Экспансия нигерийской «Боко Харам» и меры по ее сдерживанию

Экспансия боевиков «Исламского государства» (ИГ) оттянула на себя основное внимание мирового сообщества. Между тем, похоже, уже в самом скором времени американцам или французам (последнее вероятнее) придется созывать новую антитеррористическую коалицию. На этот раз уже против исламистской нигерийской группировки «Боко Харам», руководству которой, видимо, не дают покоя «лавры» ИГ. По крайней мере, атаки нигерийских исламистов приобретают все более агрессивный характер, и, что самое главное, они все чаще выходят за рамки «национальных границ» (т.е. за территорию собственно Нигерии). Сейчас уже уверенно можно констатировать, что на острие атак «Боко Харам» находится Камерун и Нигер. Сопровождается это пока публичными реляциями в отношении «солидарности» с ИГ.

По оценке экспертов, некой отправной точкой, после которой руководство «Боко Харам» взяло курс на внешнюю экспансию, стала их операция в Баге на северо-востоке Нигерии 7 января с.г., когда погибло около 2000 человек. После этого лидер «Боко Харам» Абубакар Шекау уже более открыто и осмысленно (если этот термин в данном случае вообще уместен) заявил, что его генеральной задачей является воссоздание исламской империи Канем-Борну, существовавшей в 9 веке. Это автоматически означает резко возрастающую опасность террористических атак для всего субрегиона Западной Африки (страны-члены ИГАД) с отчетливой перспективой выхода на «оперативный простор» всей зоны Сахеля. Этому также способствует полная прозрачность границ между государствами субрегиона и огромное количество внутренних экономических и политических проблем. Все это ставит перед Парижем актуальную задачу по принятию неотложных мер.

На настоящий момент времени Франция на проведение сухопутной операции в том же Нигере или Камеруне не пойдет. Это вызвано как политическими, так и экономическими причинами, особенно с учетом не внятных результатов операции «Серваль» в Мали. Ее итоги со всей очевидностью доказывают необходимость выхода на проведение переговорного процесса с непокорными туарегами. Кроме того, сейчас основной упор по усилению режима безопасности сосредоточен непосредственно в самой Франции, что логично после последних по времени терактов. Для примера скажем, что в рамках введенного плана по обеспечению внутренней безопасности Vigipirate на улицы французских городов выведено 10 500 военнослужащих, что сравнимо с численностью французского военного контингента, задействованного в операции «Серваль» на юге Мали. В этой связи французы сосредоточатся, прежде всего, на вопросах логистической и авиационной поддержки будущей военной операции стран региона против «Боко Харам». Собственно этот сценарий сейчас активно обсуждается в рамках Комиссии по координации и связям, которая создана под эгидой Парижа специально для выработки общих мер стран региона против террористической угрозы. Французы в этой связи активизировали разведывательные полеты своей боевой авиации над регионом, особенно над Камеруном и Нигером. В качестве основной военной силы уже используется чадский воинский контингент, который планируется нарастить в несколько раз. В частности, в последних успешных боях на камерунской территории, наряду с камерунцами уже воевали и чадцы, которые уже приобрели военный опыт в период проведения операции «Серваль». Ровно об этом шли переговоры на январской встрече французского министра обороны Жан-Ив Ле Дриана и президента Чада И.Деби. Последний согласился открыть «третий фронт» с участием чадских военных в Нигере и Камеруне вслед за Мали и ЦАР. 18 января с.г. 2500 чадских военных дислоцированы в камерунском районе Малтам и уже приняли участие в недавних рейдах против боевиков «Боко Харам». Чадцы располагают 400 автомашин (джипы с пулеметами) и несколькими (до десятка) танками. Им помогают камерунские военные. 6000 военнослужащих прикрывают сейчас участок нигерийско-камерунской границы, стремясь помешать исламистам проникать вглубь территории страны. Большая часть из них входит структурно в батальоны быстрого реагирования, созданных по аналогии с французскими подразделениями BIR и подготовленных военными из Франции. Антикризисный штаб возглавил президент Камеруна П.Бийя, руководитель его аппарата Фердинанд Нго и начальник генерального штаба камерунской армии Клод Мекка. Остроту проблемы усугубляет и смертный приговор П.Байя, который озвучил главарь «Боко Харам» в своем видеообращении 5 января с.г.

Опасаясь возникновения очага племенных волнений на юге Нигера, президент этой страны М.Иссуфу на днях послал 1000 военных в район Диффа. Их поддерживают три ударных вертолета и разведывательный самолет. В свое время аналогичные меры позволили нигерским властям блокировать попытки туарегов развернуть боевые действия в Нигере. Президент Нигера каждый день получает отчет о проводимых военных операциях и ситуации с исламистским проникновением от своего начальника штаба Ибрагима Карингамы. Новый руководитель внутренней безопасности Амаду Гарба уже резко усилил присутствие своих подчиненных в приграничных районах. Одной из стоящих перед ними задач является создание дополнительных агентурных позиций в лагерях беженцев из Нигерии с целью выявления пособников исламистов. М.Иссуфу уже предложил Жан-Ив Ле Дриану разместить французских военнослужащих на военной базе в Диффа, а так же и на другой базе в Манаме. Но такой шаг практически однозначно вызовет рост анти-французских настроений в этой части страны, с чем вынужден считаться Париж. 550 французских парашютистов, уже сейчас находящихся в этом районе, по оценке экспертов, не в состоянии эффективно противостоять боевикам «Боко Харам», действующих группами по несколько сот человек. При этом они отлично экипированы, мобильны и великолепно знают местность. Все это предопределяет необходимость организации широкомасштабной военной интервенции, на которой настаивает президент Нигерии Гудлак Джонатан.

53MB | MySQL:103 | 0,464sec