.

В этой ситуации и с учетом нового административного деления Йемена — уже строго по границе бывших самостоятельных государств — ЙАР и НДРЙ создают реальные предпосылки для образования конфедерации в самом ближайшем будущем. Если не де-юре, то, по крайней мере, де-факто.

62.91MB | MySQL:105 | 0,751sec