Израиль: план мирного урегулирования министра иностранных дел Израиля А.Либермана

В последние дни ноября 2014 г. был опубликован документ названный «Манифестом партии “Наш дом-Израиль”» или «Манифестом Либермана». В нем партийное руководство представило свое видение основных целей и задач, стоящих перед Израилем в различных сферах от экономики и руководства страной до вопроса о еврейском характере государства. 28 ноября 2014 г. данный текст стал одной из центральных тем выпуска газеты Yedioth Ahronoth. В ней особое внимание журналистов привлек проект мирного урегулирования. Примечательно, что после появления данного текста в прессе, партия приняла решение сделать некоторые уточнения относительно опубликованного материала. В частности, на официальном сайте НДИ  было подчеркнуто, что документ планировалось представить лишь 30 ноября 2014 г. после обсуждения всех деталей новой партийной программы. Однако в целом как публикации в СМИ, так и текст, представленный НДИ, не содержат серьезных расхождений с точки зрения содержания. Полный текст «Манифеста Либермана» включает разделы, касающиеся как внутренней, так и внешней политики страны. В настоящей статье видится целесообразным остановиться на внешнеполитической проблематике, а она в свою очередь, сосредоточена на рассмотрении возможных вариантов мирного урегулирования[i].

Анализируя текст документа, обращает на себя внимание то, что в нем предпринята попытка сосредоточиться на сути конфликта. Сравнивая борьбу сторон с болезнью, а усилия по поиску пути мирного урегулирования с лечением, подчеркивается изначальная «ошибочность диагноза». При этом недостаточно компетентными диагностами, как водится, стали политики левого толка. С точки зрения Манифеста, основная особенность противостояния, которая прежде не принималась во внимание, заключается в том, что Израиль имеет дело сразу с тремя противниками: арабскими странами, палестинцами и арабами, проживающими на территории государства. В этой связи и подход к разрешению противоречия должен учитывать эту специфику и, как следствие, в корне отличаться от предпринятых ранее шагов.

В качестве пути мирного урегулирования в обнародованном тексте документа подчеркивается необходимость заключения пакетного соглашения, включающего в себя мирные договоры с арабскими странами, для подписания которых, как говорится в Манифесте, сложилась благоприятная ситуация. Она объясняется существующим сейчас осознанием  умеренными арабскими режимами того, что основная угроза в регионе исходит не от Израиля, а от группировок типа «Исламского государства», ХАМАСа, «Хизбаллы» и им подобных. Это обстоятельство способно стать залогом достижения компромисса на благоприятных для Израиля условиях.

Формула, согласно которой, во главу угла ставиться достижение договоренности с палестинцами, в соответствии с обнародованным документом, доказала свою несостоятельность. Делая уступки, Израиль лишь позволяет им убедиться в собственной важности и, как следствие, выдвигать все новые требования. Впрочем, представители палестинской стороны, по-видимому, так не считают. Об этом свидетельствуют высказывания М.Аббаса, прозвучавшие 29 ноября 2014 г., в которых он вновь указывает на неприемлемость шагов, предпринимаемых Израилем.

Важной составляющей комплексного соглашения, о котором речь идет в тексте «Манифеста Либермана», должен стать план обмена территориями и населением. Он будет своего рода решением проблемы лояльности израильских арабов, которые, в случае воплощения на практике сценария, предложенного в документе, смогут избавиться от «раздвоения личности», сформировавшегося у них ввиду жизни в Израиле без поддержки основ, на которых строится существование данного государства.

Решение этого вопроса, представляющего особое значение, как с точки зрения безопасности, так и в свете необходимости определения дальнейшего будущего страны, кроется в том, чтобы предоставить израильским арабам возможность стать гражданами государства, ценности которого они разделяют. Предполагается, что те, кто предпочтет палестинское гражданство после создания соответствующего государства смогут получить от израильских властей «экономические стимулы». Это предложение, могло бы стать эффективной мерой в реализации другого принципа израильской политики, высказываемого А.Либерманом, а именно «без лояльности нет гражданства». Кроме того, данный шаг существенно сократил бы электорат арабских политиков Израиля, борьбу с которыми ведет НДИ. Впрочем, вопрос об экономическом стимулировании арабского населения при отказе от израильского гражданства может стать серьезным бременем для бюджета страны. Надо отметить, что именно это предложение вызвало особый интерес со стороны израильских изданий, включая Times of Israel и Jerusalem Post. Наконец, как показывает опыт прошлого, далеко не все израильские арабы поддерживают такого рода инициативы и готовы расстаться с имеющимся у них статусом.

В целом, сравнивая нынешний Манифест с уже известной программой партии НДИ, следует отметить, что ряд принципов, касающихся мирного урегулирования, остался схожим, а план по передаче палестинской стороне районов с преимущественно арабским населением получил продолжение в виде идеи о том, что возможно будет «стать гражданами палестинского государства, не выходя из дома». Однако в этом контексте недостает нескольких пунктов, касающихся конфликта, в том числе  видения будущего Иерусалима. Кроме того, обращает на себя внимание сконцентрированность нового документа на вопросе мирного урегулирования, при фактическом отсутствии упоминаний о других направлениях действий Израиля на международной арене. Причин этому может быть названо несколько. Во-первых, А.Либерман как политик, все чаще стремящийся позиционировать себя в качестве потенциального израильского, а, возможно, и еврейского лидера, не может оставить без должного внимания один из ключевых для страны вопросов. В этой связи проект, который по сообщениям прессы планируется презентовать сначала перед европейскими партнерами в швейцарском Базеле, а затем включить в выступление А.Либермана на уже традиционном форуме Сабана, видится весьма подходящим. Во-вторых, документ, опубликованный несколько поспешно, вполне может не содержать упоминания о некоторых сферах израильской политики. В частности не так давно в прессе появилась информация о планах начать новый раунд израильской PR-кампании в Европе в следующем календарном году. Предполагается, что посольства в ряде европейских столиц, включая Лондон, Париж и Рим, начнут тесное сотрудничество с лидерами местных еврейских организаций, общественными деятелями и студенческими активистами, способными продвигать интересы Израиля в данных государствах. Тем самым планируется содействовать развитию израильской общественной дипломатии.


[i] Здесь и далее текст Манифеста партии «Наш дом Израиль» приводится по: Манифест Либермана // Официальный сайт партии «Наш дом Израиль». URL: http://www.ndi.org.il/content/ Манифест_Либермана

41.39MB | MySQL:92 | 1,108sec