Россия и арабский мир

В настоящее время Ближний Восток и Северная Африка переживают сложные моменты. Были свергнуты прежние режимы в Египте, Ливии, Тунисе и Йемене. Антиправительственные выступления потрясают Сирию и Бахрейн. Состоялись демонстрации в Алжире, Марокко и Кувейте. Наблюдается рост исламизации. При этом реформаторы требуют введения мусульманских норм жизни, приспособленных к современным условиям, в то время как радикалы настаивают на быстрейшем подчинении жизни законам мусульманской религии. Катар и Турция поддерживают исламистов,  Иран выступает против них и солидарен с  Ираком и САР. А Саудовская Аравия, в которой преобладает мусульманская религия охранительного толка, выступает союзником АРЕ в борьбе против исламизации.

Происходящее в этом регионе имеет важное значение для России. Рост исламского экстремизма влияет на деятельность салафитских организаций на Северном Кавказе и в Поволжье. Нерешенность проблемы ближневосточного урегулирования оказывает влияние как на отношения России с зарубежными странами, так и на настроения российских мусульман, христиан и иудеев. Этот регион обладает нефтегазовыми ресурсами, и в нем перекрещиваются воздушные и морские пути, ведущие из Западной Европы в Азию и Африку. Кроме того, арабский мир обладает растущим рынком, приближающимся к полумиллиарду жителей и импортирует и экспортирует значительную часть финансовых средств. Из этого района происходит растущая миграция населения в страны Запада.

Россия возродила или установила более или менее продвинутые отношения со странами Ближнего Востока и Северной Африки. У Москвы существуют связи с Лигой арабских стран и Организацией исламской солидарности. Только в последнее время в России побывали президент Абд аль-Фаттах ас-Сиси, министры иностранных дел САР Валид Муаллем и КСА Сауд аль-Фейсал и уполномоченный МИД АНДР Абд аль-Кадер Мессахель. Она поддерживает связи с ливанской «Хизбаллой» и палестинским ХАМАСом.

Вместе с тем, в отличие от Советского Союза, Россия не предлагает модель, отличную от западной. Она следует такой же политике, как Соединенные Штаты, европейские державы и Китай. Арабские же страны опираются на Москву в проведении своей политики. Но так же они опираются в проведении своей политики  на США и страны Европейского союза и, в меньшей степени, на КНР. Конечно, имеются в арабских странах люди, надеющиеся, что конфронтация, возникшая в последнее время из-за событий на Украине между РФ и Америкой, распространится и на Ближний Восток и Магриб …

На отношения России и стран арабского мира может сказаться приход там к власти исламистов. Естественно, руководство странами, оказавшееся в руках салафитов, негативно скажется на сотрудничестве между РФ и этими государствами. Вместе с тем, приход к власти реформаторов каких-то отрицательных черт в наши отношения не внесет. Ведь Москва поддерживала отношения с такими странами, как Египет (в период нахождения там у власти «Братьев – мусульман») и Тунисом (в эпоху, когда партия «Ан-Нахда» играла заглавную роль в его политике).  Кстати,  Россия поддерживает продвинутое сотрудничество с режимом Саудовской Аравии и других государств Аравийского полуострова, а также Ирана и Турции.

К сожалению, политика России в этом отношении не всегда была последовательной. Москва допустила просчеты, проголосовав за резолюцию 1971 Совета Безопасности ООН и воздержавшись при голосовании резолюции 1973. В результате не только РФ, но и африканские страны лишились возможности поддерживать режим руководителя ливийской революции Муаммара Каддафи.  В то же время, правильная позиция, занятая Москвой в отношение режима Сирии и Ирака, помогала им выдерживать атаки салафитов.

У  России имеются возможности, чтобы воздействовать на ситуацию вокруг Сирии. Достаточно напомнить проведенную нами работу с сирийцами в плане их присоединения к договору о запрещении химического оружия, чтобы предотвратить использование американцами сложившейся обстановки для нанесения ударов по Сирии. Как заявил президент В.В. Путин, Москва настаивает перед сирийцами, чтобы они предпринимали шаги по политическому урегулированию, предложив для участников процесса подходящие формы  сотрудничества друг с другом.

У Москвы мало шансов влиять на политику в отношении Багдада, поскольку в отношении Ирака главную роль играет Вашингтон. Тем не менее, у России остаются возможности воздействовать на политику иракского руководства.

В связи с Египтом мы воспользовались введением США санкций в отношении этой страны, чтобы расширить военное сотрудничество с Каиром, а также интенсифицировали российско-египетские консультации по внешнеполитическим вопросам.

В направлении ближневосточного урегулирования Россией делается немного. Москва, естественно, учитывает  складывающуюся обстановку, которая не позволяет осуществить кардинальных шагов на этом направлении. Но при этом Россия настаивает на том, чтобы Совет Безопасности ООН занялся палестино — израильской проблемой для того, чтобы дать импульс переговорам сторон по урегулированию.

К сожалению, на политические контакты накладывается слабая экономическая составляющая. По данным В.А. Исаева и А.О. Филоника, в начале XXI в. ежегодный  объем русско-арабской торговли составлял в среднем в год 6,5-7 млрд долл., уступая советско-арабской торговли, оцениваемой в 11-12 млрд долл. ежегодно.  При этом основными торговыми партнерами в начале  десятых годов являлись Сирия (14-20%), Египет (13-15%) и Объединенные Арабские Эмираты (13-14%). В экспорте России основное место занимают топливно-энергетические ресурсы (18-20%), металлы (17-19%) и древесина и бумажные изделия, в то время как на машины и оборудование приходиться 8-10%. В российском импорте из стран арабского мира преобладающим являются продовольствие (55-60%), химические товары (13-15%) и текстиль и текстильные изделия[1].

На другие формы сотрудничества с арабским странами пришлось 1,5-2 млрд долл., в том числе на строительство и модернизацию хозяйственных и инфраструктурных объектов – 350- 500 млн долл., на инвестиционные проекты – 250-300 млн долл. и на запуск спутников – 150-250 млн долл. При этом важнейшими рынками стали Египет и Саудовская Аравия, на которые приходиться 80% обязательств. Следующим для России была Ливийская Джамахирия, где «Российские железные дороги» заключили контракт на 4,5 млрд евро, а «Технопромэкспорт» работал над проектом стоимостью 600 млн долл.[1]. К сожалению, начавшаяся «арабская смута» и последовавшая за ней гражданская война привели к прекращению сотрудничества с Ливией.

Конечно, Россия развивает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с  арабскими странами, и оно приносит несомненные выгоды. Вместе с тем, мы сталкиваемся в этом отношении с сильной конкуренцией со стороны США и западноевропейских стран. Более того, в этой сфере играют роль далекие от ВТС соображения. Взять, хотя бы, последний пример с Ливией …

Х          Х          Х

Что нужно делать России в сложившейся ситуации?

— Поддерживать контакты с арабскими странами, как на уровне госучреждений, так и через наши общественные организации.

— Добиваться усиления сотрудничества между частными структурами России и арабских стран, оказывая им необходимую господдержку.

— Наращивать ВТС.

— Активизировать деятельность наших культурно-образовательных представительств.

— Сделать жесты гуманитарного плана, например, направить продовольствие в качестве дара, предоставить дополнительные стипендии, организовать прием на лечение больных или раненых.

— Активизировать связи с арабскими странами мусульманского и православного духовенства.

— Усилить изучение ситуации в арабском мире.

У нас не остается другого выхода, кроме как укреплять сотрудничество со странами региона, вести дело к решению ближневосточного конфликта и нормализации ситуации вокруг Ирака, оказывать сопротивление исламскому экстремизму. Дело здесь не только в том, что в случае отстранения нас от участия в делах этого региона урегулирование кризисов будет не учитывать интересов России, но и в том, что осложнение отношений с Западом объективно толкает нас на сближение с арабскими странами.


[1]                      cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-arabskie-torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya2. Там же.

62.82MB | MySQL:102 | 0,574sec