«Саммит в Кемп-Дэвиде»: как будут представлены государства Залива?

Открывающаяся 13 мая 2015 г. встреча американского президента с главами стран Совета арабских государств Залива (ССАГЗ), уже названная «саммитом в Кемп-Дэвиде» (хотя ее открытие состоится в Вашингтоне), уже к моменту своего начала не выглядит как действительная «встречах в верхах». 11 мая текущего года в Эр-Рияде было распространено заявление саудовского министра иностранных дел Адиля аль-Джубейра, из текста которого вытекало, что делегацию его страны на встрече с главой Соединенных Штатов возглавит наследник престола принц Мухаммед бен Наеф.

Объясняя причины отсутствия короля Сальмана бен Абдель Азиза на предстоящем саммите, глава саудовского внешнеполитического ведомства сообщал: «Саммит в Кемп-Дэвиде совпадает по времени с гуманитарным перемирием в Йемене, необходимостью провести максимум гуманитарных операций, как и с открытием [в саудовской столице] Центра помощи и гуманитарной деятельности имени короля Сальмана». Иными словами, правящий монарх будет лично осуществлять руководство операциями «помощи братскому йеменскому народу», что и заставило его «поручить наследнику престола, заместителю председателя Совета министров и министру внутренних дел принцу Мухаммеду бен Наефу возглавить делегацию королевства, которая примет участие в саммите в Кемп-Дэвиде». Саудовская делегация, как сообщал далее глава саудовской дипломатии, включит в свой состав «наследника наследника престола, второго заместителя председателя Совета министров и министра обороны принца Мухаммеда бен Сальмана». Вечерний выпуск лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат» от 11 мая 2015 г. сообщил, что саудовская делегация уже вылетела в Соединенные Штаты.

Речь не идет, однако, только лишь о короле Сальмане бен Абдель Азизе. На «саммит в Кемп-Дэвиде» не приедет султан Омана Кабус бен Саид, что связано с его тяжелым физическим состоянием. Оманскую делегацию возглавит заместитель председателя Совета министров принц Фахд бен Махмуд Аль Саид. Там будет отсутствовать и король Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халифа, — вместо него на встречу с президентом Бараком Обамой прибудет наследник престола принц Сальман бен Хамад Аль Халифа. Наконец, во главе делегации Объединенных Арабских Эмиратов будет наследник престола Абу-Даби принц Мухаммед бен Заид Аль Нахайян, а не заболевший президент этой страны Халифа бен Заид Аль Нахайян. Участниками встречи с американским президентом, вероятно, станут главы только двух государств ССАГЗ – эмир Кувейта Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах и эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани.

Кажущиеся во многих отношениях уважительными причины снижения уровня представительства стран ССАГЗ на встрече с американским президентом не меняют, тем не менее, главного вывода, который делается ныне в столицах этих стран, — «блок “страны Залива — Соединенные Штаты” переживает время напряженности и недоверия», как замечал в этой связи, главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат» Сальман ад-Досри.

В опубликованной им в вечернем выпуске газеты от 11 мая 2015 г. статье «Кемп-Дэвид: дела лучше, чем слова» он, заявляя, о том, что «предстоящий Кемп-Дэвид может стать важнейшим событием в сфере отношений Соединенных Штатов со странами Залива за последние пятьдесят лет», перечислял, тем не менее, важнейшие причины того, почему лидеры ССАГЗ не возлагают сколько-либо существенных надежд на преодоление «напряженности и недоверия» в связи с контактами с их важнейшим стратегическим союзником. Речь идет, прежде всего, о том, что президенту Б.Обаме не удалось повторить опыт его предшественников, «устанавливавших тесные личные отношения с лидерами государств Совета сотрудничества».

Но эта причина, тем не менее, не кажется ему основной. Основная же причина заключается в том, что, поскольку «Соединенные Штаты – государство институтов, а не государство Белого дома», постольку «позиция, занятая президентом, какой бы она ни была», всегда должна сопрягаться с позициями иных структур, участвующих в принятии американского политического решения. По словам С.ад-Досри, «есть Пентагон и его позиция, есть разведка, которую нельзя вывести за скобки процесса принятия решения». Есть, наконец, «Конгресс как законодательный орган, способный конституционно поставить заслон перед решениями президента». Разумеется, замечал далее главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», «все эти структуры знают негативные последствия ситуации разрушения американского союза со странами Залива», но, при этом, сами страны Залива осознают, что «Соединенные Штаты будут защищать американские интересы, а не интересы этих стран». В случае если американские интересы в регионе будут нарушаться, то «Вашингтон провозгласит единственно правильной только ту политику, которую он проводит».

Итак, важнейшая причина того, что лидеры стран Залива не возлагают больших надежд на «саммит в Кемп-Дэвиде» заключается в том, что «они знают, что днем американцы говорят одно, а ночью делают совсем другое». Вопрос об иранском ядерном досье, по словам С.ад-Досри, это лишь доказывает: «Соединенные Штаты хотят ухватить одной рукой два яблока – сохранить хорошие отношения со странами Залива и улучшить отношения с Ираном. Но это уравнение нельзя решить. Не потому, что эти страны ненавидят Иран, а потому, что иранский режим имеет в своей основе вражду по отношению к соседям, а его политика направлена только на вмешательство в их внутренние дела». Собственно, заключает он свою статью, «в этом, Ваше превосходительство президент Барак Обама, все дело и заключается!».

В этом заключается также и снижение уровня представительства стран Залива на будущем «саммите в Кемп-Дэвиде».

52.33MB | MySQL:103 | 0,462sec