Размышления об атаке на Грозный

Атака боевиков на Грозный 4 декабря в принципе была ожидаемой. Мы уже отмечали, что первым «тревожным звонком» стал теракт месячной давности, когда террорист-смертник взорвал себя и полицейских рядом с Домом правительства. Отметим при этом, что тогда правоохранительными органами и руководством Чечни высказывались предположения, что он являлся «одиночкой», что сразу же вызвало большие сомнения. Они еще больше усилились после того, как спустя две недели был уничтожен «организатор» данного теракта. То есть версия «об одиночке» начала трещать, что, собственно, и понятно, поскольку кто-то его снаряжал, у кого-то две недели до совершения акции он жил. Ну и, соответственно, от кого-то питался идеями джихадизма, так как смертником за один день не становятся. Тогда мы говорили о том, что за этим терактом, который по почерку носил больше пристрелочный и психологический характер (террорист пошел на теракт за три часа до начала сбора людей на торжественное мероприятие, что минимизировало жертвы) стоит серьезный заказ из-за рубежа. Еще раз подчеркнем, что теракты с участием террористов-смертников всегда происходят при достаточном финансовом «обеспечении». Есть исключения, но о них ниже. Заподозрить чеченскую эмиграцию в том, что она решила «насолить» таким образом Р.Кадырову, трудно. Большинство из влиятельных полевых командиров, которые могли бы это сделать, либо мертвы в своем большинстве, либо занимаются собственным бизнесом за границей и отошли от активной политики. А потом и им нужны «заказчики». В данном случае необходимы внешние влиятельные игроки.

На основе поступающих из Грозного сведений выясняется следующее. Группа переодетых в полицейскую форму боевиков напала на пост ДПС, но была вынуждена под огнем отойти и забаррикадироваться в здании Дома печати. Одновременно вторая группа была заблокирована в средней школе. Первая группа состояла из семи боевиков, вторая, на момент написания статьи, продолжала сопротивление и оценивалась в 8-9 боевиков. Таким образом, мы имеем дело с общей группой в 15-17 бойцов. Позднее стали говорить вообще о десяти. Возникает закономерный вопрос о цели данной акции. Р.Кадыров заявил, что «готовились масштабные теракты в Грозном». Появилось также сообщение о видеообращении, где неизвестный взял ответственность за инцидент, назвался представителем организации «Имарат Кавказ», и объяснил атаку на силовиков «защитой угнетенных мусульманских женщин». Автор на самом деле первый раз встречает такой повод для совершения терактов, что навевает размышления о бытовом характере конфликта, закамуфлированном в исламистскую «обертку». Но это первый взгляд. На самом деле, нападение на пост ДПС не имеет никакого практического смысла, если не учитывать два момента: захват оружия и боеприпасов, и привлечение к себе внимания зарубежных спонсоров. Вторая группа, видимо, откололась от первой во время уже огневого контакта, или же попыталась помочь ей разблокироваться отвлечением на себя внимания силовиков. В таком случае мы имеем дело с «самопальной» группой джихадистов, которая действительно готовила какие-то резонансные акции, что навевает воспоминания о сценарии попытки захвата в свое время Нальчика. Хотя, конечно, количество боевиков для решения такой задачи явно не дотягивает. Обращает на себя внимание и четкое акцентирование их атак именно на силовиков с явным намерением минимизировать жертвы среди населения. Это произошло как в первый раз (атака на силовиков на безлюдном КПП), так и во второй (атака в ночное время).

Принципиально важно четко понять в этой связи – на каком конкретно сайте опубликовано видеообращение боевиков. Если это действительно был сайт «Имарата Кавказ», с недавнего времени спонсирующийся катарцами, то это — классический вариант отчета «за проделанную работу». Что уже плохо, поскольку означает наличие зарубежных спонсоров и попытки активизации исламистского джихадизма в России. В ином случае речь действительно может идти о самоорганизовавшейся группе, которая ищет зарубежных покровителей. Обратим внимание, что лидер Чечни несколько раз упомянул о том, что боевики, возможно, были «пришельцами» из «других регионов». Выразим сомнение в такой версии. Вероятно, конечно, присутствие среди боевиков нескольких уроженцев иного «региона», но организационно-командный состав, безусловно, из Чечни. Также с большей долей вероятности предположим, что ликвидированные сейчас боевики – это не последний резерв джихадистов. Скорее всего, ее численность лимитирована количеством «стволов». Умирать джихадисты не планировали, они старались нападением на пост ДПС решить две задачи: заявить о себе как о реальной боевой силе, что должно было, по идее, заинтересовать внешних игроков, и пополнить арсеналы оружия и боеприпасов.

Два теракта за два месяца подтверждают ранее высказанный нами вывод. На территории республики действует бандподполье, которое пытается заявить о себе «за рубежом» и структурироваться в аналог действующего в свое время на Северном Кавказе банддвижения. Это свидетельствует о промахах в работе оперативных подразделений безопасности, которые не уловили этот тренд и вовремя не отреагировали на него. Угрозы перенести джихад на российскую территорию, в свое время озвученные несколькими чеченцами-кистинцами под руководством О.аш-Шишани, в данном случае, видимо, ни при чем. Особенно после гибели последнего в Ираке. Вполне вероятен вариант того, что этот видеопризыв был услышан в Чечне исламистами, которые восприняли его как стимул для организации некой джихадистской структуры в надежде получить серьезные финансовые ресурсы для этого от «Исламского Государства» (ИГ).

При этом заметим, что внешнеполитических причин, по которым руководству ИГ (или Катару) стоило бы тратить свои финансовые ресурсы на разжигание джихада не в зоне своих национальных интересов, не существует. По крайней мере, на первый взгляд. Основными векторами притяжения всех сил и средств ИГ сейчас является Ирак и Сирия. Распространять свое влияние на другие регионы для этой организации очень не с руки. В том числе и прежде всего, потому, что суннитским племенам Ирака никакая экспансия не нужна. Им необходимо добиться выполнения своих требований на родине. В частности получить государственно-хозяйственную автономию. Пытаться разжечь пожар джихада еще где-нибудь в списке приоритетных задач для них точно не стоит. По крайней мере, в настоящее время.

52.22MB | MySQL:103 | 0,596sec