Ситуация в Марокко: май 2015 г.

3 мая король Марокко Мохаммед VI прибыл с рабочим визитом в Саудовскую Аравию. Рабат является активным участником антишиитской арабской коалиции, воюющей в Йемене и возглавляемой Эр-Риядом. В столице ваххабитского королевства марокканского монарха встречал король Сальман.

Первоначально этот визит планировался на 29 апреля. Однако он был перенесен в связи с изменениями в саудовской властной иерархии, где был назначен новый наследный принц. В Эр-Рияд король Марокко прибыл сразу после того, как там побывал президент Египта Абдель Фатах ас-Сиси. Египет также является активным участником арабской коалиции.

Марокко с 26 марта участвовало в операции арабской коалиции в Йемене путем подчинения командованию коалиции шести истребителей Ф-16, базирующихся в ОАЭ.

4 мая в Рабате было распространено коммюнике кабинета короля, в котором Мохаммед VI, находившийся в тот момент в Эр-Рияде, подтвердил, что его страна «поддерживает арабскую коалицию в Йемене».

В тот же день Мохаммед VI переместился в Абу-Даби.

В мае стало известно, что с января 2011 г. по апрель 2014 г. Саудовская Аравия выделила своим союзникам, включая Марокко, 22,7 млрд долларов. В частности, Марокко получило из этой суммы 1,6 млрд долларов.

Вслед за ближневосточным турне 18 мая в Рабате было объявлено, что начиная с 20 мая монарх совершит африканское турне, в ходе которого посетит «с рабочими и дружескими визитами» Сенегал, Кот-д`Ивуар, Габон и Гвинею-Бисау. Годом ранее в аналогичной поездке король посетил Мали, Кот-д`Ивуар, Гвинею и Габон. Как представляется, дипломатическая активность Рабата на африканском континенте призвана компенсировать его отсутствие в Африканском союзе. Марокко вышло из панафриканской организации в 1984 г. в знак протеста против принятия в ее ряды т.н.Сахарской Арабской Демократической Республики. У этих турне есть и экономическая причина. За последние пять лет свыше половины марокканских прямых зарубежных инвестиций пришлись на африканские страны, что составило 1,5 млрд евро.

Тем временем уже 11 мая стало известно, что один из марокканских Ф-16 был сбит в небе над Йеменом. Информацию Королевских вооруженных сил на этот счет тут же подтвердили шиитские повстанцы.

Несколько новостей, связанных с событиями на антитеррористическом фронте и так или иначе касавшихся Марокко, поступили в мае из Испании. 12 мая МВД Испании объявило об аресте близ Барселоны двух марокканцев, обвиненных в рекрутировании кандидатов в джихадисты для «Исламского государства» (ИГ). Согласно обвинению, вербовщики собирали кандидатов на «частные встречи» в одной из мечетей, а также в частных жилищах, где «в индивидуальном порядке пропагандировали террористическую идеологию».

По данным испанских властей, до 100 человек, имеющих испанское подданство, воюют сейчас в Ираке и Сирии в рядах ИГ. Этот показатель относительно низкий по сравнению с тысячами джихадистов из Франции, Великобритании и Германии.

15 мая испанский судья Хавье Гомес Бермудес отклонил иск Марокко к газете «Эль Паис», ранее разместившей на своем сайте видеоролик «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ). Судья расценил, что этот шаг нельзя рассматривать как апологетику терроризма, на чем настаивало Марокко.

Ранее, в сентябре 2013 г., появилась 40-минутная видеокассета под названием «Марокко: королевство коррупции и деспотизма». Ее авторы подвергли критике монархию и призвали марокканцев к джихаду против нее. Этот злополучный ролик затем распространила «Эль Паис». В январе 2014 г. Марокко подало иск против газеты и ее сотрудника Игнасио Сембреро.

В судейском постановлении признавалось, что содержание ролика имеет «отчетливо выраженный подрывной характер». Там же констатировалось, что И.Сембреро «как в статье, которая сопровождала ролик, так и в своей профессиональной карьере отчетливо показывал, что терроризм – это опасность, против которой Королевство Марокко борется активно и успешно». Таким образом, иск Марокко не был удовлетворен во второй раз. Понятно, что в Рабате возбудились не самим роликом, а его привязкой к теме коррупции.

18 мая вновь заискрило в отношениях между Францией и Марокко. В тот день прокуратура Парижа официально осудила перед марокканской юстицией факты пыток, в причастности к которым обвинялся, в частности, шеф марокканской контрразведки Абдельлатиф Хаммуши. В роли истца выступил франко-марокканский бывший боксер Закариа Мумни. В свое время он был осужден по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, он якобы взял у двух марокканцев 1200 евро за то, чтобы их трудоустроить в Европе. После помилования в феврале 2012 г. он выступил с утверждением, что признание в содеянном было выбито от него под пытками. В феврале 2014 г. он подал иск, в котором обвинил в совершении пыток, в частности, А.Хаммуши. «После предварительного расследования, продолжавшегося 14 месяцев, прокуратура решила, что имеющиеся у нее факты достаточно серьезны для того, чтобы обосновать это официальное осуждение (пыток)», — заявила адвокат боксера Клеманс Бектарт.

Согласно действующим франко-марокканским соглашениям в сфере юстиции, теперь марокканские власти должны проинформировать Париж о своих действиях, которые они должны предпринять после этого официльного осуждения.

Супруга боксера всегда утверждала, что он был осужден после того, как осудил случаи коррупции в Марокканской федерации бокса.

Поданные ранее несколько аналогичных исков против А.Хаммуши породили серьезный дипломатический кризис в отношениях между Парижем и Рабатом.

Скандал вокруг дела боксера вновь возник в момент, когда французский парламент должен был утвердить новую франко-марокканскую юридическую конвенцию, подписанную в конце января с.г. с тем, чтобы урегулировать франко-марокканский дипломатический кризис.

19 мая «Международная Амнистия» (МА) потребовала от марокканских властей предпринять больше усилий по борьбе с пытками. При этом утверждалось, что несмотря на предпринимаемые в этой сфере усилия пытки остаются «достаточно обычной» практикой, используемой с тем, чтобы «выбить признания» и «заставить замолчать голоса диссидентов». По данным МА, ее эксперты изучили 173 дела, касавшиеся «студентов, политических активистов, сторонников самоопределения Западной Сахары, лиц, подозреваемых в терроризме и совершивших уголовные преступления». Среди приемов пыток они назвали «избиения, вынуждение к нахождению в неудобных позициях, удушье, имитирование утопления, насилие психологическое и сексуальное». Они также указали на то, что ряд заявителей, обвинивших власти в применении пыток, позже оказался за решеткой по обвинению в «ложном доносительстве».

Понятно, что марокканские власти «категорически отвергли» доклад МА.

19 мая марокканские власти объявили об аресте в Касабланке 10 человек, входивших в ячейку, занимавшуюся вербовкой будущих джихадистов для ИГ, и не только. В планы главаря ячейки, действовавшего по указанию руководства ИГ, входило создание «спящих» ячеек на территории королевства, которые впоследствии должны были совершить теракты против «чувствительных» зданий. По данным МВД, нейтрализованная ячейка получала «финансовую и логистическую поддержку со стороны главаря ИГ». Операцию по аресту ее участников проводило недавно созданное Центральное бюро криминальных расследований BCIJ.

20 мая король Мохаммед VI произвел перестановки в правительстве, которые коснулись пяти министерских постов. В частности, ранее подали в отставку министр по связям с парламентом Эль Хабиб Шубани и министр-делегат по вопросам высшего образования Сумия Бенхалдун. И экс-министр,  и экс-министерша представляли в правительстве правящую исламистскую Партию справедливости и развития (ПСР). Их имена недавно неоднократно звучали в газетных хрониках в связи со скандалом, возникшим вокруг желания Шубани взять себе вторую жену.

Полигамия не запрещена в Марокко, однако ее использование обусловлено жесткими правилами семейного кодекса 2004 г., который требует согласия первой жены на это.

Этих двух министров сменили также представители ПСР – Абдельазиз Эль Омари и Джамиля эль-Мусали. Лидер проберберской партии Народное движение (НД) Моханд Лаенсар, уже бывший на должности исполняющего обязанности министра по делам молодежи и спорта, избавился от приставки ио. Его предшественника на этом посту Мохаммеда Уззина король снял с должности еще в январе после скандала с условиями проведения в Марокко чемпионата мира по футболу среди клубных команд. Портфель министра по делам градостроительства и оборудования территории, ранее принадлежавший М.Лаенсару, достался другому представителю НД Дрису Мерруну. Пост министра-делегата при министерстве национального образования занял Халид Берджауи (НД).

22 мая в Фесе у здания местного суда вспыхнули столкновения между студентами и полицией. В результате ранения получили 8 стражей порядка и до 20 студентов. В тот день в суде Феса начался процесс над студентами-леваками, обвиненными в причастности к убийству в прошлом году студента-исламиста в ходе столкновений между учащимися — сторонниками разных идеологий.

Столкновения между студентами – левыми и их соучениками – исламистами уже давно являются достаточно обычными для марокканских университетов. По данным МВД, в 2013 – 2014 учебном году власти арестовали свыше 120 студентов по обвинению в совершении актов насилия, в том числе более 50 – в Фесе.

20 мая в Рабате на 80-м году жизни после продолжительной болезни скончался бывший генеральный инспектор (командующий) Королевских вооруженных сил (КВС) и бывший командующий южной военной зоной 3-звездный генерал Абдельазиз Беннани. Кроме него в элитном «клуб» 3-звездных генералов в Марокко состоят командующий Королевской жандармерией Хосни Бенслиман, бывший глава разведки DGED Абдельхак Кадири (в отставке) и нынешний генеральный инспектор КВС Бушейб Арруб.

В целом представляется, что активное участие Марокко в коалиции во главе с Саудовской Аравией имеет прежде всего прагматический подтекст. В условиях региональной гонки вооружений Рабату нужны все новые средства на перевооружение КВС. Судя по всему, определенные надежды он в этой связи возлагает на Эр-Рияд, который может пойти на реализацию схемы, уже отработанной в случае Египта.

52.23MB | MySQL:103 | 0,699sec