О внешнеполитических ориентирах 34-го правительства Израиля

14 мая 2015 г. состоялась церемония приведения к присяге 34-го правительства Государства Израиль во главе с Б.Нетаньяху. Непростая предвыборная гонка и трудности при формировании правительственной коалиции на весьма продолжительный период фактически вытеснили на второй план внешнеполитическую проблематику. Однако с приходом к власти нового кабинета министров неизбежно придется столкнуться с решением задач и в этой сфере. Несмотря на то, что сохранение за Б.Нетаньяху поста премьер-министра Израиля во многом гарантирует определенную преемственность курса, уход из Министерства иностранных дел А.Либермана может внести ряд изменений в деятельность страны на международной арене.

Прежде всего, в этом контексте стоит уделить внимание кадровым перестановкам во главе МИДа. Как и при формировании предыдущего израильского правительства, пост главы внешнеполитического ведомства оставил за собой Б.Нетаньяху. Впрочем, тогда этот шаг был продиктован ожиданием исхода судебного процесса, фигурантом которого был А.Либерман. В нынешней ситуации обстоятельства сложились несколько иным образом. Оставляя за собой этот министерский портфель, премьер-министр не просто сохраняет важный правительственный пост за партией Ликуд, но и в некоторой степени пытается обезопасить себя от конкурентов. Последнее, стоит отметить, и было одной из целей начала досрочной предвыборной гонки. Этот шаг, по всей вероятности, стал следствием поведения политических соперников Б.Нетаньяху в завершающий период работы 33-го правительства. Тогда сначала А.Либерман, на тот момент еще делавший заявку на получение весомой, если не главной, должности в новом правительстве, существенно активизировал свои усилия в отношениях с США и Западной Европой. Эти направления, в свою очередь, во время предыдущей каденции фактически не входили в его компетенцию. Более того, лидер партии «Наш дом — Израиль» в т.н. «Манифесте Либермана» изложил и свое видение возможных перспектив ближневосточного урегулирования. В дальнейшем главные противники Б.Нетаньяху И.Герцог и Ц.Ливни, которым в преддверии выборов многие прочили победу, предприняли аналогичные шаги.

Немаловажно и то, какие направления работы на международной арене премьер-министр к настоящему моменту обозначил в качестве приоритетных. Особого внимания в этом контексте заслуживает речь Б.Нетаньяху на 5-м Глобальном форуме по борьбе с антисемитизмом 12 мая 2015 г. В ней политик заявил, что ближайшими союзниками Израиля являются умеренные арабские режимы региона, сталкивающиеся с аналогичными вызовами и угрозами[i]. Кроме того, судя из общего тона речи, в качестве основного израильского противника был вновь обозначен Иран.

Заместителем министра иностранных дел назначена Ципи Хотовели (Ликуд). Следует отметить, что в прошлом она не была активно вовлечена в решение внешнеполитических вопросов, занимаясь в Кнессетах 18-го и 19-го созывов проблематикой, касающейся статуса женщин, образования, науки и технологий. Исключением из этого является лишь временное участие в работе Комиссии по иностранным делам и обороне в Кнессете 18-го созыва, а также высказанная ею позиция, согласно которой Иудея и Самария представляют собой неотъемлемую часть территории Израиля, а формула «два государства для двух народов» не доказала свою эффективность.

В стороне от принятия внешнеполитических решений в новом правительстве остались экс-заместитель министра иностранных дел Ц.Анегби и Ю.Штайниц. Последний, несмотря на вызывавшую споры должность министра разведки, стратегии и международных отношений, в преддверии формирования новой правительственной коалиции делал весьма серьезную заявку на попадание в МИД страны. Прежде всего, это было связано с его визитом в Европу в канун мартовского раунда переговоров с Ираном, а также последующими апрельскими высказываниями относительно решения о снятии запрета России на поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) C-300.

При такой расстановке сил в МИДе работа внешнеполитического ведомства рискует быть недостаточно эффективной. Продолжая сравнение с начальным этапом деятельности 33-го правительства, обращает на себя внимание отсутствие фигуры, способной не на словах, а на деле исполнять обязанности министра иностранных дел. Если до возвращения А.Либермана на должность главы МИД в предыдущем правительстве с этой задачей весьма успешно справлялся З.Элькин, то в нынешней ситуации трудно прогнозировать, что Ц.Хотовели окажется на этом посту столь же успешной. Кроме того, сосредоточение двух столь ответственных постов в одних руках также таит в себе ряд сложностей для израильской внешней политики. В процессе принятия внешнеполитических решений правительство фактически лишается альтернативного голоса дипломатов, одновременно сохраняя все то же представительство со стороны сфер обороны, безопасности и разведки. Такого рода перевес грозит серьезными последствиями как в случае роста напряженности на Ближнем Востоке, так и, к примеру, в вопросе о нейтралитете в отношении ситуации в Украине.

Впрочем, Б.Нетаньяху, заявивший, что «оставляет дверь открытой» для будущего расширения коалиции, по всей вероятности готов и к перераспределению министерских портфелей. Так, по информации израильских СМИ, которые толи провоцируют, толи реагируют на слухи, в будущем Ц.Хотовели покинет внешнеполитическое ведомство и имеет возможность встать во главе иного министерства. И.Герцог, наоборот, может войти в правительство и возглавить МИД при условии расхождения с партией «Ха-Тнуа». Однако сам он пока опровергает возможность участия в правительственной коалиции, находя ее несостоятельной.

В заключение нельзя не остановиться на дальнейшей политической судьбе экс-министра иностранных дел А.Либермана, принявшего решение уйти в оппозицию. Для самого лидера НДИ, в канун выборов оказавшегося в весьма затруднительном положении, этот ход может принести политические очки. В некоторой степени Б.Нетаньяху и А.Либерман напоминают сейчас двух французских политиков, описанных М.Кундерой в романе «Неспешность». Оба они, как и герои книги, стремятся обойти друг друга, одновременно избегая славы подражателя. Сделав свой политический маневр, А.Либерман вполне может вернуться к уже известной ему роли выразителя интересов репатриантов из СССР/СНГ. Это направление выглядит весьма успешным ввиду присутствия в новом правительстве лишь одного русскоязычного министра и трудностей, которые могут возникнуть в будущем по причине снижения интереса к странам СНГ. Израильская внешняя политика, в свою очередь, рискует утратить свою многовекторность, что в будущем негативно скажется на положении страны на международной арене.

В целом, внешнеполитическими задачами, решением которых, судя по имеющимся сейчас сведениям, планирует заниматься 34-е израильское правительство, неизбежно станут проблемы ближневосточного региона. Впрочем, упомянутые направления, так или иначе, озвучивались и в предыдущую каденцию Б.Нетаньяху на посту премьер-министра. Изменилась лишь расстановка приоритетов. Обращение к региональной проблематике отвечает интересам как политиков, вошедших в состав новой правительственной коалиции, так и партнеров государства в лице США и ЕС. Однако последние стремятся таким образом обеспечить воплощение на практике своих ближневосточных стратегий. Для Израиля такая переориентация рискует обернуться снижением поддержки со стороны целых регионов, что, в свою очередь, может серьезным образом осложнить достижение страной ее собственных целей.

[i] См.: PM Netanyahu’s Address at the 5th Global Forum for Combatting Anti-Semitism. 12.05.2015. // Prime Minister’s office. URL: http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Speeches/Pages/specchAntiSemitism120515.aspx

52.31MB | MySQL:103 | 0,412sec