Подготовка к саммиту Совет Сотрудничества-Соединенные Штаты и оценки его вероятных итогов

8 мая 2015 г. в Париже состоялась встреча министров иностранных дел стран Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и государственного секретаря Соединенных Штатов Джона Керри. Участники встречи, как это и предполагалось ранее, выработали повестку дня «саммита в Кемп-Дэвиде», который на будущей неделе начнется первоначально в американской столице. По сообщениям лондонской «Аль-Хайят», основной целью будущего совещания в верхах станет получение главами государств ССАГЗ «американских гарантий, касающихся того, что страны Совета сотрудничества будут обладать превосходством в области вооружений, что обезопасит их от возможных действий Ирана». Понимая, при этом, неизбежность подписания соглашения «группы 5+1» и Ираном, что позволит ему и далее развивать ядерную программу, страны ССАГЗ будут настаивать на том, чтобы американский президент перешел бы к более активной политике в регионе Ближнего Востока с тем, чтобы поддержать действия его партнеров в Заливе, направленные на «сокращение иранского регионального влияния». Это означает, что повестка дня «саммита в Кэмп-Дэвиде» неизбежно включит положение в Йемене, Сирии, Ираке и Ливане, где, как считают в столицах аравийских монархий, усиливается «иранское влияние», что связано, в том числе, и с «неэффективностью» американского ближневосточного курса. Одновременно, как также отмечала «Аль-Хайят», повестка дня саммита ССАГЗ-Соединенные Штаты включит также и вопросы, имеющие отношение к противостоянию террористической активности. Речь, в первую очередь, будет идти о совместных действиях в отношении важнейшей угрозы региональной безопасности ‒ «исламского государства».

Вместе с тем, саудовская пресса, широко освещающая подготовку к будущему саммиту, далека от того, чтобы рассматривать это совещание в верхах как способное реализовать те внешнеполитические цели регионального уровня, которые выдвигают сегодня государства Совета сотрудничества и, в первую очередь, Саудовская Аравия. 9 мая 2015 г. лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала статью своего ведущего обозревателя Абдель Рахмана Ар-Рашида с красноречивым названием «Кэмп-Дэвид нужен, чтобы выгодно продать соглашение с Ираном?». Идеи, высказываемые ее автором, не кажутся далекими от тех оценок, которые уже сегодня даются в аналитических центрах стран Совета сотрудничества и предлагаются руководителям этих стран.

Разумеется, писал А.Р. Ар-Рашид, «приглашая глав арабских государств Залива на саммит», американский президент исходил из лучших побуждений, — речь идет «не только о том, чтобы снизить уровень недовольства соглашением по иранской ядерной программе», но и о том, чтобы «открыть новую позитивную страницу в истории региона». Однако, может ли быть решена эта задача? В этом, как замечал ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «приходится сомневаться», «имея в виду ее значимость, трудность и сложность». Конечно, подчеркивал он, проведение саммита ‒ «позитивный шаг после целого ряда негативных действий, которые страны Залива считают направленными против них и, в первую очередь, переговоры с иранским режимом без учета огромных рисков для государств региона, которые вызовет к жизни будущее соглашение».

Отвечая тем, кто сегодня проводит параллель между действиями Барака Обамы в отношении Кубы и Ирана, А.Р. Ар-Рашид писал: «Это ‒ неверное сравнение. Иран ‒ активная болезнетворная бактерия, в то время как Куба ‒ умершая бактерия, которая уже ни для кого не представляющая опасности. Идеологически религиозный режим в Тегеране исходит из [целей] трансформации и гегемонии, — этот режим ‒ элемент насилия в Ираке, Сирии, Ливане, Бахрейне, в Газе, Йемене, Судане и в Центральной Африке. Его деятельность распространяется и на Юго-Восточную Азию. Иран имел отношение и к взрывам в Аргентине (произошедший в июле 1994 г. террористический акт против еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе ‒ Г.К., Е.М.)».

Проблема «саммита в Кэмп-Дэвиде» заключается, по мнению автора цитируемой статьи, в «разрыве между намерениями и реальными проблемами». Поскольку страны Залива «опасаются того, что неизбежное соглашение усилит ядерные возможности Ирана» и «станет угрозой их существованию», постольку американский президент «услышит от своих собеседников огромный список связанных с Ираном проблем». Это ‒ «прямое военное вмешательство в Ираке и Сирии, это ‒ косвенное участие в Йемене, Ливане, Бахрейне и Газе». А поскольку нынешний курс Соединенных Штатов в регионе исходит из «сокращения их военного присутствия либо нейтралитета» при решении возникающих конфликтов, постольку «подписание будущего соглашения станет самой большой опасностью для стран региона, а не источником безопасности и стабильности, как утверждает Белый дом».

По мнению ведущего обозревателя «Аш-Шарк Аль-Аусат», «положительно уже то, что американский президент принял решение выслушать в Кэмп-Дэвиде все опасения и возражения». Положительно и то, что «руководители арабских стран Залива выслушают из его уст ответы в отношении природы неясного соглашения с Ираном, как и в отношении того, как это соглашение отразится на них». Но, все же, А.Р. Ар-Рашид заметил, что возможен и иной вариант развития событий ‒ «саммит в Кэмп-Дэвиде будет ограничен общими разговорами, с помощью которых Обама будет пытаться выгодно продать свой проект, не предоставляя конкретных гарантий в связи с опасными вызовами, которые может породить соглашение между Западом и Ираном».

Все же, писал он, завершая свою статью: «Какие гарантии может предоставить американское правительство вместе с другими западными государствами для сохранения безопасности и стабильности в регионе?». По его словам, «поставки оружия недостаточны», как «недостаточен и предлагаемый ракетный щит». Гораздо важнее для глав государств ССАГЗ, по его мнению, «добиться четкого обязательства в отношении того, что по песку и по морю пролегает та линия, с которой будет отражаться любое наступление Ирана или его союзника на страны Залива». Такое обязательство важно «не столько для безопасности Залива и бесперебойных поставок нефти на мировые рынки», сколько «для будущего самого Ирана». Считая, что «четкая американская позиция в отношении того, что Иран может по собственному усмотрению использовать будущее соглашение в связи с его ядерной программой» положит предел «его внешнеполитическим авантюрам», А.Р. Ар-Рашид одновременно замечал: «Эта позиция укрепит позиции умеренного крыла в рядах иранских политиков, подтолкнув Иран к миру, а регион к стабильности. Остальное же ‒ придет потом».

52.15MB | MySQL:103 | 0,610sec