Подготовка к межйеменским переговорам в Женеве

Консультациям по Йемену в Женеве, которые должны начаться 14 июня, предшествовала долгая и кропотливая работа посредников и международных «шерпов». Среди последних, естественно, первые роли исполняли американцы и иранцы, которые на самом деле и являются основными «контролерами» и инициаторами указанного процесса. И тем, и другим продолжение нынешнего сценария развития ситуации абсолютно невыгодно, что собственно директор ЦРУ США Д.Бреннан и постарался донести до саудовского руководства еще в Кемп-Девиде в мае месяце, аккуратно (и не очень) намекая на необходимость мирного компромисса министру внутренних дел КСА Мухаммеду бен Наефу. Впрочем, думается, что во время этих переговоров давние друзья Бреннан и Мухаммед бен Наеф могли обойтись и без дипломатических условностей, поскольку придерживаются примерно одинаковой точки зрения на происходящее. Иранцы же стремятся «заморозить» йеменский конфликт, пустив его по рельсам очередных и долговременных консультаций «в рамках национального диалога», при этом достигая главного — сохранения хоуситов в качестве своей главной силы влияния в Йемене с зарезервированной для нее роли ведущей политической и военной силы страны. То есть, повторение с йеменскими особенностями варианта «Хизбаллы» в Ливане.

Основной раунд подготовительных к Женеве переговоров, на которых, по предварительным данным, будут присутствовать как саудиты, так и хоуситы, проходил в традиционном посреднике в налаживании диалога с Тегераном Омане 30 мая-1 июня .с.г. Место действия — отель «Аль-Бустан», находившийся под усиленной охраной оманских силовиков. Со стороны США присутствовала помощник госсекретаря по ближневосточным делам Анна Паттерсон, которую усилили рядом высокопоставленных экспертов из ЦРУ США. Со стороны хоуситов — глава исполнительного комитета «Ансар аллы» Салех аль-Саман и пресс-атташе организации Мухаммед Абдулсалам. Среди условий для возобновления мирных переговоров последние называли выплату компенсации Йемену в несколько миллиардов долларов США «за разрушения во время действий «аравийской коалиции» и официального признания ее действий как «резни мирного населения»». Американцы жестко акцентировали внимание хоуситов на недопустимости проведения каких-либо наступательных операций на саудовской территории, включая обстрелы прилегающих к границе городов (Асир, Наджран и др.) и КПП саудовских силовиков. Переговоры несколько раз прерывались, и в это время Тегеран и Вашингтон открыто «тет-а-тет» прессинговали своих «подопечных», убеждая занять более компромиссную позицию. Иранцы давили на хоуситов с целью заставить их присутствовать 14 июня с.г. в Женеве, а американцы — на президента Йемена А.М.Хади и премьер-министра  Х.Бахаха, вынуждая их идти на прямые переговоры с хоуситами.

В переговорах неофициально участвовали и другие значимые фигуры представляющие йеменские центры силы. Они не присутствовали на переговорах, но активно обсуждали со своими союзниками по альянсу все спорные вопросы. Причем их участие в переговорах не афишировалось. Так, в частности, представители бывшего президента А.А.Салеха буквально не покидали 5 и 6 этажи «Аль-Бустана», проводя бесконечные консультации с руководством делегации хоуситов и корректируя «общую позицию». При этом А.Паттерсон отказалась приглашать их за официальный стол переговоров, но, разумеется, прекрасно знала об их незримом присутствии. Бывший лидер НДРЙ Али Насер Мухаммед, проживающий сейчас в эмиграции в Каире, и руководитель «Народной мобилизации на независимость Юга» Алауи бен Абдуллах также негласно присутствовали в этот момент в Маскате, общаясь как с собственно участниками переговоров, так и кулуарно с американцами и иранцами. Основным переговорщиком со стороны КСА был принц Мухаммед бен Наеф, который в Маскат не приехал, но получал всю информацию в режиме «он-лайн» от министра иностранных дел Омана Юсуфа бен Алауи бен Абдуллаха. При этом сами хоуситы в лице Салиха аль-Самада, помимо иранцев, активно консультировались в процессе переговоров и с ответственным за «йеменское досье» в ливанской «Хизбалле» Халилем Юсефом Харбом. Таким образом, в той или иной степени присутствовали все задействованные в нынешних йеменских событиях игроки. Нежелание американцев и саудитов открыто признавать их, в том числе А.А.Салеха мало что меняет по сути, кроме того, что при любых вариантах развития ситуации бывший президент Йемена останется для Эр-Рияда «мишенью номер один». Американцы в данном случае лишь в большей степени подыгрывают саудитам, стараясь их лишний раз не раздражать.

В ходе общих переговоров была выделена отдельная площадка для переговоров между представителями ЦРУ США и их иранскими коллегами из VEVAK в отношении освобождения пяти американских заложников в Йемене. Их очень «вовремя» похитили, дабы иметь дополнительный рычаг воздействия на переговорный процесс. Степень влияния иранцев на происходящие в Йемене процессы можно оценить по степени прогресса на этих консультациях. Один из заложников Кассе Комб был освобожден как раз под занавес переговоров, а остальные четыре, видимо, остаются в качестве «инструмента влияния» для женевского раунда. Саудитов «уговаривали» смягчить свою позицию тоже своеобразно: запустили ракету СКАД по одному из саудовских населенных пунктов на границе. Даже, несмотря на то, что она была перехвачена, сам факт вызвал в Эр-Рияде панику. При этом абсолютным вымыслом оказались утверждения саудитов о полном уничтожении арсеналов СКАД, которые были ранее захвачены хоуситами. Видимо, на этой почве после объяснений у короля Сальмана и его сына министра обороны Мухаммеда бен Сальмана, у уже бывшего командующего ВВС КСА приключился инфаркт.

В любом случае многие эксперты сходятся во мнении, что прорывов на переговорах в Женеве ожидать не приходится. Это будет скорее раунд «по сближениям позиций» сторон, нежели чем выход на реально работающие договоренности. Но при этом дальнейшее продолжение конфликта в Йемене для саудитов уже малоэффективно и чревато все большими рисками как военного, так и политического характера. В данной ситуации им надо «спасать лицо», а это подразумевает грозную риторику, неуступчивость и попытки набрать себе лишних «плюсов» по итогам переговоров, дабы подтвердить свое реноме «регионального тяжеловеса».

 

52.32MB | MySQL:103 | 0,453sec