Саммит США-ССАГЗ в Кемп-Дэвиде: заключительное коммюнике

Вечером 14 мая 2015 г. проходивший в Вашингтоне и Кемп-Дэвиде саммит Соединенные Штаты — страны Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) завершился. Итогом двух дней насыщенных многосторонних и двусторонних переговоров глав государств этой региональной организации либо их полномочных представителей (в том числе, генерального секретаря Совета сотрудничества) с президентом Бараком Обамой и членами высшего американского политического истеблишмента (представлявшими, в частности, Государственный департамент, Министерство обороны, разведку, Министерство энергетики) стало заключительное коммюнике, отразившее совпадающие моменты и американского, и стран ССАГЗ видения ситуации на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива, а также пути дальнейшего развития стратегического партнерства обеих сторон. Этот документ требует, по меньшей мере, широкого цитирования.

Итак, в чем заключалась цель и смысл саммита? Его заключительное коммюнике подчеркивало, что предложенная американским президентом встреча в верхах была направлена на то, чтобы «подтвердить и укрепить сильное партнерство и сотрудничество между Соединенными Штатами и Советом сотрудничества». Была ли эта цель реализована? Обе стороны подчеркивали, что «руководители [Соединенных Штатов и стран ССАГЗ] подтвердили свою совместную приверженность стратегическому партнерству» ради «созидания прочных и многосторонних отношений, включая сотрудничество в сфере обороны и безопасности, а также поиска коллективных решений региональных проблем». Важнейшая задача саммита (в постановке государств Совета сотрудничества) получила понимание американской стороны, что фиксировалось коммюнике: «Соединенные Штаты вместе с партнерами-членами Совета сотрудничества … особо заинтересованы в поддержке политической независимости и территориальной целостности стран Совета, как и их защиты от внешней агрессии. Политика Соединенных Штатов, направленная на использование всех элементов силы для защиты совместных интересов обеих сторон в регионе Залива и отражение либо противостояние любой внешней агрессии против союзников и партнеров, как это происходило в ходе войны в Заливе (освобождение Кувейта от иракской оккупации в 1991 г. — Г.К.), не может быть поставлена под сомнение».

Текст заключительного коммюнике включал и более четкое определение возможного американского курса в отношении регионального пространства Совета сотрудничества: «Соединенные Штаты готовы действовать вместе с государствами Совета сотрудничества для отражения и противодействия любой внешней угрозе, находящейся в противоречии с Уставом ООН, территориальной целостности государств Совета сотрудничества. В случае такой агрессии либо ее угрозы Соединенные Штаты вместе с партнерами по Совету сотрудничества готовы немедленно действовать, чтобы определить необходимую меру противодействия, используя все доступные пути, включая, в том числе, и возможность применения военной силы, для защиты партнеров по Совету сотрудничества». Там операция «Буря решимости» подтвердила, что государства ССАГЗ «будут консультироваться с Соединенными Штатами, планируя какую-либо военную акцию за пределами своих границ и, прежде всего, в случае, если они будут обращаться за помощью к Соединенным Штатам».

Заключительное коммюнике «саммита в Кемп-Дэвиде» может и должно рассматриваться как определенная форма рамочного двустороннего соглашения между ведущей державой современного мира и участниками действующей в стратегически важном регионе мира региональной организации. Выработка такого соглашения предполагает инициирование либо углубление осуществлявшихся ранее обеими сторонами контактов, требующих их взаимного сотрудничества в сферах обоюдных интересов и предопределяющих активизацию деятельности или появление органов, разрабатывающих пути и методы дальнейшего взаимодействия. В сегодняшней региональной ситуации участники встречи в верхах говорили о «принципах “форума стратегического сотрудничества” между Соединенными Штатами и Советом сотрудничества», в свете которых «руководители [обеих сторон] обсудили создание нового стратегического партнерства», смыслом которого становится «улучшение взаимодействия в области обороны и безопасности, в первую очередь, в том, что касается быстрых поставок оружия, борьбы с терроризмом, безопасности морских коммуникаций, электронной безопасности и защиты от баллистических ракет».

Для всех этих направлений будущей деятельности имеется (по крайней мере, так считают и в Соединенных Штатах, и в странах ССАГЗ) серьезное основание. Это вероятность трансформации иранской ядерной программы в создание ядерного оружия, что, по мнению обеих сторон, не должно стать реальностью: «[Руководители] рассмотрели состояние переговоров между группой 5+1 и Ираном, подтвердив, что всеобъемлющее соглашение, способствующее контролю и исключающее все региональные и международные опасения в отношении иранской ядерной программы будет служить общим интересам безопасности государств Совета сотрудничества, Соединенных Штатов и международного сообщества». В этой связи обе стороны заявляли о том, что будут «совместно работать для противодействия любой иранской деятельности, направленной на дестабилизацию региона», отметив, что «Иран должен сотрудничать с регионом на основе принципов добрососедства, невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности, отвечающих международному праву и Уставу ООН», и считая необходимым подчеркнуть, что Иран должен «предпринять эффективные практические шаги к построению доверия и мирного решения конфликтов со своими соседями».

Связанный с Ираном раздел заключительного коммюнике «саммита в Кэмп-Дэвиде» — концентрированное выражение позиции, всегда отличавшей государства Совета сотрудничества. Эта позиция состояла в признании безусловного права Ирана на развитие собственной (и мирной) ядерной программы, исключающей любую возможность ее перерастания в деятельность, направленную на создание ядерной угрозы соседним странам. Подчеркивая непредсказуемость курса Тегерана, страны Залива (как в прошлом, так и сейчас) подчеркивали, что эта программа должна развиваться под контролем МАГАТЭ, как и призывали к превращению пространства Ближнего Востока (включая и зону Персидского залива) в регион, свободный от оружия массового поражения. Теоретически этот призыв предполагал, в том числе, и ликвидацию возможного ядерного арсенала Израиля, хотя на практике государства ССАГЗ видели в этом арсенале важнейшее орудие сдерживания Ирана. Потенциальное изменение региональной ситуации в связи с достижением соглашения «группы 5+1» по иранской ядерной программе не только усиливало опасения стран Совета сотрудничества, но и стало поводом для их участия в «саммите в Кемп-Дэвиде», где они получили едва ли не полную поддержку Соединенных Штатов, снижавшую уровень их опасений и четко фиксировавшуюся в заключительном коммюнике.

«Новое стратегическое партнерство» включило взаимодействие сторон «в борьбе с терроризмом и совместным противостоянием его угрозам». Речь шла, в первую очередь, об «Исламском государстве» (ИГ) и «Аль-Каиде». Соединенные Штаты и государства Совета сотрудничества заявили о своей решимости «охранять основную инфраструктуру (предприятия нефтедобычи и нефтепереработки должны, вне сомнения, занять здесь ведущее положение — Г.К.), укреплять безопасность границ и авиационного сообщения, бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма, остановить приток иностранных бойцов [в ряды террористов] и бороться со всеми формами насильственного экстремизма». Это означало, в частности, что обе стороны будут расширять взаимодействие в рамках действующей против «исламского государства» международной коалиции, как и то, что возглавляемая Саудовской Аравией антихоуситская операция в Йемене будет и в дальнейшем в центре внимания соответствующих американских структур, как и структур государств ССАГЗ.

В рамках все того же «нового стратегического партнерства» страны Залива нуждались и в расширении американского участия (что, исходя из проводимого ими курса, ни в коей мере не исключало «позитивных» шагов со стороны иных влиятельных сил современного мира) в решении региональных конфликтных ситуаций. Заключительное коммюнике перечисляло эти ситуации — «Сирия, Ирак, Йемен и Ливия». В отношении возможностей их разрешения цитируемый документ «саммита в Кемп-Дэвиде» подчеркивал, что обе стороны «пришли к согласию в отношении совокупности принципов, совместно принимая во внимание, что не существует военного решения [развивающихся] в регионе вооруженных гражданских войн». Решение региональных конфликтов «возможно только на основе мирных политических методов, уважения суверенитета всех государств, невмешательства во внутренние дела, создания правительства, включающего все элементы местных обществ», «защиты всех меньшинств и прав человека».

Касаясь йеменской ситуации, заключительное коммюнике отмечало: «Государства Совета сотрудничества и Соединенные Штаты настоятельно подчеркнули необходимость коллективных усилий для противостояния организации “Аль-Каида на Аравийском полуострове”, отметив необходимость скорейшего перехода от военных операций к политическому процессу на основе Эр-Риядской конференции под эгидой Совета сотрудничества и переговоров под эгидой ООН на основе инициативы стран Залива, всеобъемлющего национального диалога и соответствующих резолюций Совета  Безопасности». Заключительное коммюнике «саммита в Кемп-Дэвиде» отмечало также, что обе стороны, «принимая во внимание гуманитарные проблемы гражданских лиц», приветствовали «начало пятидневного гуманитарного перемирия», выразив надежду на то, что это перемирие «перерастет в более длительное прекращение огня», как и выразили свою «высокую оценку щедрого дара Королевства Саудовская Аравия, составившего 274 млн долларов и ставшего ответом на обращение ООН, на гуманитарные нужды в Йемене». Американская же сторона подтвердила свою «приверженность в партнерстве с государствами Совета сотрудничества и всеми членами международного сообщества не допускать поставок вооружения хуситам и их союзникам, что соответствует положениям резолюции Совета Безопасности № 2216».

Возвращаясь к иным конфликтным ситуациям в региональном пространстве Ближнего Востока, заключительное коммюнике заявляло, в первую очередь, что «государства Совета сотрудничества и Соединенные Штаты остаются привержены [необходимости] помощи иракскому правительству и международной коалиции в борьбе с ИГ», подчеркнув «важность укрепления связей между государствами Совета сотрудничества и иракским правительством на основе принципов добрососедства, невмешательства во внутренние дела и уважение государственного суверенитета». Наконец, обе стороны призвали иракское правительство к «реализации подлинного национального примирения», скорейшему рассмотрению чаяний «всех составляющих элементов иракского общества», включая, в том числе, и установление государственного контроля над «всеми действующими вооруженными формированиями».

В течение предшествовавших лет «сирийский вопрос» рассматривался в странах ССАГЗ (в Саудовской Аравии, в первую очередь) в том числе и через призму недостаточности действий нынешней американской администрации в отношении режима Башшара Асада. Это относилось, в том числе, и к угрозе «исламского государства» (что относилось также и к Ираку), когда саудовские издания могли писать, в частности, о том, что нынешняя противостоящая этой организации коалиция была создана лишь на основе усилий стран Совета сотрудничества и только затем к ней «примкнули Соединенные Штаты». Сегодня время критики в адрес «стратегического партнера» кажется ушедшим в прошлое: «Руководители [Соединенных Штатов и государств ССАГЗ] подтвердили, — отмечало заключительное коммюнике «саммита в Кемп-Дэвиде», — приверженность достижению окончательного политического решения в Сирии, способного прекратить войну и создать всеобъемлющее правительство, защищающее этнические и конфессиональные меньшинства и сохраняющее институты государства. Они подчеркнули, что Асад потерял свою легитимность, и он не будет играть никакой роли в будущей Сирии». Естественно, что в контексте «сирийского вопроса» речь шла и об «уничтожении ИГ», как и о недопустимости «влияния других экстремистских организаций, вроде “Джабхат ан-нусра”», «являющихся опасными для сирийского народа, региона и международного сообщества». Оказание гуманитарной помощи сирийским беженцам и перемещенным лицам рассматривалось обеими сторонами как задача насущной необходимости.

Ливийская ситуация не заняла значительного места в заключительном коммюнике «саммита в Кэмп-Дэвиде». Это объяснимо, — в условиях сегодняшнего дня страны ССАГЗ не проявляют значительного внимания к положению в этой стране, рассматривая ее, в первую очередь, как сферу деятельности своего союзника Египта. Тем не менее, цитируемый документ подчеркивал: «Руководители решили действовать совместно с тем, чтобы убедить все ливийские стороны принять соглашение о разделе власти на основе предложений ООН и сосредоточить усилия на борьбе с все возрастающим террористическим присутствием в стране».

Напротив, в отношении палестино-израильского конфликта заключительное коммюнике было более пространно: «Государства Совета сотрудничества и Соединенные Штаты подтвердили необходимость урегулирования палестино-израильского противостояния на основе справедливого, всеобъемлющего и окончательного мирного договора, ведущего к созданию независимого и единого палестинского государства, мирно и в безопасности сосуществующего с Израилем». Страны ССАГЗ вновь подтвердили свое полное согласие с принципом двух государств, а Соединенные Штаты подтвердили свое согласие (что стало новым моментом в отношениях между двумя сторонами) с «арабской мирной инициативой 2002 г.». При этом заключительное коммюнике фиксировало не только полное принятие государствами Совета сотрудничества «принципа двух государств», но и американскую готовность содействовать тому, чтобы «обе стороны (Израиль и палестинцы — Г.К.) конфликта своей политикой и действиями проявили бы движение к решению, предусматривающему два государства». Одновременно, действуя в духе решений состоявшейся в октябре 2014 г. Каирской конференции доноров Газы, обе стороны подтвердили свои обязательства в отношении восстановления этого палестинского региона.

Наконец, последнее положение заключительного коммюнике «саммита в Кемп-Дэвиде»: «Руководители [Соединенных Штатов и государств ССАГЗ] выразили свою озабоченность в отношении того, что все еще не избран новый президент Ливана. Они призвали все [ливанские] стороны действовать ради укрепления институтов ливанского государства, подтвердив необходимость движения ливанского парламента к избранию президента Ливанской республики в соответствии с конституцией». Вместе с тем, ими была подчеркнута и поддержка участниками саммита ливанского правительства в его борьбе с ИГ и «Джабхат ан-нусра», «угрожающими безопасности и стабильности Ливана».

Итак, заключительное коммюнике встречи в верхах с участием американского президента и глав (либо полномочных представителей) государств ССАГЗ в его качестве рамочного соглашения создало ситуацию для «созидания сильного, постоянного и всеобъемлющего стратегического партнерства» обеих сторон. Это соглашение будет дополняться и уточняться двусторонними и многосторонними соглашениями, направленными на решение тех или иных задач, отмеченных в основном документе «саммита в Кэмп-Дэвиде» либо способных возникнуть вновь.

В 2016 г. американский президент прибудет в одну из столиц ССАГЗ, где будет проведена новая встреча в верхах, в ходе которой произойдет детальное обсуждение того, что осуществлено в течение времени, прошедшего между обоими саммитами, как и определены причины невыполнения сторонами тех или иных взятых ими на себя обязательств. Это обстоятельство лишь подтверждает особый статус рассматривавшегося выше документа.

52.34MB | MySQL:103 | 0,444sec