Итоги парламентских выборов в Турции: первая реакция бизнес-сообщества

Воскресным вечером, 7 июня текущего года, после обнародования предварительных итогов выборов в Парламент (Меджлис) страны стало ясно, что Турецкая Республика вышла из того, что тренеры личностного роста именуют, «зоной комфорта». Считается, что именно такого рода шаг «в неизвестность», как никакой другой, способствует переходу на новый уровень развития.

Тринадцать лет монопольного пребывания во власти Партии справедливости и развития (ПСР) проходили, по сути, под двумя ключевыми лозунгами.

Лозунг первый – внутриполитическая стабильность, достигнутая впервые после многих лет правления коалиционных правительств, не отмеченных большими достижениями для страны, ни в сфере экономики, ни в сфере политики, как внутренней, так и внешней.

И, лозунг второй — преодоление, через проведение в жизнь пакета либеральных реформ, экономических кризисов конца двадцатого – начала двадцать первого века и обеспечение устойчивого и динамичного роста страны.

Естественно, что правящей ПСР на уровне официальной идеологии ставился знак равенства между первым и вторым, то есть между устойчивым однопартийным правлением и достижениями в сфере экономики. При наличии, до последнего времени, в принципе, обоих компонентов, сомнения оппозиции по поводу корректности арифметического знака между ними до сих пор смотрелись не слишком убедительно.

Однако, заключительные месяцы каденции Меджлиса 24-го созыва и работы 62-го правительства ознаменовались падением темпов экономического роста, ростом инфляции и безработицы, а также ослаблением курса национальной валюты по отношению к евро и доллару. Отсутствие единого мнения в руководстве страны относительно причин наблюдаемого спада и, что самое главное, путей его преодоления и дальнейшего экономического курса страны, не ускользнуло от внимания общественности. Ожесточённые споры между президентом страны Р.Т.Эрдоганом и экономическим блоком правительства, включая премьер-министра страны А.Давутоглу, помощника премьера по экономическим вопросам А.Бабаджаном и главу Центрального банка Э.Башчи, стали достоянием гласности.

В итоге, правящая партия утратила возможность «бравировать» экономическими успехами в ходе предвыборной кампании. Хотя и не изменила своё позиционирование перед избирателями в качестве партии – «Золушки», делающей дело, выбрав в качестве лозунга «Они говорят – мы делаем!». ПСР поставила во главу угла дальнейшее обустройство страны, в частности, через реализацию масштабных инфраструктурных проектов, которые дала отдельным списком к своему предвыборному манифесту. Однако, возвращаясь к упомянутому выше уравнению «однопартийное правительство = экономический рост» и трезво оценивая текущую ситуацию, можно выразиться словами детской считалочки: «А», то есть «экономический рост», всё-таки, «упало».

Теперь, что касается однопартийного правительства. Предварительные итоги выборов 7 июня, которые вряд ли претерпят значительную коррекцию к своему официальному оглашению на предстоящей неделе, показали что и «Б пропало». 258 депутатских мандатов, плюс – минус один – два мандата, не дают возможности Партии справедливости и развития сформировать однопартийное правительство, без внешней поддержки какой-либо из политических сил, также прошедших в Меджлис.

Ещё не «остыли» избирательные урны, как партии-участницы и сторонние наблюдатели начали чертить различные геометрические фигуры «на песке» через одну, две, три и четыре точки, обозначающих, разумеется, возможные варианты коалиций между Партией справедливости и развития, Народно-республиканской партией (НРП), Партией националистического движения (ПНД) и Демократической партией народов (ДПН). Складывая при этом в различных комбинациях магические цифры 258, 132, 80 и 80 возможных депутатских мандатов каждого из упомянутых движений, в порядке их упоминания. Существенные ограничения на количество возможных комбинаций и форму «загогулин» сразу начали накладывать так называемые «красные линии», которые Партии начали сразу прочерчивать вокруг себя, клятвенно обещая, хоть и быть конструктивными, но никогда и ни под каким видом их не пересекать. В общем сплошное «поднимите мне веки!».

Однако, довольно быстро выяснилось, что на «трубе», был кто-то третий и его голос прозвучал, во-первых, сразу, а, во-вторых, отчетливо. Турецкий бизнес, следуя логике считалочки обозначим — «И», устами глав крупнейших бизнес-ассоциаций, а также представителей наиболее влиятельных холдингов, буквально на следующий день определённо высказался за необходимость возвращения, и как можно быстрее, к «нормальной жизни» с рабочим коалиционным правительством и, чтобы «никаких гвоздей», то есть досрочных выборов.

Приведём несколько характерных цитат.

Начнём с влиятельного Комитета по внешнеэкономическим связям, курирующего всю систему двусторонних деловых советов Турции. С момента своего образования DEİK представлял собой автономную частную инициативу, но год назад в приказном порядке был переподчинён Министерству экономики. За свои заслуги во главе Комитета был поставлен небезызвестный, теперь уже бывший глава Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей (MÜSIAD), Омер Джихад Вардан. Цитата:

«…В качестве делового сообщества мы надеемся, что будет сформировано настроенное на долгосрочные цели правительство, которое приступит к своим обязанностям с тем, чтобы на новом этапе успехи, достигнутые Турцией к сегодняшнему дню, были продолжены, начатые проекты завершены, запланированные проекты начаты. Турция во вновь избранном Парламенте должна сфокусироваться на решении социальных проблем и на экономической повестке перед лицом вызовов, в особенности, порождённых региональными рисками. Достижения нашей страны в последние годы являются результатом уверенности и стабильности. При наличии в ближайшем географическом соседстве с нами, особенно на севере и на юге, очагов нестабильности, мы не должны допустить возникновение дополнительной нестабильности уже внутри самой страны. Турция не может терять время. Все должны работать на благо государства. Мы, в свою очередь, надеемся на то, что на новом этапе будет создана атмосфера доверия, способствующая продолжению инвестиций, и на дальнейшие структурные реформы…».

Пресс-релиз Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (TÜSIAD), объединяющей крупнейшие национальные корпорации и, вообще говоря, имеющей в последние годы довольно неровные отношения с действующим руководством страны и правящей партией, в частности, гласит:

«… Каждые выборы, каждый обновлённый Меджлис – возможность для укрепления демократии. Судя по итогам выборов, избиратели не отдали какой-либо из партий большинства, позволяющего сформировать однопартийное правительство. В этой связи мы хотим, чтобы наши партии, основываясь на предписываемой демократией культуре консенсуса, сплотились бы вокруг интересов страны. Мы рассчитываем, что с новым парламентом и правительством, которое будет сформировано, при вкладе и поддержке всех заинтересованных сторон, будут укрепляться демократия страны и принцип верховенства закона…».

Обратимся к словам главы Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей (MÜSIAD) Наила Олпака. Напомним, что MÜSIAD позиционирует себя как союз представителей анатолийского бизнеса, в прошлом «затёртого на задворки» экономической жизни страны крупными игроками (читай, «тюсиадовцами»). На протяжении десятилетия Партия справедливости и развития не скрывала своих симпатий и поддержки именно этой деловой ассоциации. Итак, Наил Олпак:

 

 

«… Даже если не считать стиль, использованный партиями в ходе выборов, приемлемым, в качестве самого большого достижения этих всеобщих выборов следует рассматривать их мирный ход, голосование в обстановке праздника мира и демократии, а также зрелое восприятие результатов. В качестве бизнес-сообщества, наше самое большое желание и необходимость – обеспечение покоя, безопасности и позитивной стабильности, продолжение усилий по дальнейшему развитию. Мы ожидаем, что правительство, которое будет сформировано на основании общественного согласия и исходя из парламентской арифметики, не потеряет импульса развития, продолжающегося вплоть до сегодняшнего дня, не будет отрицать имеющихся достижений, а подготовит программу и приступит к её реализации. Экономика Турции в настоящее время достаточно сильна, чтобы не попасть под воздействие политических колебаний. В качестве сообщества MÜSİAD, мы уважаем выбор нашего народа, поздравляем все политические партии и желаем, чтобы на пути к формированию нового правительства была продемонстрирована максимальная аккуратность, с учётом оценки полученных результатов и с осознанием политической ответственности…».

Не забывая про тому, «кому на Руси жить хорошо», то есть в Турецкой Республике, невозможно не обратить внимание на пресс-релиз Ассоциации турецких строительных подрядчиков:

«… Мы надеемся, что новый парламент, сформированный на основе самого важного компонента развитых демократий – культуры компромисса, пойдет в направлении интересов страны. С экономической точки зрения неопределённость формирует непростую обстановку. В атмосфере единства и компромисса, для покоя и развития Турции, должна быть создана необходимая синергия. В настоящее время в глобальном масштабе политика и экономика переплетаются и влияют друг на друга. Мы, в свою очередь, будучи отраслью – локомотивом Турции продолжим делать своё дело. Мы будем ещё больше работать с тем, чтобы по ежегодному объёму выполняемых турецкими строителями за рубежом подрядных работ достичь отметки в 100 млрд. долл., а также для дальнейшего роста нашего влияния на международной арене…».

Завершим данный, предельно краткий, обзор позиции турецкого бизнес-сообщества по итогам прошедших всеобщих выборов, цитатой главы Турецкого союза палат и бирж Рифата Хисарджыклыоглу:

«… В ситуации, когда глобальная экономическая обстановка полна неопределённостей, появление внутри нас собственной неопределённости не создаст положительного эффекта для нашей страны. Мы можем преодолеть все наши проблемы лишь только не забывая, что мы все — в одной лодке, работая на основе компромисса в диалоге и здравом смысле. Мы ожидаем, что в предстоящий период все правильно поймут сообщение, направленное народом, и будут, в первую очередь, исходить из интересов страны…».

Как видно из приведённых выше цитат, турецкий бизнес занервничал, надо сказать небезосновательно, и настаивает на необходимости достижения компромисса между политическими партиями страны и формирования коалиционного правительства.

Отметим, что во вторник, 9 июня, первые полосы турецких газет буквально «трубили» о колоссальном масштабе понесенных страной потерь после оглашения итогов парламентских выборов. Последние, вместо того, чтобы принести стране долгожданную определённость (согласимся, трое выборов подряд, в местные органы власти, президентские и парламентские выборы, любой стране выдержать непросто), ещё больше всё запутали. Не выборы, а просто какое-то стихийное бедствие, ну, или новогодние праздники в РФ.

Отмеченные падение курса национальной валюты, и без того «просевшей» в последние месяцы по отношению к доллару и к евро, ещё на 5%, падение индексов на стамбульской бирже на 8,15%, рост процентной ставки рефинансирования до 10,5%, были пересчитаны наблюдателями в миллиарды турецких лир потерь. Скажем, влиятельное издание «Takvim» оценило всё «на круг», включая потери биржевой стоимости компаний, курсовые потери реального сектора экономики, рост государственного долга, эффект от роста процентной ставки, рост внешнего долга банков, в астрономическую цифру — 82 млрд турецких лир.

Если копнуть чуть глубже, то можно увидеть инициированные и «зависшие» по тем или иным причинам масштабные инфраструктурные проекты, крупные подрядные торги, на которые был объявлен мораторий, притормозившую приватизацию, вставшие проекты государственно-частного партнёрства и так далее. Скажем прямо, не надо думать, что только «Турецкий поток» с «Аккую» «подвисли».

Оценивая ситуацию в целом, жизнь бизнеса, в растянувшийся почти на полтора года выборный период, замерла, а пульс стал «нитевидным». И выборы уже прошли, и явка высокая. Ну что делать, грядут перемены, пойдет передел зон влияния, ближнему кругу придётся подвинуться (главное, после дела «17-25 декабря» не «присесть»). Но жизнь-то продолжается и она –  в целом, прекрасна. А тут бизнесу с высоких трибун начали рассказывать про какие-то «красные линии» и про то, кто с кем в одну «песочницу» или ещё куда, ни при каких обстоятельствах, не сядет. Есть от чего «озвереть».

В общем, к пятнице 12-го июня «красные линии» начали потихоньку стираться и терять определённость. Столичный политический трафик постепенно набирает обороты и маховик межпартийного торга раскручивается. Даже то, что начало вырываться наружу в публичное информационное пространство, даёт огромный пласт пищи для обсуждений и прогнозов.

Завершая данную статью, резюмируем: турецкому бизнесу нужен возврат к политической стабильности и нормальные условия работы. Риски слишком велики, чтобы он бесстрастно взирал на разворачивающиеся внутриполитические баталии. С учётом того влияния, которые бизнес-институты имеют в стране, политикам, как минимум, будет непросто их игнорировать. В этих условиях политические партии, вряд ли, окажутся в состоянии прямо отказаться от диалога с оппонентами. Отказ от сотрудничества может быть лишь исполнен в форме «итальянской забастовки» с разведением руками и обвинениями контрагентов в отсутствии конструктива. Категоричный отказ может прозвучать только в том случае, если будут затронуты перспективы политического выживания, как такового. В нынешних условиях по-настоящему красная линия имеется только у президента страны Р.Т.Эрдогана и у правящей Партии справедливости и развития. Остальные могут и «подвинуться»…

55.71MB | MySQL:116 | 0,676sec