Встреча М.Аббаса с Папой Римским Франциском I и перспективы ватикано-палестинских контактов

Вот уже второй год подряд в мае Ватикан начинает проявлять активный интерес к происходящему на палестино-израильском треке. В 2014 г. в рамках своего ближневосточного паломничества Папа Римский Франциск I посетил Государство Израиль, чем породил обострение сразу нескольких вопросов ватикано-израильских отношений. В 2015 г. в центре внимания главы Римско-католической церкви оказалась Палестина и, прежде всего, глава ее национальной администрации М.Аббас. Хотя, следует отметить, что тенденция к взаимодействию проявлялась и год назад, свидетельством чему была остановка понтифика у «стены безопасности» и посещение лагеря палестинских беженцев близ Вифлеема.

В нынешней ситуации глава палестинской администрации прибыл в Ватикан с целью участия в церемонии канонизации монахинь Мари-Альфонсины Даниль Гаттас и Мариам Бауарди, живших на территории Палестины. Первая из них родилась в христианской арабской семье Иерусалима и стала основательницей монашеского объединения «Сестры Розария из Иерусалима», вторая принимала участие в создании первого монастыря Ордена босых кармелиток в Вифлееме. Сама церемония  была запланирована на 17 мая 2015 года. Днем ранее состоялась аудиенция М.Аббаса у Папы Римского в Апостольском дворце.

По информации пресс-службы Святого Престола в рамках переговоров стороны обсудили ситуацию на Ближнем Востоке[i]. В частности, Франциск I выразил надежду на то, что палестинское и израильское руководство вернутся за стол переговоров для выработки путей разрешения конфликта. Кроме того, он отметил необходимость борьбы с терроризмом и важность укрепления межрелигиозного диалога. Еще одним значимым аспектом переговоров стала судьба всеобъемлющего соглашения между Ватиканом и Палестиной. Согласно информации источников, представляющих Святой Престол, работа над текстом документа была завершена 13 мая 2015 г., а в ближайшее время планируется его подписание. Полная версия соглашения пока не была опубликована. Судя по пресс-релизу, распространенному  Ватиканом по окончании аудиенции, основными его компонентами должны быть вопросы присутствия Католической церкви в Палестине. Палестинская сторона, в свою очередь, делает акцент на признании Святым Престолом своей государственности. Данное обстоятельство, по их мнению, следует из того, что соглашение будет заключаться с «Государством Палестина», а не ООП, как это было в феврале 2000 года. Член Исполкома ООП Х.Ашрауи увидела в документе не только правовое или политическое значение, но и символическое. С ее точки зрения, соглашение представляет собой некий знак, позволяющий судить о том, что палестинцы заслуживают права на самоопределение и государственность[ii]. Впрочем, в Ватикане, по всей вероятности, не так серьезно относятся к данному обстоятельству. Связано это, прежде всего, с тем, что после 2012 г., когда статус Палестины в ООН был повышен до уровня «государства-наблюдателя», и Ватикан стал отдавать предпочтение формулировке «Государство Палестина».

Примечательно, что израильская реакция на информацию о подготовке указанного документа оказалась весьма сдержанной даже в сравнении с шагами по признанию палестинской государственности, сделанными прежде рядом стран Европы. В частности, в СМИ страны был опубликован лишь комментарий представителя внешнеполитического ведомства Израиля без указания авторства, в котором выражалось разочарование как подготовкой такого рода соглашения в целом, так и обращением к Палестине как государству в частности. Также было указано, что, проанализировав текст документа, израильские власти примут решение о дальнейшей тактике по данному вопросу. Даже в День Иерусалима, отмечавшийся в Израиле 17 мая, не было озвучено более развернутой позиции в отношении сложившейся ситуации, хотя, в соглашении ООП и Ватикана от февраля 2000 г. упоминалось и о равноправии сторон палестино-израильского конфликта в вопросе о статусе Иерусалима.

В завершении встречи участники по традиции обменялись подарками. Франциск I преподнес главе палестинской администрации медальон с изображением Святителя Мартина Турского. При этом понтифик сказал, что тот являлся «ангелом мира», таковым сегодня, с точки зрения главы Римско-католической церкви можно считать и М.Аббаса. Палестинский лидер, в свою очередь, в качестве ответного подарка избрал реликвии, принадлежавшие при жизни канонизируемым монахиням. Пожалуй, именно последнее высказывание Франциска I привлекло к себе наибольшее внимание мировой прессы. Впрочем, еще год назад в Вифлееме глава Римско-католической церкви заявил, что считает М.Аббаса «человеком мира». Используя сравнение с ангелом, понтифик, вероятно, хотел подчеркнуть подлинное, с его точки зрения, стремление главы палестинской администрации к миру. Однако в этом контексте можно провести и иную аналогию. В рамках мирного процесса М.Аббас, действительно, воспринимается как лицо, обладающее особым статусом в силу участия в мероприятиях, схожих с нынешним. Впрочем, постоянно возникающие дискуссии о том, насколько легитимно он сохраняет за собой полномочия, делают его фигуру в рамках процесса урегулирования все более бесплотной.

В целом, используя различные инструменты, Римско-католическая церковь последовательно идет по пути отстаивания своих интересов на Святой земле. В нынешней ситуации, учитывая общее стремление мировых лидеров к активизации мирного процесса и еще заметные последствия предвыборного высказывания премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху о том, что он не допустит создания палестинского государства, ставка была сделана на общение с М.Аббасом. Впрочем, нельзя исключать и нового обращения к Израилю в период празднования 50-й годовщины декларации Nostra Aetate. Заключение соглашения с палестинской стороной для Святого Престола является, прежде всего, не шагом, направленным на  содействие их усилиям в обретении и признании государственности, а механизмом, позволяющим поставить обоих участников конфликта на равных, учитывая заключенное в 1993 г. соглашение с Израилем.

 

[i]                 См.: Comunicato della Sala Stampa della Santa Sede: Udienza al Presidente dello Stato di Palestina, 16.05.2015 // Holy See Press Office. URL: http://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2015/05/16/0375/00819.html

[ii]              Dr. Hanan Ashrawi on the upgrading of relations between the Vatican and the State of Palestine // the Palestine Liberation Organization. Department of Culture and Information. 14.05.2015. URL: http://dci.plo.ps/EN/index.php?option=com_content&view=article&id=3288:may-13-2015-dr-ashrawi-on-the-vaticans-recognition-of-the-state-of-palestine&catid=92:news&Itemid=420

62.82MB | MySQL:102 | 0,630sec