Ливия: противоборствующие стороны не могут достичь компромисса

Ситуация в Ливии за последнюю неделю изменилась не в самую лучшую для нового правительства и парламента в Тобруке сторону. Баланс сил вновь склонился в сторону Триполи, в котором доминируют выходцы из Мисураты. Вооруженные милиции из этого города являются основой (военной и политической) исламистской коалиции «Аль-Фаджр», и от позиции именно кланов Мисураты зависят, в конечном счете, перспективы достижения какого-либо мирного компромисса. Наступление подразделений «Аль-Фаджр» при активной материально-технической поддержке Катара началось на прошлой неделе. 8 ноября с.г. отряды коалиции взяли под свой контроль крупнейшее нефтяное месторождение Шарара (оператор — испанская компания Repsol), которое до этого времени удерживалось вооруженными отрядами клана зидан. В настоящее время исламисты готовятся к наступлению на город Эль-Фелл с целью захвата второго значимого нефтяного месторождения Элефант (оператор — итальянская ENI с участием российского Газпрома). На нем, кстати, в настоящее время добыча углеводородов законсервирована в силу дефицита электроэнергии. Кроме того, «Аль-Фаджр» контролирует оба основных морских терминала Меллитах и Завия, через которые идет отгрузка углеводородов с этих двух месторождений. Но в любом случае такой вариант развития для Тобрука будет означать дальнейшее резкое сокращение возможностей для сохранения контроля над экспортом нефти и, соответственно, финансирования лояльных ему военных формирований. Отряды «Аль-Фаджр», несмотря на потерю ряда позиций в Бенгази под натиском последнего наступления поддерживающего Тобрук генерала Х.Хафтара, сумели удержать под своим контролем все пригороды Бенгази, а также морской порт. Основу «Аль-Фаджр» в данном городе составляют крайне радикальные исламисты
из «Ансар аш-шариа».

С учетом такой позитивной для себя военной конъюнктуры руководство «Аль-Фаджр», естественно, синхронно провалило все политические инициативы специального представителя ООН по Ливии Бернандино Леона, который все это время открыто симпатизировал Тобруку и прилагал титанические усилия по организации некого подобия переговоров между противоборствующими сторонами. В частности, 6 ноября с.г. Всеобщий национальной конгресс (ВНК) открыто отказался признавать новый парламент и правительство в Тобруке, и тем самым окончательно снял с повестки дня интригу о возможном переходе 20 депутатов ВНК от Мисураты в состав нового парламента. Переговоры с мисуратовцами о таком маневре Б.Леон вел, начиная с 29 сентября с.г., но, в конечном счете, все было провалено. Во многом благодаря жесткой позиции откровенных «ястребов» мисуратовских кланов во главе с радикалом ас-Свейли, ну и, конечно, стоящей за ними Дохи. 11 ноября с.г. спецпредставитель ООН предпринял еще одну попытку «проредить» ряды стойких сторонников «войны до победного конца» и встретился в Триполи со спикером ВНК, членом «Братьев-мусульман» Нури Абу Сахмейном. Леон предложил собеседнику начать переговоры с Тобруком на предмет обсуждения заключения соглашения о разделе полномочий и вопросах безопасности. Но все его попытки были провалены, в том числе и под давлением депутатов из Мисураты. Даже давний сторонник такого позитивного сценария для выхода из затяжного кризиса главный юрист ВНК Фатхи Башагша, на которого Леон возлагал особые надежды, сделал резкий разворот и исключил всякую возможность начала таких переговоров. Заметим, что прозрачные намеки Леона на введение возможных санкций против ВНК со стороны Запада и ООН в случае отказа от проведения переговоров, никакого эффекта на исламистов не произвели.

Такой вариант, тем не менее, вполне реален и в настоящей ситуации представляется единственной возможностью избежать самого пессимистичного сценария развития ситуации. То есть раскола Ливии на отдельные полугосударственные анклавы с трудно предсказуемыми перспективами и латентной гражданской войны. Спецпредставитель ООН Б.Леон в этой связи собирается лететь в Москву для переговоров с российским руководством. Цель – уговорить Россию принять подготовленный ООН проект резолюции Совета Безопасности в отношении введения экономических санкций против«ястребов» из обоих противоборствующих лагерей. Москва же категорически против введения режима санкций против генерала Х.Хафтара, который на настоящий момент является практически единственной реальной военной силой нового парламента и правительства в Тобруке. Позиция Вашингтона и ряда членов ЕС в данном случае следующая: они считают Х.Хафтара полностью подконтрольной Каиру креатурой, несмотря на то, что формально он присягнул официально Тобруку. Каир и Х.Хафтара подозревают в тайном стремлении установить свой «протекторат» над Ливией, что категорически не устраивает тот же Белый дом. Заметим, что эту позицию разделяют не все члены ЕС, в том числе и Италия. Лондон же вообще стоит особняком в вопросе «ливийского досье» и активно поддерживает контакты через своего представителя Д.Пауэлла с уполномоченными от обоих лагерей. Администрация Б.Обамы, которая уже ввела режим санкций в отношении «Ансар аш-шариа”, жестко прессингуют своих союзников на ввод полного пакета санкций против всех радикальных участников конфликта. При этом в случае, если такие попытки успехом не увенчаются, Вашингтон готов идти на самостоятельные шаги в этом направлении. В любом варианте«момент истины» должен наступить уже в декабре с.г.

Москва в данном случае вынуждена маневрировать, учитывая хорошие перспективы развития своих отношений с АРЕ, в том числе в рамках ВТС и участия российских компаний в крупных проектах по реконструкции промышленных объектов в Египте и расширения логистических возможностей Суэцкого канала. И, по всей видимости, в случае вынесения резолюции Совбеза ООН в ее нынешней редакции, Россия использует свое право «вето»

62.82MB | MySQL:102 | 0,510sec