Что стоит за пропагандистской атакой США и саудовско-турецким союзом против Дамаска

Обратим внимание на то, что в последнее время резко активизировалась наступательная риторика представителей США в ООН в отношении применения Дамаском «хлора» в период последних по времени боев против исламистов. Кроме того, одновременно с этим началась массированная кампания в ряде западных и арабских СМИ в отношении применения химического оружия со стороны сирийской армии. Очень «вовремя» подоспела и комиссия экспертов ООН, которые обследовали некое бывшее хранилище химического оружия и выяснили что «там недавно находился зарин». Все это следует увязывать и с недавними выступлениями представителя США в Совбезе ООН Саманты Пауэр, поразившей мир собственными аналитическими выкладками о причинах возникновения и экспансии «Исламского государства» (ИГ). Оказывается, во всем виноват режим Б.Асада, который де своим существованием провоцирует честных граждан арабских стран на борьбу, в результате чего они оказываются в рядах ИГ. А если  не было бы Асада, то и ИГ не было бы. Отсюда вывод — сирийский режим надо немедленно свергнуть и дать сирийскому народу возможность самому установить «демократическую систему правления». Это серьезный заход, который полностью обезоруживает любого мало-мальски интересующегося вопросами Ближнего Востока. И не только обезоруживает, но и пугает, поскольку невольно осознаешь уровень эрудиции и логики высших чиновников Госдепартамента США. Впрочем, результаты их «блестящей» логики можно сейчас воочию наблюдать и в Ираке, и в Афганистане, и в Ливии, где единственным вопросом остается только один: сколько граждан этих стран, в конце концов, останутся в живых после окончательного установления «демократической формы правления».

В любом случае зафиксируем момент начала нового витка пропагандистской атаки на Дамаск, замешанной, как и прежде, на теме химического оружия. Первая попытка под этим предлогом втянуть американцев в новый «ливийский сценарий» провалилась и закончилась реализацией российской инициативы по вывозу и уничтожению сирийских арсеналов химического оружия. Тогда мы сообщали что, как только эта эвакуация завершится, США начнут новую атаку на сирийский режим, уже не опасаясь последствий своих опрометчивых действий и попадания химического оружия в руки исламистов. Теперь мы наблюдаем попытку реализовать этот сценарий. На этот раз в качестве «наконечника копья» выбраны просаудовские исламисты из «Джабхат ан-нусры», которые активно снабжаются теми же американцами через аравийские монархии современными противотанковыми  системами. При этом отметим, что в словах американских чиновников совершенно не звучит тема собственно «Джабхат ан-нусры», которая открыто ассоциирует себя с «Аль-Каидой». Единственными военными и силовыми альтернативами этой структуре в Сирии являются только сирийская армия и ИГ. Таким образом, совершенно очевидно, кто будет у руля страны после возможного свержения режима Б.Асада, и воздействовать на этих ребят увещеваниями, санкциями и даже бомбардировками не получится. По крайней мере в той же Ливии это не очень выходит.

Пропагандистская атака, как это и водится, сопровождается военными усилиями радикалов, что выразилось, прежде всего, в наступлении на Идлиб. В данном случае это стало результатом совместной работы двух основных суннитских игроков в лице Турции и КСА. При этом отметим, что этот альянс, безусловно, носит временный характер и лимитирован исключительно конечной целью в виде свержения нынешнего сирийского режима. Собственно, и этим моментом объясняются регулярные консультации Анкары и Дохи, которые регулярно проходят, начиная с января с.г. Из этого следует один четкий вывод: нынешняя саудовско-турецкая кооперация носит тактический, но не стратегический характер. Хотя бы потому, что Анкара тяготеет к идеологии «Братьев-мусульман», а Эр-Рияд полагает ее одной из главных угроз своей национальной безопасности. Кроме того, Эр-Рияд вынужден действовать фактически на два фронта, так как ситуация в соседнем Йемене и итог действий «аравийской коалиции» представляется, как очень неутешительный. Тем не менее, пока Анкара и Эр-Рияд действуют сообща, и в ближайших планах саудовского руководства кардинальное объединение большинства сирийских оппозиционных групп под флагом «Джабхат ан-нусры», которое должно быть завершено к середине июня.

К бесспорным преимуществам Турции в данном случае относится удобное географическое положение и протяженная общая граница с Сирией. Это является обязательным условием для экспансии просаудовских группировок. На стороне Эр-Рияда, как всегда, финансовые ресурсы и возможность влияния на большинство арабских стран «в нужном ключе». Анкара в настоящий момент является единственной страной, которая может играть реальную военную роль в сирийском конфликте в рамках сдерживания и минимизации влияния ИГ и курдского сепаратизма. В том числе и в рамках создания т.н  «бесполетной зоны» на севере Сирии, идею создания которой турки лоббируют фактически с начала конфликта.

Еще одним ключевым моментом, предопределяющим тактический саудовско-турецкий союз является нежелание США проводить какую-либо активную политику по вмешательству в сирийский конфликт, предпочитая передать главенствующую роль в этом вопросе региональным державам в лице Турции, КСА и Иордании, которая в последнее время интенсифицировала свое участие в сирийском кризисе. Само по себе это убедительно свидетельствует о том, что в Вашингтоне дали Амману отмашку на эти действия. С другой стороны, США всячески, по крайней мере публично, заявляют о неприемлемости реализации сценария, при котором место Асада займут радикальные исламисты. От себя отметим, что такая политика, безусловно, ведет именно к превращению Сирии, в конечном счете, во второй Афганистан или Ливию — как кому нравится. При этом четкого плана, а что, собственно, произойдет на следующий день после падения сирийского режима, у нынешних основных спонсоров исламистов в Сирии нет. По некоторым данным, на июнь с.г. запланирована встреча между представителями спецслужб и внешнеполитических ведомств Катара, Турции и КСА с целью обсуждения именно этого вопроса. При этом катарцы при поддержке турок поставят вопрос о смягчении саудовского давления на глобальное движение «Братьев-мусульман». При этом и Анкара, и Доха рассматривают будущее сирийское государство именно, как модель политического доминирования «братьев» при общедемократическом устройстве. Излишне говорить, что это предложение для Саудовской Аравии неприемлемо по определению, в том числе и в связи с перспективой возникновения в зоне своих национальных интересов явного антагониста салафитской идеологии, которое к тому же будет самым негативным образом влиять и на внутреннюю ситуацию в самом королевстве.

Это глубинное идеологическое противоречие ставит под большой вопрос будущее военных успехов антиасадовской коалиции, а также стремление просаудовских сил сконцентрировать сирийских оппозиционеров под своим руководством. Тем более, что для Ирана падение режима Б.Асада является абсолютно неприемлемым. В этой связи понятна срочная переброска сил ливанской «Хизбаллы», иракской шиитской милиции и даже подразделений специального подразделения Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кодс» в район Идлиба. Одновременно «Хизбалла» резко усилила свое присутствие в приграничном горном районе Каламун, что позволило сирийской армии вернуть под свой контроль ряд стратегических высот. Начались, пока локальные, наступательные операции сирийских войск в районе ранее захваченного города Джиср-аль-Шугур в Идлибе. Предстоит серьезная битва, и совсем не факт, что «Джабхат ан-нусре» удастся в итоге сохранить стратегическую инициативу.

 

 

52.31MB | MySQL:103 | 0,572sec