К вопросу об эволюции и современном положении турецкого бизнеса в России

Турецкие строительные подрядчики, как хорошо известно, являющиеся локомотивом национального бизнеса за рубежом, невзирая ни на какие экономические кризисы, продолжают наращивать свой потенциал.

На прошедшей неделе опубликованы свежие данные об объёме и количестве заключенных ими зарубежных сделок, откуда простейшим образом выводится такой показатель как средняя сумма подписанного контракта. Если в 2013 и 2014 году данный он составлял чуть больше 80 млн долл., то по данным первого квартала 2015 года средняя отметка демонстрирует тенденцию к заметному росту, достигая 120 млн долл. Конечно, далеко не факт, что 2015 год будет закрыт на данном уровне, однако, налицо тенденция к переходу усреднённого строительного подрядчика Турции в «тяжёлую весовую категорию». Что также хорошо иллюстрирует международный рейтинг «Engineering News Record», где по количеству крупных фирм, их — сорок две, Турция занимает, вне всякого сомнения весьма почётное, второе место, ровно между Китаем и США, представленными 62-мя и 31-й компанией соответственно.

Приведённые выше цифры могут навести на мысль, что турецкие подрядчики становятся своего рода «неповоротливыми динозаврами», которым с каждым годом всё труднее будет находить работу сообразно своему размеру. Последний действительно ставит своего рода ограничитель снизу: пушечный калибр – не для стрельбы по воробьям. Это было бы справедливо, если бы не факт наличия в Турции, помимо высшей лиги, включая тот самый «ближний круг», строительных компаний второго, третьего и прочего эшелонов.

В результате, внутри самой Турции любая мало-мальски заметная работа – нарасхват, рынок раскалён «до бела». Следует подчеркнуть, что данная оценка не относится исключительно к строительству, а носит достаточно универсальный характер для подавляющего большинства отраслей турецкой экономики.

Как в промышленной сфере, так и в секторе услуг представлены компании всех размеров — от малого, через средний, до крупного бизнеса. Рыночные ниши, не успев возникнуть, стремительно заполняются. Конкуренция – жесточайшая; даже сохранение себя на плаву требует от турецких предпринимателей большой разворотливости. При этом текучка и скорость, с которой «тресты лопаются», ничуть не сокращают число желающих зарегистрировать свой бизнес и попробовать себя в роли «патрона».

Отметим, что на пути к своему сегодняшнему положению, турецкий бизнес проделал эволюцию, в которой можно выделить три ключевых этапа: первый – повсеместный импорт из-за рубежа, второй – политика импортозамещения, третий – формирование экспортноориентированной экономики. То обстоятельство, что Турции данный переход в целом удался, не может не обусловить интереса к турецкому опыту в России, продекларировавшей в качестве ближайшей цели импортозамещение в ключевых отраслях экономики.

Сразу оговоримся, что сказанное выше про экспортный уклон современной турецкой экономики вовсе не означает того, что Турции удалось окончательно решить вопрос несырьевого импорта из-за рубежа. Турция, по-прежнему, импортирует значительные объёмы позиций, как в виде конечных изделий, так и комплектующих для своей продукции. Нередко можно слышать, в чём-то справедливую, критику в том ключе, что Турция производит в основном среднетехнологичную продукцию с невысокой добавленной стоимостью. В ответ лишь согласимся, что процесс – далеко ещё не завершён, однако, в целом ряде сегментов турецкая продукция уже конкурентоспособна на международной арене, а сложность выпускаемых изделий постепенно наращивается.

Итак, кратко рассмотрим некоторые основные особенности турецкого пути развития.

Среди всего многообразия факторов – слагаемых сегодняшнего положения Турции можно выделить, как минимум, две поворотные точки.

Прежде всего – это вхождение Турецкой Республики в Таможенный союз с ЕС, а также годами тянущийся и, по всей видимости сходящийся только за линией горизонта, диалог о постоянном членстве. Первое дало толчок турецким производителям попробовать свои силы в европейских рыночных условиях. Второе, обусловило приток знаний — европейских подходов, стандартов, норм и правил, постепенное внедрение которых работает на рост конкурентоспособности турецкой продукции.

Второй по счёту, но не по значению, реперной точкой, безусловно, является распад Советского Союза и отмена во вновь образованных государствах монополии на внешнюю торговлю. Это стало своего рода «историческим шансом» для турецкого бизнеса проникнуть на ещё недостаточно искушенные, ёмкие и, что самое главное, финансово обеспеченные рынки «новорожденных» стран. Обращаясь к той же статистике Ассоциации строительных подрядчиков Турции, можно заметить, что девяностые годы прошлого века отмечены взрывным ростом числа проектов, которые турки получили в Российской Федерации и странах – бывших республиках СССР. В девяностые годы, то есть на пике, доля соответствующих проектов достигала 60% в суммарном объёме. В последующие годы, она «нормализовалась» где-то на уровне 30-40%, где находится и по сей день. По оценке, озвученной на российско-турецкой встрече на высшем уровне в преддверии открытия зимней Олимпиады в Сочи – 2014 (когда, кстати, турецкие подрядчики заслужили немало лестных слов в своей адрес) общая сумма контрактов турецких подрядчиков в РФ за всю новейшую историю двусторонних отношений достигла отметки в 50 млрд долл.

Среди других ярких примеров отраслей, за пределами «стройки», где Турция «поднялась» на России и оттолкнулась от неё, как от трамплина на просторы международного бизнеса, выделяется туризм. Начиная в качестве недорогого, а даже скорее дешёвого, направления, к настоящему времени турецкая индустрия туризма является одной из самых передовых в мире, предлагая полную линейку отдыха, вплоть до класса премиум. С учётом целевых клиентов, а следовательно спонсоров процесса, в турецком туризме выделяется два, мало пересекающихся сегмента – российский и немецкий. Регулярно публикуется текущая статистика посещения российскими туристами турецких курортов и делается сравнение с аналогичными периодами предыдущих лет. Что говорит само за себя.

А турецкая лёгкая промышленность? Странно, что памятники челнокам ставит не Турция, а Россия…

Вообще, примеров российского финансового участия в развитии турецких отраслей экономики можно приводить немало, с несильно варьирующимся выводом относительно фундамента успеха. Однако, будем справедливы – предоставленным историческим шансом ещё надо суметь воспользоваться. Турецкий же бизнес продемонстрировал способность удивительно быстро адаптироваться к условиям молодого российского рынка и требованиям местных заказчиков, а также вписаться в «товарно-денежные цепочки».

По истечению свыше двадцати лет после распада Советского Союза положение турецкого бизнеса в России представляется достаточно устойчивым, а дороги проторенными. Так, согласно данным Комитета внешнеэкономических связей Турции (DEİK) в России действует под тридцать крупных турецких компаний, не говоря уже о среднем и даже малом бизнесе. Российский рынок оказался настолько привлекательным для турок, что некоторые из них создают юридические лица непосредственно в России, уже не как дочки, а как самостоятельные структуры, позиционирующие себя в качестве российских компаний.

Различные конфедерации, ассоциации и объединения турецкого бизнеса, пользуясь поддержкой руководства страны, активно лоббируют свои интересы. Помимо мощного Комитета внешнеэкономических связей Турции (DEİK), в ведении которого находятся все двусторонние деловые советы страны, существует ещё целый ряд некоммерческих организаций, объединяющих турецких промышленников и предпринимателей по всем мыслимым критериям: размеру и роду бизнеса, отрасли, географической «приписке» штаб-квартиры, возрасту и гендерному признаку соучредителей и проч. И все они нацелены на главное – защиту своих интересов как в стране, так и за её пределами, и имеют очень насыщенную повестку дня, в том числе по России.

Турецкими НКО ведётся большая интеллектуальная работа по выявлению рыночных ниш и определению путей вхождения в них. Некоторые из подготавливаемых отчётов не только благосклонно принимаются «к сведению» власть предержащими, но и становятся программными документами, принятыми на государственном уровне. В их числе, скажем, Экспортная стратегия страны, подготовленная Меджлисом турецких экспортёров (TİM) и ставшая интересным примером государственно-частного партнёрства в стратегическом маркетинге. Рынок номер один согласно этой самой Стратегии, как несложно догадаться – Российская Федерация.

Знакомая многим россиянам не понаслышке авиакомпания «Турецкие Авиалинии», прочно связавшая столицы двух стран и крупнейшие города, неуклонно работает над расширением регионального сообщения между двумя странами. Не сегодня-завтра на российском направлении могут появиться и турецкие «лоукостеры».

Что ещё можно добавить? Растёт популярность русского языка в турецких образовательных учреждениях, скажем по направлениям «международный бизнес» и «туризм». Риторический вопрос — а насколько популярен турецкий язык в Российской Федерации? Ответ на него, за которым далеко ходить не надо, прольёт свет на то, какое место Турция, «стратегический и многоплановый партнёр», занимает в умах российского бизнеса.

Таким образом, в настоящее время в цепочке от производства товаров и услуг в Турции до их продажи в России присутствуют все необходимые звенья: экспортно-ориентированное, в том числе на Россию, «по ГОСТам», производство, штат русскоговорящих специалистов, представительства в стране, ассоциации поддержки бизнеса, транспортная логистика и наработанные, к настоящему времени, каналы сбыта продукции в Россию. Всё это – помножить на поддержку руководства страны, которое буквально караваном самолётов возит турецких предпринимателей в Москву и в регионы.

Резюмируя: продолжая свою работу в России, участвуя в реализации различных крупных проектов от обустройства Москвы в 1990-х, до олимпийских строек Сочи — 2014 и Чемпионата мира по футболу 2018 года, привлекая миллионы туристов из России, поставляя в страну товары и услуги широкого спектра, Турция достигла такого уровня, что больше не нуждается в новых исторических шансах. Как опытный карточный игрок при хорошей и средней сдаче Турция выигрывает, при плохой в состоянии свести партию к ничьей.

52.29MB | MySQL:103 | 0,638sec