Военно-политическая картина ситуации в регионе Ближнего Востока в эти дни осложнена еще одним печальным инцидентом, в который оказались вовлечены главные акторы ведущейся там большой политической игры. По сообщениям, поступившим от ливанской шиитской группировки «Хизбалла», 18 января 2015 г. в результате, как утверждается, «израильского авиаудара на Голанах» погибли шестеро активистов этой организации и такое же количество иранских военнослужащих, включая «крупного военачальника». Авиаудар был нанесен из пролетавшего вертолета (по другим данным беспилотника) в сирийской части Голанских высот в районе местного регионального центра Кунейтра, точнее – расположенной в его окрестностях фермы Амаль. Как видно из опубликованного сообщения, погибшие перемещались в конвое из трех бронированных автомобилей. В числе погибших оказался Джихад Мугния — сын ликвидированного 6 лет назад в Дамаске Имада Мугнии, который возглавлял разведывательные службы «Хизбаллы», один из полевых командиров этой организации, несколько иранских офицеров довольно высокого ранга, в том числе – генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохаммад-Али Аллахдади. Ранее он командовал военным округом, дислоцированным в районе г. Йезд, а с недавнего времени служил советником в Сирии. Как сообщило иранское информационное агентство «Фарс», Аллахдади стал первым иранским генералом, погибшим «непосредственно от рук сионистского врага». Лондонская арабоязычная газета «Аль-Хаят» вскрыла еще одну грань его биографии: оказывается, генерал КСИР Аллахдади в свое время был заместителем генерала Касема Солеймани, легендарной фигуры, чье имя всегда называется, когда речь идет о специальном подразделении КСИР «Сепахе Кодс», занимающемся военными операциями за рубежами Ирана. Свою публикацию «Аль-Хаят» назвала достаточно красноречиво – «Тень Солеймани среди убитых на Голанах».
Поздно вечером 18 января стало известно, что ликвидированный в результате авиаудара Д.Мугния руководил важной террористической структурой, планировавшей и реализовывавшей теракты в населенных пунктах израильского Севера и воинских базах израильской части Голанских высот. Израиль воздержался от комментария по поводу ликвидации боевиков «Хизбаллы» и не взял на себя ответственность за эту операцию. По сообщениям международных СМИ, авиаудару предшествовали рейды двух израильских самолетов-разведчиков, которые вторглись в сирийское воздушное пространство и совершили облет сирийской части Голанских высот. Это дало повод министру разведки Сирии Омару аз-Зуаби заявить, что «Израиль открыто вмешивается на стороне террористических группировок в бои у Голанских высот».
Объясняя причины израильской активности в этом районе Сирии, западные СМИ сообщают, что за последние годы Израиль совершил несколько рейдов на сирийскую территорию страныс целью предотвратить передачу Ираном вооружений отрядам «Хизбаллы».
Гибель иранских военных и членов «Хизбаллы» на Голанах вызвала поток публикаций и откликов в Иране, суть которых сводится к одному: авиаудар «сионистского врага» задевает интересы Ирана, ибо направлен против его ближайших друзей – шиитской группировки «Хизбалла» и суверенной Сирии, а поэтому Иран приложит все силы, чтобы отомстить за «это злодеяние». В отсутствие (на момент написания статьи) официальной реакции политического руководства ИРИ, по этому поводу высказались многие высшие иранские военачальники. Иранские СМИ предоставили такую возможность ряду руководителей КСИР. Вот как отреагировал на эту атаку и гибель иранского генерала Аллахдади заместитель командующего войсками этого важнейшего компонента иранских вооруженных сил генерал Хоссейн Салами. В своих многочисленных интервью виднейшим СМИ страны Х.Салами связал этот инцидент с глобальной стратегией ближневосточной политики Израиля и США, сказав, что эти страны «совершили свое злодеяние в отместку за те поражения, которые они несут в своей нынешней стратегии». По словам иранского генерала, поражения в Сирии, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне, других странах, привели к тому, что США и их сателлиты поняли что их дни сочтены. Чтобы привлечь к себе внимание, они совершают подобные акты, но на самом деле, это демонстрирует лишь их слабость. «Пусть знает сионистский режим, что его ждет сокрушительный удар. Они уже хорошо знают, как мы можем отвечать на подобные злодеяния. Наша реакция бывает молниеносной и разрушительной».
Пользуясь возможностью, Салами сделал ряд военно-политических заявлений. Он сказал, что у Ирана имеются ракеты класса «Шахаб», которые свободно достигают территории Израиля. « Эту же работу, -уточнил генерал Саламии, — . могут выполнить своими минометными снарядами соединения «Хизбаллы» и палестинцы». Генерал объяснил и иранскую позицию по Сирии: «США и их союзники хотят свергнуть политический режим в Сирии. Это вынуждает нас придти на помощь Дамаску и сделать его более сильным перед лицом таких угроз, которые обречены на поражение. Сирийцы столь же преданы своему строю, как и иранцы, и поэтому – непобедимы. Несмотря на ограниченность своих ресурсов, он неуклонно идут к победе, и это тот феномен, который сейчас крайне редок».
Пытаясь аргументировать присутствие иранских военных за рубежом, Салами заявил, что у его страны нигде за границей нет воинских соединений, «а имеются лишь советники, которые продвигают идеи нашей революции. Наш капитал, наше достояние –именно революционное мышление, интеллектуальное достояние нашей мусульманской нации, наше сопротивление, наша вера в революционные идеалы».
Серьезные заявления сделал 20 января, в ходе церемонии прощания с телом генерала Мохаммада-Али Аллахдади, прошедшей в комплексе Штаба КСИР в Тегеране, главнокомандующий силами Корпуса генерал Мохаммад-Али Джафари. Осудив новое «кровавое злодеяние сионистских врагов», Джафари заявил, что «ставший шахидом» генерал Аллахдади погиб на границе Сирии –«братской и дружественной Ирану страны, способствуя ее безопасности, показав своей смертью единство исламской нации». Тем самым, сказал Джафари, он выполнил свой долг, связанный с реализацией идей исламской революции, «неся всем святую весть о победе наших дерзаний, провозглашенных вождем исламской революции имамом Хомейни». Командующий силами КСИР, как написала 20 января вечерняя праворадикальная тегеранская газета «Кейхан», обратился к друзьям и врагам Ирана с обещанием не останавливаться на полпути, а продолжить свое победоносное движение вперед. Венцом этого, сказал Джафари, «станет полное освобождение Иерусалима и ликвидация позорного пятна на пространстве мусульманского региона Ближнего Востока». Последние слова являются эвфемизмом, обозначающем на языке иранских политиков Государство Израиль. «Мы уверены, что такая задача вскоре будет претворена в жизнь». В связи с этим генерал Джафари подчеркнул, что ныне Иран находится с военной точки зрения в отличной ситуации и безопасности страны ничто не угрожает. «Идеи нашей исламской революции совершают победное шествие по всему миру, не зная границ, опираясь на помощь Всевышнего, и на этом пути мы дарим ему все новых и новых шахидов». Слова генерала Джафари на церемонии прощания дополнил другой военачальник КСИР генерал Рамазан Шариф, отвечающий в этой военной структуре за связи с общественностью. Заявив, что «двери служения Всеышнему открыты для всех, и на этом пути мы жертвуем все новыми шахидами», генерал заявил: «Сионистский режим должен знать, что его ждет та же судьба, что и Саддама Хусейна». Таким образом, в Иране использовали военный инцидент на сирийской части Голан для очередного нагнетания антизападной и антиизраильской истерии. Можно предположить, что описанный инцидент может отразиться на динамике военно-политических процессов в этом взрывоопасном регионе.