О деятельности организации «Аль-Каида» в Алжире

Тайное всегда становится явным. Справедливость этой посылки в очередной раз была продемонстрирована 25 ноября 2002г. В этот день алжирские власти официально объявили об уничтожении одного из представителей руководства международной террористической организации «Аль-Каида» гражданина Йемена Имада Абдельвахида Ахмеда Альвана /боевой псевдоним — Абу Мухаммед/. Этот человек был обезврежен алжирскими спецслужбами еще 12 сентября. Он попал в засаду в регионе Батна /430 км к юго-востоку от Алжира/. Два с лишним месяца ушло на идентификацию террориста. Она стала возможной благодаря тесному взаимодействию алжирских и иностранных спецслужб, а также показаниям перебежчика.

Одновременно было объявлено, что в задачу йеменца входила организация Сахело-магрибинского фронта /СМФ/ «Аль-Каиды» на базе Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД/ с тем, чтобы превратить последнюю в организацию регионального масштаба. Про СГПД известно, что она выделилась из Вооруженной исламской группы /ВИГ/ в 1998г.по личному указанию Усамы бен Ладена. Этой мерой он хотел спасти имидж исламистского движения в Алжире, изрядно подмоченный массовыми расправами над мирным населением, которые совершала и совершает ВИГ.

Первые данные о перемещениях боевиков «Аль-Каиды» в регион Сахеля и Магриба после того, как их изрядно потрепали в Афганистане, стали поступать в начале с.г. В замыслы У.бен Ладена входило создать на территории Северной Африки несколько опорных баз, с которых можно было бы действовать против американских интересов. Алжир, где уже 11 лет не утихает противостояние между властями этой страны и религиозными экстремистами, является очевидным и удобным плацдармом для реализации этих планов.

Что касается СГПД, то в ноябре она в очередной раз подтвердила репутацию «идейной» группировки, атакующей исключительно символы власти и якобы избегающей нападать на мирное население. Только за период с 22 по 24 ноября, пришедшийся на время мусульманского поста рамадан, в Кабилии в результате нападений экстремистов погибли 9 военнослужащих, ранения получили 16 солдат и полицейских.

Ранее имелось немало информации о связях алжирских группировок религиозных экстремистов с «Аль-Каидой» и международным террористом «номер 1» Усамой бен Ладеном. Однако в основном все это были публикации в прессе или спланированные «утечки» от алжирских спецслужб. 25 ноября эти данные получили официальное подтверждение.

Итак, что же известно о деятельности «Аль-Каиды» в Алжире — многострадальной стране, в которой вследствие многолетнего конфликта между ее властями и религиозными экстремистами погибли свыше 100 тысяч человек?

Связь между алжирскими исламистами и организацией У.бен Ладена была установлена в 1992 году, сразу после развязывания экстремистами внутриалжирского конфликта и неоднократно подтверждалась позднее. По данным автора недавно вышедшей книги «Исламистская сеть во Франции и в Алжире» Хасана Зерруки, У.бен Ладен лично знаком по меньшей мере с двумя представителями руководства Исламского фронта спасения /ИФС/ — прародителя всех действующих в АНДР группирорвок религиозных экстремистов. Это — Буджемаа Бунуа /подпольный псевдоним — Абдалла Анас/ и Камареддин Кербан. Здесь следует напомнить, что последний — ныне британский подданный — был арестован марокканскими властями уже после 11 сентября прошлого года. Однако Лондон — известный борец с терроризмом — настоял на его освобождении и выдворении из Марокко. По данным Зерруки, именно Кербан, несогласный с решением Исламской армии спасения /боевое крыло ИФС/ прекратить вооруженную борьбу, в 1998г.обратился к У.бен Ладену с просьбой о финансировании создания СГПД. В этой связи представляется естественной доктринальная связь между СГПД и «Аль-Каидой», идеологические установки которых базируются на салафизме.

В феврале 1999г.стали известны интересные подробности о том, как появилась СГПД. По версии некоего Мохаммеда Беррашида, сдавшегося властям боевика СГПД, выделение группировки из состава ВИГ было инициировано по требованию У.бен Ладена. Он утверждал, что Х.Хаттаб находился в постоянном контакте с миллиардером-террористом с помощью аппаратуры спутниковой связи. У.бен Ладен потребовал от Хаттаба выделиться в самостоятельную организацию с тем, чтобы придать «более лучший имидж джихаду», дискредитированому после массовых убийств мирного населения, совершенных ВИГ. Одновременно перебежчик утверждал, что новобранцы организации проходили военную подготовку в лагерях движения «Хезболлах» в долине Бекаа в Ливане. Согласно Беррашиду, именно от У.бен Ладена исходила инициатива назвать СГПД тем именем, которое она носит. В организации постоянно циркулируют фетвы, подписанные миллиардером-террористом.

В 2001г.настала очередь СГПД отрабатывать полученные деньги. Тогда по приказу У.бен Ладена Хаттаб отправил две группы боевиков для совершения терактов в Германии и Великобритании. Только случай предотвратил кровопролитие и позволил спецслужбам этих двух стран обезвредить террористов.

Столкнувшись с давлением, которое после 11 сентября 2001г.испытывали структуры У.бен Ладена в ряде стран Европы, на Филиппинах, и особенно — в районе индо-пакистанской границы и Чечне, с начала 2002г.»Аль-Каида» выбрала новую стратегию. Она заключалась в поиске других стран базирования, пересечение границ которых не представляло большой трудности. После провала с использованием Йемена и Сомали самыми подходящими для передислокации формирований «Аль-Каиды» оказались страны Магриба и Сахеля. За минувший год появилось достаточное число аргументов, чтобы подтвердить этот вывод.

Одним из первых проявлений активности «Аль-Каиды» в регионе стал теракт в апреле 2002г.на тунисском острове Джерба. Кстати, тогда впервые дала о себе знать дочерняя структура «Аль-Каиды» — «Каида аль-Джихад». Затем последовала нейтрализация ячейки этой организации в Марокко, которая готовила теракты против американских боевых кораблей в Гибралтарском проливе. Примерно одновременно прозвучало заявление высокопоставленного представителя алжирских спецслужб. Последний сообщил, что алжирская разведка отмечает необычную активность элементов, близких к «Аль-Каиде», на юге страны и в сахарской зоне, и в частности, в Мали, Нигерии, Чаде, Нигере и Мавритании. По его мнению, это может быть связано с намерением «Аль-Каиды» вывести часть своих структур из Афганистана в эти страны. Он же сообщил, что в начале 2002г.эмиссар «Аль-Каиды» тайно побывал в Алжире, где в течение достаточно продолжительного времени вел работу по объединению формирований ВИГ, разрозненных после гибели в феврале с.г.национального «эмира» этой организации Антара Зуабри. Другим направлением вывода формирований «Аль-Каиды» он назвал Кавказ.

Как считает французский политолог Антуан Басбус, в настоящее время «Запад становится все более закрытым и недоступным для «Аль-Каиды». В этих условиях террористы ищут места, где им будет легче нанести неожиданный удар. Так было на Джербе, так могло случиться в Гибралтаре. Магриб находится рядом с Европой. В странах региона у исламистов есть все условия для нанесения такого удара. В Алжире действуют организации, в той или иной мере связанные с «Аль-Каидой». В Тунисе и Марокко, по мнению Басбуса, «есть элементы, которые, возможно, еще не трансформировались в структуры».

В этой связи отмечено, что если ранее «Аль-Каида» предпочитала создавать в конкретных странах свои собственные структуры под конкретный теракт, нежели взаимодействовать с действующими в них организациями единомышленников, то примерно с начала 2002г.она сменила тактику, и для подготовки и выполнения разовых операций стала задействовать местные национальные структуры, что также вписывается в новую стратегию «Аль-Каиды».

По мнению известного специалиста в области терроризма и политического ислама, автора книги «Соединенные Штаты и исламисты, доллары террора» Ричарда Лабевьера, устремление «Аль-Каиды» в Северную Африку объясняется тем, что до недавнего времени вопреки устоявшемуся мнению эта организация по своему размаху не являлась международной, как, например, «Братья-мусульмане», и ограничивала свои «структурные» действия Афганистаном, Пакистаном и несколькими странами Машрика. Организационно она входила во Всемирный исламский фронт борьбы против евреев и христиан, возглавляемый все тем же У.бен Ладеном. Поэтому как только этого потребовала ситуация, начался процесс трансформации «Аль-Каиды» в международную структуру. Ее руководители не стали ограничиваться только материальной поддержкой исламистским организациям в регионе, как это они делали ранее, а попытались установить свой прямой контроль над ними, что наиболее четко прослеживается на примере Алжира и Марокко. Именно СГПД и «Аль-Каиде» достались в «наследство» действовавшие в Европе и подчинявшиеся ранее ВИГ тыловые структуры, усилиями которых в Алжир продолжает поступать оружие. По данным Р.Лабевьера, каналы поставки оружия в Алжир проходят в настоящее время через Марокко, Нигер, Нигерию и Мали — т.е.страны, которыми напрямую заинтересовалась «Аль-Каида». Их финансирование по-прежнему осуществляется через базирующийся в Швейцарии банк «Ат-Таква». Присутствие в этом банке американских интересов позволило ему выжить несмотря на громогласно провозглашенную Вашингтоном атаку на финансовую империю У.бен Ладена.

Перегруппировка сил сторонников «Аль-Каиды» в Магрибе совпала по времени с другим событием — состоявшимся в октябре с.г.в Бельгии нелегальным съездом ИФС. Эта исламистская партия, запрещенная в 1992г., несет львиную долю ответственности за развязывание внутриалжирского конфликта и пролитую в нем кровь. Самое интересное: среди нескольких группировок религиозных экстремистов, действующих в Алжире, на съезде ИФС была представлена только СГПД. С учетом этого представительства можно утверждать, что в Бельгии произошло оформление политического прикрытия для СГПД в лице ИФС, что автоматически предполагает возможность участия организации Хаттаба в гипотетических переговорах с властями /здесь невольно напрашивается сравнение с действиями известных кругов в России, стремящихся представить Масхадова в качестве возможного партнера на переговорах с федеральным Центром — прим.авт./. Этот же съезд в очередной раз подтвердил существование органической связи между ИФС во главе с Мурадом Диной и «Аль-Каидой».

После получения приказа на реорганизацию СГПД Абу Мухаммед с июня 2001г.несколько раз побывал в Алжире. Точно установлено, что он встречался с заместителями Хаттаба — Абдерраззаком Пара /бывший десантник — прим.авт./ и «эмиром» Мохтаром Бельмохтаром /боевой псевдоним — Абу аль-Аббас/. Формирования последнего действуют на алжирском Юге и соседних странах региона. Они контролируют основные каналы поставки оружия в страну.

Встреча с Хаттабом не состоялась. По одной из версий, ей помешал А.Пара /Пара — от слова «парашютист»/, попытавшийся стать таким образом единственным и главным партнером «Аль-Каиды» /дезертиры-десантники всегда противостояли в СГПД «идейным» исламистам — прим.авт./. По другой версии, Хаттаба просто уже давно нет в живых. Кроме того, есть данные, что одной из задач йеменца было объединение под единым началом всех действующих в Алжире группировок религиозных экстремистов.

Следы йеменца отмечались также в Мавритании, Нигере. Нигерии и Чаде.

Насколько помешает гибель Абу Мухаммеда реализаци планов У.бен Ладена? Пока трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Как считает влиятельная алжирская газета «Матэн», Абу Мухаммед — «не первый, и уж наверняка — не последний представитель У.бен Ладена, направленный в регион». Более того, она дает понять, что официальное «вскрытие» связи СГПД и «Аль-Каиды» в данный конкретный момент произведено больше для внутреннего потребления — алжирские военные, всегда стоявшие на переднем крае борьбы с религиозным экстремизмом, решили по версии газеты таким образом нанести «удар милосердия» по политике «гражданского согласия» президента Абдельазиза Бутефлики.

Как бы там ни было, представляется, что «террорист номер 1» просто обречен продолжить усилия в направлении расширения связей со своими единомышленниками в североафриканском регионе. Поэтому нетрудно предположить, что регион Северной Африки по-прежнему будет занимать важное место в планах «Аль-Каиды». Последней просто необходимы тыловые базы в Магрибе. Дело в том, что «Аль-Каиде» уже давно удалось создать свою сеть в Европе, где в настоящее время действуют 6 так называемых «общих командования». По иронии судьбы, географические зоны ответственности этих командований совпадают с зонами ответственности аналогичных структур НАТО. При этом 90 проц.участников сети «Аль-Каиды» являются выходцами из североафриканского региона. Наглядное подтверждение этих данных — в разных странах мира после 11 сентября прошлого года по подозрению в причастности к «Аль-Каиде» были арестованы свыше 100 алжирцев, а также значительное число марокканцев и туниссцев. А значит, новые теракты в странах Северной Африки, в том числе и против американских интересов, остаются весьма вероятными. Не исключается и расширение «географии» их совершения.

62.88MB | MySQL:102 | 0,519sec