Египетский министр иностранных дел: контуры внешней политики страны

Современная ситуация в регионе Ближнего Востока, включая вопросы, связанные с положением в Йемене, иранской ядерной программой, как и развитием ситуации в Сирии, стала предметом беседы корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат» с министром иностранных дел Египта Самихом Шукри, текст которой был опубликован 7 мая 2015 г. Важнейшие положения этой беседы излагаются далее.

Итак, в первую очередь, положение в Йемене, ставшее, как гласил первый вопрос, заданный главе египетского внешнеполитического ведомства, осью политической жизни региона, — в Эр-Рияде предлагается провести «внутрийеменский диалог, в Вашингтоне должен открыться саммит Соединенные Штаты-страны Залива, существует и саудовско-египетская координация действий, связанная со всеми региональными кризисными ситуациями». Какова точка зрения Египта на эту ситуацию?

Касаясь этого вопроса, глава египетской дипломатии замечал: «Конечно, положение в Йемене требует серьезных усилий с тем, чтобы найти выход из нынешнего гуманитарного положения и ситуации нестабильности, воздействующей на йеменский народ. Это требует действий, направленных на поиск пути к восстановлению законности и стабильности. Не приходится сомневаться в том, что после завершения этапа “Буря решимости” и начала “Возвращения надежды” появились предпосылки для большего взаимодействия в политической сфере с тем, чтобы претворить в жизнь резолюцию Совета Безопасности. К сожалению, военные действия группировки Аль-Хоуси требуют продолжения боевых операций для отражения этих действий и защиты Адена, тем более, что хоуситы каждый день предпринимают попытки проникнуть в Аден, а также распространить свое господство на многие другие районы. Все это осложняет проблему, делая сложной деятельность в политической сфере на основе инициативы стран Залива».

Как подчеркивал в этой связи С.Шукри, «Египет продолжает действовать в рамках коалиции, поддерживая все усилия, направленные на прекращение эскалации». В этом контексте для Египта важно «поддерживать контакты с партнерами по коалиции, оказывать им помощь и содействовать переходу в политическую плоскость с тем, чтобы добиться прекращения военных действий, поддержать законность и содействовать возвращению законного правительства, которое должно приступить к исполнению своих обязанностей и добиться стабильности в Йемене».

Но, задавала вопрос корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат», «есть ли намерение         предложить Египту, являющемуся председателем нынешней сессии [Лиги арабских государств — ЛАГ], созвать общеарабское совещание на высшем уровне после проведения саммита страны Залива — Соединенные Штаты с тем, чтобы ознакомить [государства ЛАГ] с американской позицией в связи с событиями в регионе, в связи с тем, что содействует возникновению кризисов, в свете положения в Йемене?».

Отвечая на этот вопрос, глава египетского внешнеполитического ведомства подчеркивал: «Египет не имеет прямого отношения к саммиту страны Залива — Соединенные Штаты. Когда на этот саммит рассылались приглашения, то речь шла только о соглашении по ядерным проблемам Ирана, а не о других темах. Однако в ходе саммита не исключено обсуждение и других тем регионального и международного характера, а также положение в Йемене, как и сирийское, и палестинское досье. Мы надеемся, что саммит станет хорошим поводом обсудить все эти темы».

Корреспондент, тем не менее, настаивала: «Некоторые считают, что Египет как председатель нынешней сессии может содействовать обсуждению итогов саммита страны Залива — Соединенные Штаты всеми арабскими государствами».

С.Шукри был краток и уклончив: «Мы выступаем за все то, что содействует стабильности, за достижение совместного с Соединенными Штатами, являющимися великой державой, и государствами Совета сотрудничества взгляда [на региональные события]. Но мы ждем, что станет ясным [в ходе саммита] с тем, чтобы оценить это и понять в какой мере мы можем взаимодействовать [с итогами саммита]».

Корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат» вновь возвращалась к ситуации в Йемене, расширяя контекст этой проблемы: «Негативное развитие йеменского кризиса, а также эскалация опасностей порождает озабоченность в регионе, мире и даже в Африке».

Для главы египетской дипломатии ситуация выглядела следующим образом: «Да, мы являемся свидетелями волнений в арабском мире, где распадаются государства, усиливается давление террористических организаций, возникли [кризисные] ситуации в Сирии, Ливии и даже в Ираке и, наконец, ныне в Йемене. Все это, — продолжал С.Шукри, — свидетельства нестабильности. Последствия йеменского кризиса ощущаются в сфере безопасности в Красном море, Аденском заливе, а также в сфере безопасности международных морских коммуникаций. Все это делает положение в Йемене предметом внимания международного сообщества, а вмешательство региональных сил укрепляет акторов кризиса и содействует его разжиганию. Египет, — отмечал глава внешнеполитического ведомства этой страны, — уделяет этому особое внимание, внимательно следя [за развитием ситуации]. Египет на основе диалога и координации с его партнерами в Заливе, а также с международными акторами содействует поиску эффективных методов, [направленных на ликвидацию кризиса]».

Какова цель, задавала вопрос корреспондент, «визита президента Абдель Фаттаха ас-Сиси в Россию? Идет ли речь только о его участии в празднествах или об обсуждении вопросов двусторонних отношений?».

Отвечая на этот вопрос С.Шукри заметил: «Такие поводы — возможность для встреч на высшем уровне как с президентом Владимиром Путиным, так и с главами государств, участвующих в празднествах. А встречи — возможность провести переговоры и познакомиться с различными точками зрения в отношении проблем, представляющих взаимный интерес».

Наконец, ливийская тема: «Египет, — спрашивала корреспондент, — принимает совещание ливийских племен. Последуют ли за этим шаги, направленные на то, чтобы ливийцы смогли сформировать правительство, которое поведет их к безопасному существованию?».

Глава египетской дипломатии в этой связи подчеркнул: «Египет постоянно занимается ливийским вопросом. Мы четко координируем наши действия со специальным посланником ООН, поддерживаем его и надеемся на успех его миссии. Мы ведем диалог со всеми ливийскими сторонами, отвергающими насилие и террор. Мы готовы содействовать политическому решению в Ливии, готовы бороться с террористическими рисками, сотрудничать со средиземноморскими, арабскими и соседними странами. Мы [действуем] как государство-сосед, связанное с ливийским народом прочными узами. Это значит, — продолжал С.Шукри, — что мы продолжим усилия. Мы надеемся, что средиземноморские государства и мировые силы признают, что у Египта достаточно знания и сил для того, чтобы направить руль развития ситуации [в Ливии] в верном направлении. Мы и другие государства-соседи обеспокоены происходящим в Ливии, а это означает, что мы, как и другие государства-соседи, понимаем [положение] и осуществляем контакты, способные сыграть позитивную роль в решении этого кризиса».

Очевидно, задавала свой новый вопрос корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат», что «египетская внешняя политика связана с государствами Красного моря и бассейна Нила. Не стремитесь ли вы расширить и углубить вашу [внешнеполитическую] стратегию?».

Ответ на этот вопрос был ожидаем: «Разумеется, — отмечал С.Шукри. — Египет заявлял об этом неоднократно, когда президент Абдель Фаттах ас-Сиси участвовал в африканских саммитах и неоднократно встречался с африканскими лидерами. Я сам находился с визитами в Эритрее, Судане, Южном Судане и Эфиопии. Мы уделяем особое внимание государствам бассейна Нила, а также государствам Красного моря. Мы стремимся к укреплению этих отношений и реализации наших совместных интересов. В июне [текущего года] в Шарм-аш-Шейхе состоится совещание стран КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки — Г.К.)». Египет, как подчеркивал глава египетской дипломатической службы, «обладает необходимой конкурентной и производственной мощностью», чтобы активно действовать на африканских рынках.

Еще один вопрос корреспондента: «Какие проблемы окажутся в центре внимания Египта, если он получит место непостоянного члена Совета Безопасности?».

По словам С.Шукри, Египет займется «политическими и экономическими проблемами развивающихся стран, а также вопросами их безопасности». В центре его внимания окажутся «африканские вопросы», а также все, что касается «вопросов развития и изменения климата».

Наконец, последний вопрос: «Состоялось совещание глав штабов арабских армий. Как обстоят дела с созданием совместных арабских сил?».

И ответ на этот вопрос: «Были созданы технические рабочие комиссии, которые работают над созданием этих сил. Определен и временной срок — четыре месяца».

52.25MB | MySQL:103 | 0,661sec