К итогам встречи на высшем уровне США-ССАГПЗ

В Кемп-Дэвиде (штат Мериленд) в четверг 14 мая завершилась двухдневная встреча членов администрации президента США Барака Обамы и представителей шести стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Американская сторона была представлена на высшем уровне, чего нельзя сказать о аравийских монархиях, которые кроме Кувейта и Катара прислали на встречу, наследных принцев, а Оман — заместителя премьер-министра.  Серьезные болезни одних региональных лидеров (ОАЭ, Оман), занятость «внутренними проблемами» — других (КСА) наряду с оптимистичными комментариями официальных представителей Госдепа США «об адекватном представительстве» оставим для дипломатических раутов. В любом случае в Кемп-Дэвид ожидался приезд более весомых фигур. Тех, которые в реальности являются престолонаследниками, а не просто наследными принцами или их заместителями. Применительно к безусловному лидеру ССАГПЗ в лице КСА — это должен был быть по всем правилам министр обороны и сын короля Мухаммед бен Сальман, но никак не монарший племянник и главный куратор «американского досье» принц Мухаммед                                   бен  Наеф. По восточному протоколу (да и не только) такой расклад означает определенную степень разочарования и растущего недоверия. Теперь по пунктам достигнутых договоренностей.

Договоренность по иранской ядерной программе

Официально — участники переговоров подтвердили поддержку готовящегося соглашения по ядерной программе Ирана. «США и страны-члены ССАГПЗ подтвердили свою решительную поддержку усилий «шестерки» (постоянные члены СБ ООН и Германия) по заключению с Ираном к 30 июня 2015 года сделки, которая бы подконтрольно обеспечила, что Иран не будет разрабатывать ядерное оружие, отметив при этом, что такая сделка стала бы существенным вкладом в укрепление региональной безопасности», — говорится в итоговом заявлении встречи, распространенном Белым домом.

Б.Обама, в частности, пояснил, что соглашение «не направлено на изоляцию Ирана», и после заключения договоренностей представится шанс решить и другие проблемы. «Если мы добьемся принятия Ираном этого соглашения, то сможем вести переговоры с республикой и по другим вопросам, в том числе и по терроризму», — отметил президент, имея в виду, что Иран входит в американский список стран — спонсоров терроризма.

Неофициально — даже гипотетическая возможность «вести с иранцами» диалог по вопросам «противодействия терроризму и безопасности» отвергается саудовским руководством (а именно КСА играет «главную скрипку» в ССАПГЗ) по определению. Эр-Рияд уже переживал времена такого стратегического сближения Ирана и США в 1970-х годах во времена шаха. Именно Иран, а не КСА на тот период времени рассматривался Вашингтоном (особенно во времена президента Р.Никсона) основным военным и экономическим партнером США, что находило соответствующее отражение в преференциях по экономическому сотрудничеству и поставкам новейших образцов вооружения. Третья по численности армия Ирана была надежным союзником американцев в рамках сдерживания «советского влияния» и гарантией поставок углеводородов на американский рынок. Эр-Рияд, особенно после затеянного им в 1973 г. «нефтяного эмбарго» в ответ на поддержку США Израиля, таковым считался, но «не совсем». В рамках экспорта углеводородного сырья это еще как-то учитывалось, но вот по вопросу надежного союзника в военных вопросах — никогда. Даже несмотря на регулярные поставки современного оружия саудовская армия и тогда, и сейчас ничего серьезного из себя не представляет. Эту систему приоритетов можно даже отчетливо проследить и по образцам продаваемого вооружения: в Иран шли новейшие и самые модернизированные образцы, в КСА — модели не первого порядка, зачастую с «облегченной» технической начинкой. И это ужасно бесило саудовскую верхушку, которая по определению всегда и при любых режимах будет воспринимать иранцев как региональных конкурентов «номер один». Все поменялось со свержением шаха и пересмотром в связи с этим Вашингтоном своих геополитических приоритетов. Расцветом эры двустороннего сотрудничества эксперты называют взаимодействие в период афганской войны и выстраивания с помощью КСА некого фронта против СССР в формате тогда еще нового явления в виде т.н. «джихадизма», что закончилось терактами 11 сентября 2001 г., вторжением США в Афганистан и Ирак, и, как следствие, пересмотром общих ориентиров Вашингтона в опоре на саудовскую поддержку. Более того, в американской элите все больше росло недоверие к Эр-Рияду, и на то были очень веские основания в силу использования Эр=Риядом для распространения своего влияния именно радикальных джихадистов. «Арабская весна» и позиция Белого дома в этой связи очень сильно испугало саудовское руководство. В Эр-Рияде вновь оживилась тема того, что в случае необходимости Вашингтон легко пожертвует своими союзниками для достижения тех или иных тактических целей. Сирийский конфликт это противоречие и взаимное недоверие только усилил, и никакие регулярные встречи администрации президента США с главами стран-членов ССАПГЗ ситуацию уже не исправят.

Что же касается иранского ядерной программы, то позиция ССАПГЗ (читай — Эр-Рияда) в данном случае не изменилась после встречи в Кемп-Дэвиде: в случае достижения Тегераном своих целей по созданию ядерного оружия страны Персидского залива оставляют за собой право «на аналогичные шаги». И она была доведена до Б.Обамы на встрече очень четко, что ни в коей мере не может его устроить. Отсюда и такая на первый взгляд «жесткая формулировка» итогового коммюнике, что по сути ничего не меняет в продолжении всеми участниками переговоров своей прежней политики.

США будут участвовать в обеспечении безопасности аравийских монархий

Официально — в ходе переговоров США дали аравийским монархиям обещание при необходимости защитить их военной силой. «Соединенные Штаты готовы работать совместно с ССАГПЗ над сдерживанием и отражением внешней угрозы для территориальной целостности любого члена Совета», — говорится в итоговом заявлении. Страны Персидского залива также обязались разрабатывать региональный потенциал обороны от баллистических ракет, а США — предложили техническую помощь в разработке системы раннего предупреждения для ПРО всего ССАГПЗ.

В Белом доме также подтвердили, что США и страны ССАГПЗ «предпримут необходимые шаги для создания ускоренной процедуры поставок оружия членам ССАГПЗ, содействующих укреплению региональной безопасности». Как отмечается, стороны «станут совместно работать над созданием специализированного подразделения системы иностранных военных поставок».

Неофициально — США дали понять аравийским моархиям, что при сохранении общей гарантии безопасности от «внешней угрозы» они не планируют размещать дополнительные воинские контингенты в регионе (в Белом доме вообще принята концепция всемерного сокращения воинских контингентов за рубежом и отказ от прямого участи в локальных конфликтах). Вместо этого странам ССАПГЗ рекомендовано укреплять свой собственный военный потенциал, что невозможно по определению в силу самой природы вооруженных сил этих государств. Идея «региональной ПРО» означает для аравийских монархий полное финансирование этой дорогостоящей системы без всяких гарантий абсолютной недосягаемости иранскими ракетами их территории. Любая система ПРО просто по определению не может дать стопроцентного результата. США также готовы снять эмбарго на поставки в регион некоторых современных образцов вооружения и обеспечить безопасность прохождения судов в Ормузском проливе. Но на этом все. Аравийские монархии не получили ни гарантий военного вмешательства США в случае возникновения «критической ситуации» внутри самих этих государств, ни гарантий сохранений нынешних режимов у власти при любых ситуациях. А это самая главная «головная боль» местных династий с учетом событий «арабской весны» и усиления шиитской экспансии. Кстати, в Эр-Рияде еще несколько лет назад рассматривали вероятность прямого вторжения Ирана как «минимальную», а в качестве главной опасности рассматривалось ползучее распространение влияния «Братьев-мусульман» и шиитов. А вот как раз новая геополитическая концепция Вашингтона включает в себя установление контактов и доверительных отношений с «братьями», которые на фоне «арабской весны» стали во многих странах одной из влиятельных политических сил.

Урегулирование конфликта в Сирии

Официально — США и аравийские монархии также завили о намерении укреплять «умеренную сирийскую оппозицию». «Применительно к Сирии мы взяли на себя обязательство продолжать укреплять умеренную оппозицию и противодействовать всем экстремистским группировкам», — сказал Б.Обама. Кроме того, США и их союзники в Персидском заливе планируют «активизировать усилия, направленные на то, чтобы обеспечить путем переговоров политический переход к инклюзивному правительству (в Дамаске-авт.), служащему всем сирийцам и не включающему в свой состав (президента САР –авт.) Башара Асада»,- отметил американскйй президент. Все участники встречи считают, что «Асад утратил всякую легитимность и не имеет роли в будущем Сирии». «Они подтвердили свое обязательство работать в направлении такого «постасадовского» правительства, которое было бы независимым, инклюзивным и защищало бы права меньшинств», — пояснили в Белом доме.

Неофициально — подходы США и КСА по вопросам тактики (стратегия — это свержение Б.Асада, она едина) кардинальным образом расходятся. Со стороны Эр-Рияда — это консолидация всех вооруженных сегментов оппозиции под флагом подконтрольных им джихадистов, для США — планомерная подготовка новых отрядов умеренной «светской» военной оппозиции, которая бы смогла гарантировать сохранение стабильности в стране после падения нынешнего сирийского режима и заполнить «силовой вакуум». С исламистами из просаудовской «Джабхат ан-нусра» в Вашингтоне дела иметь не хотят и исключают их приход к власти, или инкорпорацию в ее силовой блок. Это глубочайшее разногласие, которое исключает сколь-нибудь действенный альянс на этом направлении. Кроме того, КСА выступает против любой кооперации в этом вопросе с Ираном, что по оценке американцев является необходимым условием. Отсюда нынешняя торопливость КСА и Турции успеть «своими силами» свалить Б.Асада и поставить Вашингтон уже перед свершившимся фактом. Так что в отношении «совместного противодействия экстремистским группировкам» есть очень большие сомнения. По крайней мере, исходя из динамики нынешних действий Эр-Рияда.

Если подвести общий итог, то можно констатировать высокую степень недоверия между участниками встречи в Кемп-Дэвиде. Аравийские монархии очевидно не воспринимают новую стратегию США на ближневосточном направлении, которая подразумевает отход от стратегического сотрудничества с той или иной страной, и переход к системе тактических альянсов «в связи со складывающейся оперативной обстановкой». Правда, такая стратегия не является чем-то новым и начала складываться еще лет 10-12 назад. А вот сланцевая нефть в США действительно послужила в данном случае катализатором ее окончательного оформления. КСА в этом контексте теряет свое главное преимущество (главный экспортер углеводородов в США) и соответственно статус генерального партнера по безопасности в регионе. Но при этом необходимо учитывать, что США ни в коей мере не будут «сметать» и отказываться от своих суннитских союзников. В Вашингтоне будут стремиться воссоздать региональную систему сдержек и противовесов по оси шииты-сунниты, которую они сами же и разрушили, свергнув С.Хусейна. И в этом глубинный смысл сближения с Ираном в попытках инкорпорировать его в эту систему. Но предполагается при этом, что   никто из региональных конкурентов не должен иметь силового или экономического доминирования. В общем-то, с небольшими издержками старый британской принцип: «разделяй и властвуй», так ничего нового никто еще не придумал. И это ни в коей мере не может устроить КСА и их союзников, а значит нынешние противоречия никуда не уйдут, какие бы красивые совместные заявления по итогам переговоров не выпускались.

52.32MB | MySQL:103 | 0,491sec