Ситуация в Марокко: ноябрь 2014 г.

Основные события ноября в Марокко разворачивались на антитеррористическом   «фронте». Это объяснимо, поскольку в очередной раз  «Исламское государство» (ИГ) пригрозило атаковать интересы королевства. 2 ноября, неделю спустя после начала операции «Хадар», ИГ пригрозило атаковать школы иностранных миссий в Марокко и работающих в них иностранных преподавателей.

Ранее сообщалось, что 25 октября в Марокко было объявлено о постепенном развертывании операции «Хадар», проводимой «для борьбы против различных угроз, стоящих перед королевством, а также для повышения безопасности марокканцев и иностранцев». Еще одна цель операции — обеспечение безопасности стратегических объектов, и в частности, аэропортов. К операции привлечены Королевские вооруженные силы, жандармерия, полиция и Вспомогательные силы. В тексте коммюнике МВД не назывались угрозы, стоящие перед Марокко, но в королевстве не скрывают озабоченности в связи с тем, что в рядах ИГ воюют свыше 2 тысяч марокканцев и лиц марокканского происхождения.

Известно, что изначально в составе ИГ действовала бригада «Шам аль-Ислам», 80% боевиков которой были выходцами из Марокко. После разгрома этой бригады силами Башара Асада и гибели ее главаря – Ибрагима Беншекруна (боевой псевдоним – Абу Ахмад аль-Магриби) уцелевшие марокканцы были перераспределены среди других бригад ИГ.

Ранее «Аль-Каида» пригрозила атаковать нефтетанкеры у берегов Марокко. Подобная угроза со стороны этой организации не нова. Лет 10 назад «Аль-Каида» заявляла о своем намерении атаковать в Гибралтарском проливе один из кораблей НАТО с ядерной энергетической установкой. Последняя угроза до сих пор не реализована.

3 ноября МВД Марокко объявило о нейтрализации в Танжере очередной террористической ячейки. Оно состояла из четырех человек. Возглавлял группу ветеран боевых действий в Сирии.

13 ноября МВД отрапортовало об аресте четырех «исламистов» с французскими паспортами, связанных с «террористическими организациями». Их аресты были осуществлены в Марракеше и Эль-Аюне. Один из арестованных привлек внимание марокканских спецслужб тем, что «собирал информацию об общественных местах», второй – «совершал подозрительное перемещение из Египта в Йемен» через Марокко.

Новое сообщение МВД об очередных арестах последовало 15 ноября. На сей раз в Марракеше арестовали 5 человек, подозреваемых в террористической активности в Марокко и стремлении выехать из страны и примкнуть к ИГ для участия в боевых действиях в Ираке или Сирии.

16 ноября трое марокканцев, представившихся «солдатами ИГ в Марокко», распространили в Ю-тюб видеоролик, в котором призвали обитателей г.Беркан не слушать выступления «улемов султана и агентов сионизма».

19 ноября в Фесе побывал вице-президент США Джо Байден. В духовной столице королевства его принял король Мохаммед VI. Как отмечалось в коммюнике Белого дома, в ходе встречи обсуждались вопросы совместной борьбы с «экстремизмом» в Сахеле и на Ближнем Востоке.

21 ноября эксперты из 10 стран Северной Африки и Франции по итогам трехдневной встречи в Нуакшоте объявили о создании специализированного электронного журнала, посвященного проблемам борьбы с терроризмом и организованной преступностью в регионе. Во встречи приняли участие эксперты из Алжира, Буркина-Фасо, Камеруна, Кот-д`Ивуар, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Сенегала, Туниса и Франции. Информационный бюллетень получил название «Письма из Нуакшота». Целью его издания определено информирование о «проблемах безопасности – вообще, и о терроризме – в частности». Организационные вопросы взяли на себя Служба безопасности Мавритании и региональный атташе по вопросам внутренней безопасности при посольстве Франции в Дакаре.

23 ноября МВД Марокко объявило об аресте шести человек после того, как в интернете был распространен ролик , объявивший о создании на северо-востоке королевства джихадистской группы, принесшей присягу верности ИГ. Эта группа получила название «Джунд аль-Халифа фи Магриб аль-Акса». По данным МВД, трое из арестованных уже осуждались в 2008 г. по обвинению в реализации террористических проектов, связанных с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКИМ). Все арестованные планировали совершить поездку сначала в Ливию, затем – в зону, находящуюся под контролем ИГ с тем, чтобы получить военную подготовку, а затем вернуться в Марокко.

27 ноября американская пресса сообщила, что Марокко по просьбе США предоставило свои истребители Ф-16 коалиции, сформированной Вашингтоном против ИГ. Если эти сообщения подтвердятся, участие марокканских самолетов в операции против ИГ станет их первым боевым применением. До этого в США побывал генеральный инспектор королевских ВВС (командующий) корпусной генерал Бушейб Арруб. Несколько дней спустя было объявлено о приобретении Марокко управляемых авиабомб JDAM, носителями которых являются Ф-16.

28 ноября антитеррористический суд в Сале приговорил к трем годам тюрьмы француза марокканского происхождения по обвинению в «апологетике терроризма». По тому же делу были осуждены еще 12 марокканцев. Все они получили от двух до четырех лет тюрьмы.

В ноябре очередное развитие получила сахарская проблематика. 6 ноября по случаю 39-й годовщины «Зеленого марша» король Мохаммед VI заявил, что Марокко останется «в своей Сахаре навечно». По его словам, «выбор Марокко в пользу переговоров никак не скажется на марокканской принадлежности сахарских провинций». Он в очередной раз повторил, что «автономия – это максимум того, что может предоставить этой территории Марокко».

4 ноября марокканские СМИ сообщили, что проект строительства сверхскоростной железной дороги TGV между Танжером и Касабланкой стоимостью 2 млрд евро будет реализован не в конце 2015 г., как это планировалось ранее, а лишь в 2017 г. Основная причина задержки – продолжительность процедур изъятия у собственников земли, отчуждаемой под строительство, которое началось в 2011 г. После реализации проекта появится возможность преодолевать 350 км между двумя портовыми городами за два с половиной часа.

В ноябре Марокко стало жертвой собственной инициативы, из-за которой спорт, а конкретно – футбол, получил политическое измерение. Дело в том, что в период с 17 января по 8 февраля 2015 г. Марокко должно было принять Кубок Африки по футболу. Однако Рабат под предлогом вспышки эпидемии, связанной с вирусом Эбола, предложил Африканской конфедерации футбола (CAF) перенести континентальное первенство. 11 ноября CAF объявила, что африканский чемпионат пройдет не в Марокко и без участия дисквалифицированной марокканской команды. Кроме дисквалификации «Львов Атласа» CAF может прибегнуть и к другим санкциям в отношении Марокко.

Почему Марокко потребовало переноса континентального чемпионата? Ответа на этот вопрос пока нет. Ведь предлог о вспышке заболеваний, связанных с вирусом Эбола, был явно надуманным с учетом того, сколько африканцев ежедневно прибывают в Марокко. Можно только предположить, что этот демарш Рабата был связан либо с неготовностью королевства принять чемпионат, либо со внезапно открывшимися проблемами в плане обеспечения безопасности его участников. Что-либо другое сложно предположить. Что касается властей, то они объяснили свое решение заботой о здоровье марокканцев и туристическом секторе. В любом случае решение Рабата будет иметь крайне негативные последствия для его имиджа среди африканских стран.

17 ноября одна из самых влиятельных правозащитных организаций королевства – Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ) — объявила о решении бойкотировать Всемирный форум по правам человека, который должен был пройти в период с 27 по 30 ноября в Марракеше. Свое решение МАПЧ объяснила постоянным давлением на нее со стороны властей.

В качестве одного из организаторов форума в Марракеше выступал официальный Национальный совет по правам человека (НСПЧ).

Ранее о своем отказе участвовать в форуме объявила еще одна правозащитная организация – Марокканская лига в защиту прав человека (МЛЗПЧ).

В начале ноября международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» призвала марокканские власти «прекратить все внесудебные преследования по фактам мирной активности независимых правозащитных организаций».

21 ноября американский журнал «Форбс» в очередной раз подтвердил, что король Мохаммед VI является одним из самых состоятельных людей планеты. В рейтинге 50 самых богатых африканцев его состояние он оценил в 2,1 млрд долларов. «Обидный» для монарха факт – он является не самым богатым человеком в королевстве. Его обогнал Осман Бенджеллун, состояние которого оценено в 2,4 млрд долларов. Он находится на 13-м месте в рейтинге.

27 ноября должен был начаться официальный визит короля Мохаммеда VI в Китай. Однако 25 ноября Рабат объявил об отсрочке визита из-за болезни монарха, связанной с «синдромом острого гриппа, осложненным бронхитом». Дворец также отменил встречу монарха с премьер-министром Южной Кореи, которая должна была состояться до отъезда короля в Китай.

До этого официальные упоминания о здоровье монарха случались крайне редко.

26 ноября в Рабате полиция разогнала манифестацию студентов, протестовавших против проекта ужесточения уголовного кодекса, новые статьи которого предусматривают ужесточение наказания для участников применения насилия в университетских кампусах.

В Марокко исторически университетские кампусы были ареной сведения счетов между исламистами и левыми. Только в 2013 – 2014 учебном году таких инцидентов было свыше 30.

Манифестация в Рабате проводилась перед зданием парламента. Ее организаторами выступили контролируемый исламистами Национальный союз студентов Марокко и самое влиятельное в стране исламистское движение «Аль-Адль валь-Ихсан».

Проектом закона предусматривается увеличение сроков заключения в тюрьме для участников беспорядков в кампусах до пяти лет.

В целом, складывается впечатление, что Марокко находится на пороге новых событий, связанных с деятельностью ИГ и АКИМ. Хочется верить, что превентивные мероприятия марокканских спецслужб позволят минимизировать их последствия.

52.19MB | MySQL:103 | 0,599sec