Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4-10 мая 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Израиле и Йемене. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 7 мая после сложных идлительных переговоров с рядом политических партий страны достиг соглашения о формировании нового правительства по итогам парламентских выборов, состоявшихся 17 марта. Саудовская Аравия 8 мая предложила временно приостановить военные действия в Йемене сроком на пять суток, начиная с 12 мая.

5 мая в Эр-Рияде состоялся саммит стран-членов ССАГПЗ с целью выработки единой позиции перед намеченной на 13-14 мая в Вашингтоне встречей лидеров аравийских монархий с президентом США Б. Обамой. Прежде всего, речь шла о возможных последствиях соглашения Ирана с «шестеркой» международных посредников по ядерной программе Тегерана, ситуации в Йемене и Сирии, мерах противодействия «Исламскому государству» (ИГ). Участники саммита в Эр-Рияде договорились выстраивать отношения с Ираном на основе принципа невмешательства во внутренние дела. Отметим, что вероятность достижения в июне окончательной договоренности по иранской ядерной программе вызывает беспокойство у руководств аравийских государств. Президент Франции Ф. Олланд стал почетным гостем встречи и первым западным лидером, который принял участие на переговорах аравийских монархов с момента основания ССАГПЗ в 1981году.

8 мая в Париже в рамках подготовки к вашингтонскому саммиту США-ССАГПЗ прошла встреча госсекретаря США Дж. Керри с главами внешнеполитических ведомств аравийских монархий. По ее итогам Дж. Керри сообщил, что Соединенные Штаты намерены предложить арабским государствам Персидского залива новый договор о сотрудничестве в сфере безопасности.

Политические партии Израиля достигли договоренности о формировании нового правительства страны по итогам последних выборов в Кнессет. В него войдут представители правых и религиозных партий. Некоторые наблюдатели уже назвали будущий кабинет «самым правым правительством в истории Израиля». В коалицию вошли следующие партии: Ликуд во главе с премьер-министром Б. Нетаньяху, Кулану (лидер М. Кахлон – бывший соратник Нетаньяху по Ликуду), правая партия поселенцев «Еврейский дом» (лидер Н. Беннет), а также религиозные партии ШАС и «Еврейство Торы». Коалиция будет иметь в парламенте минимальное большинство мест – 61 из 120. По оценке экспертов, «новая правящая коалиции в Израиле будет нестабильной, ничего особенного не изменит во внутренней и внешней политике Израиля». Вместе с тем, в США и странах Евросоюза опасаются активизации курса на расширение еврейских поселений на палестинских территориях, а также «антидемократических инициатив» в юридической и социальной сферах. Так, 7 мая муниципалитет Иерусалима утвердил строительство 900 единиц жилья в районе Рамат-Шломо в восточной части города. В Белом доме отметили, что президент США Обама готов «работать и дальше с Нетаньяху и его новым правительством».

На всем протяжении минувшей неделе в Йемене продолжались боевые действия. Авиация коалиции во главе с Саудовской Аравией регулярно наносила удары по йеменской территории, прежде всего, по северной провинции Саада – оплоту шиитских мятежников-хоуситов. Только 6 мая саудовская авиация нанесла по городу Саада порядка 150 авиаударов. Имеются многочисленные жертвы, в основном среди гражданского населения. Тысячи жителей Саады были вынуждены покинуть города. Удары с воздуха наносились по столице Йемена Сане, где, в частности, бомбардировкам дважды подвергся дом бывшего президента страны А. А. Салеха (сам Салех не пострадал), а также по городам Аден, Ходейда, Таиз, Мариб и  ряду других мест.

Тем временем ополченцы йеменских племен бакиль и хамдан бен заид в ответ на саудовские бомбардировки захватили несколько позиций войск КСА в пограничных провинциях Джизан и Наджран. В руки ополченцев попали склады с саудовским оружием. С территории Йемена обстрелам подверглись их административные центры провинций — города Наджран и Джизан. Бои между силами хоуситов и поддерживающих их частей йеменской армии с формированиями, выступающими на стороне президента Йемена А. М. Хади, велись в городах Аден и Таиз.

А. А. Салех 10 мая впервые открыто признал, что является союзником хоуситов в их «борьбе с Саудовской Аравией».

После переговоров саудовского руководства, в том числе короля Сальмана с госсекретарем США Дж. Керри, состоявшихся 7 мая в Эр-Рияде, глава МИД КСА А. аль-Джубейр заявил, что Саудовская Аравия приостановит военную кампанию против шиитских мятежников в Йемене на пять дней, начиная с 12 мая. По словам министра, целью этой паузы является оказание гуманитарной помощи населению. А. аль-Джубейр подчеркнул, что режим прекращения огня будет поддерживаться лишь в том случае, если хоуситы и «те, кто их поддерживает», также будут соблюдать его. Не исключено и продление перемирия. Саудовская Аравия намерена создать центр по оказанию гуманитарной помощи Йемену, заявил 5 мая король Сальман. Руководство хоуситов и командование частей йеменской армии, поддерживающих А. А. Салеха, заявили о своем согласии на прекращение огня. По информации СМИ, руководство хоуситов и йеменское правительство ведут закрытее переговоры при посредничестве властей Омана. В Эр-Рияде 7 мая госсекретарь США провел переговоры с президентом и вице-президентом Йемена.

4 мая президент Франции Ф. Олланд посетил с визитом Саудовскую Аравию. Главной темой его переговоров с саудовским королем Сальманом стало предстоящее заключение соглашения между Ираном и «шестеркой» международных посредников по ядерной программе ИРИ, а также роль Ирана в региональных конфликтах. В совместном заявлении двух лидеров подчеркивается, что «Франция и Саудовская Аравия подтверждают необходимость заключения надежного, прочного, неголословного, неоспоримого соглашения с Ираном. Это соглашение не должно дестабилизировать безопасность и стабильность в регионе и не должно угрожать безопасности и стабильности соседних с Ираном стран».

Саудовской Аравии необходимо срочно принять серьезные меры по ограничению государственных расходов и снижению зависимости от нефтяных доходов, говорится в докладе Международного валютного фонда. «Необходима решительная налогово-бюджетная консолидация, чтобы привести в соответствие доходы и расходы бюджета». Кроме того, властям КСА необходимо обеспечить справедливое распределение нефтяных богатств между будущими поколениями. Отметим, что заявление со стороны МВФ стало реакцией на рекордное сокращение валютных резервов королевства.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии. В различных районах страны продолжаются боевые действия между правительственными силами  и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись северо-западнее Дамаска в горном районе Каламун на границе с Ливаном, в северо-западной провинции Идлиб и в Алеппо – крупнейшем городе на севере Сирии. Президент Асад 6 мая впервые признал, что его войска понесли ощутимые потери, лишившись контроля над значительными территориями. Однако, по словам Асада, «мы проиграли битву, но не проиграли войну», а «отступление на войне – обычное дело».

США начали реализацию программы подготовки бойцов «умеренной» сирийской вооруженной оппозиции для борьбы с боевиками ИГ. Первая группа добровольцев начала обучение в тренировочных лагерях Иордании, Катара, Саудовской Аравии и Турции. Сообщается, что до конца текущего года американцы рассчитывают обучить примерно три тысячи человек, а к маю 2016 г. – пять тысяч человек.

5 мая в Женеве начались консультации по сирийскому урегулированию, которые проводит спецпосланник генерального секретаря ООН С. де Мистура. На консультации приглашены представители правительства Сирии и «более 40 сирийских групп, а также представители около 20 региональных и международных игроков», включая соседей Сирии и членов Совета Безопасности ООН. Встречи будут проходить раздельно с каждой из делегаций и продлятся «пять — шесть недель». Генсек ООН Пан Ги Мун «не испытывает особого оптимизма по поводу начатых в Женеве консультаций по Сирии и реалистично оценивает шансы на успех дискуссий».

Премьер-министр Турции А. Давутоглу 10 мая посетил находящуюся на территории Сирии гробницу Сулейман Паши – деда основателя Османской империи Османа I. Анкара заранее не объявляла об этой поездке. В Дамаске назвали действия А. Давутоглу «незаконным проникновением на территорию Сирии» и грубым нарушением международного права.

По имеющейся информации, «Исламское государство» перебрасывает тысячи боевиков, оружие и боеприпасы из Сирии в Ирак, главным образом в западную провинцию Анбар, для противодействия усиливающейся активности иракской армии и отрядов ополченцев, прежде всего, шиитских. Руководство ИГ считает, что «боевые действия в Ираке в настоящее время представляют наибольшую важность для» для группировки.

На прошедшей неделе президент иракской курдской автономии М. Барзани находился с визитом в США. В Вашингтоне он заявил о планах провозглашения независимости Иракского Курдистана. По словам Барзани, планируется провести референдум по этому вопросу, «когда улучшится ситуация с безопасностью, когда битва с ИГ завершится». В то же время Белый дом призвал курдского лидера сотрудничать с центральным иракским правительством. Было отмечено, что США по-прежнему выступают за единый Ирак.

5 мая на территории Иордании начались серийные учения «Нетерпеливый лев», в которых принимают участие примерно 10 тыс. военнослужащих сухопутных войск, ВВС и ВМС из 18 стран: Иордании, США, Франции, Италии, Бельгии, Канады, Австралии, Польши, Пакистана, Саудовской Аравии, Египта, Ирака, Катара, Бахрейна, ОАЭ, Ливана, Кувейта. Объявленные цели учений — отработка вопросов борьбы с терроризмом, охраны границ, эвакуации мирного населения, гуманитарных операций, поисково-спасательных операций, борьбы с киберпреступностью, охраны и противодействия кризисным ситуациям на гражданских объектах повышенного значения, психологическая подготовка военных. Руководство учений особо подчеркнуло, что они проходят на девяти различных полигонах, причем все они максимально удалены от границ с Сирией.

Франция и Катар 4 мая официально заключили соглашение на поставку для ВВС эмирата 24-х многоцелевых истребителей «Рафаль» на сумму 6,3 млрд евро. Подписание соглашения прошло в присутствии президента Франции Ф. Олланда, который находился в Катаре с однодневным визитом.

На прошедшей неделе госсекретарь США Дж. Керри впервые посетил две страны, находящиеся на Африканском Роге – Сомали и Джибути. В сомалийской столице Могадишо Керри провел переговоры с президентом Х. Ш. Махамудом и премьер-министром О. А. Али Шармарке, а также объявил, что США  намерены открыть посольство в Сомали.

В Джибути после встречи с президентом страны И. О. Гелле глава американской дипломатии подчеркнул, что эта африканская республика «вносит «очень важный вклад в борьбе с экстремизмом». Напомним, что на джибутийской территории находится военная база США «Кемп-Лемоньер», где размещены 910 американских военнослужащих. База используется Соединенными Штатами для антитеррористических операций на территории Йемена, Сомали и в некоторых других районах Африки.

7 мая Сенат США одобрил законопроект, который требует от президента США в обязательном порядке проинформировать Конгресс о любой сделке с Ираном по ядерной проблеме. При этом договоренности должны быть рассмотрены Конгрессом в течение 30 дней после крайнего срока завершения переговоров – 30 июня 2015 года. Кроме того, законопроект запрещает президенту США снимать санкции с Ирана, до тех пор, пока Конгресс не рассмотрел соглашение.

Приложение

 

 

Катар: некоторые проблемы безопасности и внешней политики

 

 

К основным факторам, определяющим деятельность руководства Катара в сфере внешней политики и национальной безопасности следует отнести сложную, перманентно напряженную обстановку в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке, внешнеполитические амбиции, порой завышенные, лидеров страны, их стремление закрепить за эмиратом место «крупного регионального игрока», оказывающего влияние на развитие ситуации в арабском мире, в том числе путем оказания материальной и иной помощи различного рода антиправительственным силам, как правило, исламистской ориентации. При этом все действия катарского руководства имеют целью формирование образа Катара как одного из основных защитников интересов всех арабов, Арабского мира. В то же время Катар выступает за сохранение безопасности в зоне Персидского залива, что является одним из краеугольных камней внешней политики эмирата. Внутри страны – это недопущение дестабилизации правящего режима, сохранение устойчивой общественно-политической ситуации в эмирате в интересах обеспечения поступательного роста национальной экономки и социального благосостояния.

В целом «крошечность» Катара вкупе с отсутствием крупной армии «вынуждает его руководство быть предельно гибким в выборе стратегии и тактики, а также ее своевременной трансформации». Руководство эмирата отчетливо понимает уязвимость страны в случае внешнего нападения и невозможность ее самостоятельно защитить.

Катар с начала ХХI-го века методично и кропотливо работал по расширению сферы своих интересов, создавал выгодные альянсы и налаживал партнерство с ведущим мировыми державами. Далеко не последнюю роль в укреплении и расширении влияния эмирата в регионе и мире сыграли наличие у небольшой страны колоссальных финансовых средств, полученных от экспорта природного газа, и умелое использование спутникового телеканала «Аль-Джазира», завоевавшего массовую арабскую аудиторию, что позволило катарским правителям эффективно использовать его для ведения информационной войны в нужном для них русле. Эксперты полагают, что без «Аль-Джазиры», ставшей мощным орудием пропаганды и психологической войны, «вполне возможно, не произошло бы революций, а точнее переворотов в Египте и Тунисе, гражданской войны в Ливии и не вспыхнул бы мятеж в Сирии».

Решение проблемы получения реальной помощи, в том числе военной, в случае внешней агрессии Катар видит в опоре на США, с которыми в 1992 г. было подписано соглашение по вопросам обороны и безопасности. Этот документ предусматривает в чрезвычайной ситуации оказание прямой американской военной помощи. Вооруженные силы США получили доступ к портам и аэродромам Катара. На территории эмирата на постоянной основе находится американский военный контингент (1580 человек) и передовой командный пункт Объединенного центрального командования ВС США. Вашингтон и Доха регулярно осуществляют «сверку часов» по основным актуальным вопросам региональной и международной повестки дня. При этом Катар оставляет за собой определенную политическую независимость. В целом же отношения между двумя странами носят характер стратегического партнерства и, судя по всему, останутся таковыми в будущем. Кроме того, соглашение о совместной обороне Катар подписал с Францией.

Катарское руководство на данном этапе полагает, и не без оснований, что «политические риски в отношении эмирата, исходящие от соседних государств, нивелируются за счет «зонтика» безопасности со стороны США». В то же время, по оценке экспертов, хотя американский «зонтик» безопасности и способен защитить Катар «от возможных военных нападок соседних стран», но в то же время, «являясь плацдармом, Катар сам может быть втянут в военные действия и пострадать, если США или их союзники по НАТО вдруг решать в очередной раз воспользоваться базой, расположенной всего в 40 км от Дохи».

Катар считает, что безопасность и стабильность всех арабских государств зоны Персидского залива неразделима. В этой связи эмират поддерживает усилия в рамках ССАГПЗ по созданию системы коллективной безопасности в регионе. Вместе с тем, эмират стремится к самостоятельной политике и активно сопротивляется попыткам саудовского диктата, выступает против полного контроля Эр-Рияда над ССАГПЗ. Отношения между Катаром и КСА характеризуются жестким соперничеством «по всем узловым точкам Ближнего Востока». При этом Доха опирается на исламистов из движения «Братьев-мусульман», тогда как Эр-Рияд «ставит на салафистские группы». Двусторонние отношения осложняет взаимная неприязнь правящих семейств Аль Тани (Катар) и Аль Саудов (КСА). В марте 2014 г. Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ отозвали своих послов из Дохи, обвинив Катар в поддержке «элементов, ведущих подрывную деятельность против арабских государств». Вскоре участники конфликта подписали соглашение о нормализации отношений, однако противоречия и соперничество остались. Причем Катар, как видится, «совершенно не отказался от борьбы за влияние в мусульманском мире, а лишь видоизменил свою стратегию, и что главное – тактику».

В то же время Катар весной 2015 г. поддержал действия Саудовской Аравии и принял участие в военной операции «Буря решимости» против шиитских мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента А. А. Салеха в Йемене.

Катар поддерживает нормальные политические и экономические связи с Ираном. Вместе с тем, «присутствует и острое соперничество, основанное на этническом и конфессиональном факторе: катарские арабы-сунниты антагонистически настроены в отношении иранских персов-шиитов». Между двумя странами остается нерешенной проблема разграничения континентального шельфа в районе газового месторождения Норт Филд. В Дохе поддерживают позицию ОАЭ в споре с Ираном по вопросу о принадлежности трех спорных островов в восточной части Персидского залива. Обеспокоенность у Катара вызывает ядерная программа ИРИ.

Доха оказывала и продолжает оказывать значительную политическую и идеологическую поддержку, финансовую, материальную, военную и иную помощь различного рода антирежимным силам в арабских странах, готовит для них кадры. На сегодняшний день речь, прежде всего, идет о Сирии и Ливии. Катар также поддерживает радикальное палестинское движение ХАМАС. В Египет катарцы помогали исламистскому президенту М. Мурси, но после его отстранения от власти военными в 2013 г. отношения между Дохой и Каиром заметно осложнились. В то же время «такого рода внешнеполитическое позиционирование ведет к обострению отношений эмирата с большинством стран региона, которые обоснованно обвиняют Катар в тенденциозности и двойных стандартах».

Эмират стал объектом критики со стороны государств Запада. Доху обвинили в поддержке террористической организации «Исламское государство», захватившей значительную часть территории Ирака и Сирии. В то же время эмир Тамим отвергает эти обвинения.

В последнее время динамично развиваются военно-политические связи Катара с Турцией. Анкара и Доха в 2015 г. подписали соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее размещение турецких и катарских военных контингентов на территории обоих государств. Отмечается, что Катар и Турция фактически действуют «по одну сторону баррикад» в Сирии, Ливии и Египте.

В целом нынешнее внешнеполитическое положение Катара в регионе Персидского залива и арабском мире остается достаточно стабильным. Реальных внешних военных угроз государству на современном этапе не имеется, а сохраняющиеся политические и экономические проблемы с Ираном и Саудовской Аравией не могут стать причиной масштабного вооруженного конфликта.

Внутриполитическая обстановка в Катаре сохраняется стабильной. Правящий режим полностью контролирует положение дел в стране. Вся реальная власть находится в руках представителей правящей династии Аль Тани, которые занимают ведущие посты в правительстве. Родственникам эмира принадлежат руководящие должности в армии и других силовых структурах. Для обсуждения важнейших вопросов государственной политики и решения внутрисемейных дел был создан Совет правящей семьи. Организованная оппозиция в Катаре отсутствует. В последнее время в стране отмечается усиление радикальных исламистских настроений.

Одной из проблем, влияющих на состояние внутренней безопасности государства, является присутствие в Катаре большого числа иностранных работников, главным образом выходцев из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Тайваня, стран Юго-Восточной Азии. Тем не менее, именно иностранцы обеспечивают нормальную работу практически всех отраслей народного хозяйства эмирата.

52.37MB | MySQL:103 | 0,546sec