Израильский отчет о правовых и фактологических аспектах операции «Нерушимая скала»

В ожидании публикации итогового документа специальной комиссии СПЧ ООН, созданной для расследования действий сторон конфликта во время прошлогодней операции «Нерушимая скала», внешнеполитическое ведомство Израиля представило собственный отчет об анализе событий, имевших место в секторе Газа летом 2014 г. Он стал итогом совместной работы министерств иностранных дел и юстиции, Совета национальной безопасности и ЦАХАЛа под руководством канцелярии премьер-министра. Основной задачей, возложенной на документ руководством страны, стала необходимость пролить свет на фактологические и правовые аспекты действий участников противостояния, подробнее рассказать о причинах, побудивших их к тем или иным действиям, а также описать шаги Израиля, направленные на соблюдение принципов международного гуманитарного права.

На брифинге, созванном 14 июня 2015 г. в связи с обнародованием документа, выступили заместитель главы внешнеполитического ведомства страны Ц.Хотовели, генеральный директор МИД Д.Голд, а также эксперты, работавшие над текстом. Не углубляясь в детали отчета, заместитель министра иностранных дел отметила, что основным его содержанием является «правда», а также подчеркнула, что стремление ее выяснять свидетельствует, что израильское государство и общество готово жить, руководствуясь принципами защиты прав человека и верховенства закона. Также в своем заявлении Ц.Хотовели привела цитату экс-президента Верховного суда Израиля А.Барака, довольно часто используемую послом государства в ООН Р.Просором, о том, что демократии противостоят терроризму, имея одну руку связанной. При этом она дополнила ее, сказав, что международное право стремиться связать Израиль по обеим рукам[i].

Д.Голд, в свою очередь, сосредоточился на контексте подготовки самого отчета и действий израильской армии во время конфликта. Характеризуя первый, он много говорил о комиссии СПЧ ООН, созданной для расследования итогов противостояния лета 2014 г., а также о причинах отказа Израиля от сотрудничества с ней. Анализируя контекст действий ЦАХАЛа, Д.Голд стремился подчеркнуть, что Израиль делал даже больше того, что предписывает международное право в области защиты гражданских лиц[ii]. Таким образом, оба представителя внешнеполитического ведомства в некоторой степени вышли за рамки простой презентации документа, стремясь подчеркнуть точность опубликованных фактов, верность оценок и профессионализм составителей. В этом шаге читается не столько изложение собственной израильской версии событий годичной давности, а, скорее, попытка нанести упреждающий удар по аналогичному итоговому отчету, который будет опубликован специальной комиссией ООН в скором времени. Столь явные усилия на этом направлении сделали восприятие документа в СМИ страны не совсем удачным, что может оказать влияние и на его оценку международным сообществом. Наконец, своего рода завершающим штрихом в формировании вокруг отчета информационного фона стало заявление Б.Нетаньяху на состоявшемся в тот же день еженедельном заседании кабинета министров. В нем премьер-министр подчеркнул, что те, кто хочет знать правду о событиях лета 2014 г. должны читать израильский документ, а те, кто стремятся голословно обвинять во всем Израиль, могут «тратить время» на прочтение отчета СПЧ ООН[iii]. В этом высказывании прослеживается стремление Б.Нетаньяху вписать сложившуюся ситуацию в так называемую «кампанию по очернению Израиля», о которой политик в последнее время часто упоминает.

Анализируя текст почти 270-страничного документа, действительно, обращает на себя внимание тщательная проработка его авторами многих деталей. Отчет включает в себя 7 частей, 2 карты с изображением территории Израиля и Сектора Газа, а также приложение о жертвах конфликта из числа палестинцев. Более того, документ содержит значительное число фотоматериалов, а также таблицу, в которой обозначены объявленные дни прекращения огня и случаи их нарушения[iv]. Отдельного упоминания заслуживает весьма обширный круг источников, на которые опирались составители. В нем обнаруживаются материалы ресурса Avalon Project, относящегося к Йельскому университету, документы ООН, ЕС, «Международной амнистии», а также различных государств, включая Австралию, Испанию, Новую Зеландию и Японию. Кроме того, приводится большое количество ссылок на СМИ, среди которых иранский Alalalam, египетский Al-Ahram, Al Jazeera, Guardian, Telegraph, Newsweek и многие другие. Впрочем, основным источником при изложении фактологической информации все же стали собственно израильские публикации, сделанные МИДом, ШАБАКом, ЦАХАЛом, Haaretz, Jerusalem Post, Times of Israel, Israel Today, а также ресурсом Palestinean Media Watch. Таким образом, при общей репрезентативности источниковой базы отчета, отражающей готовность опираться на сведения, публикуемые не всегда дружественными источниками, при его прочтении не остается сомнений, что в центре внимания именно израильский взгляд на события.

Наконец, рассматривая документ в целом, следует  отметить желание его авторов как можно четче представить методологию проведенных исследований и механизм, в соответствии с  которым в Израиле ведется расследование случаев нарушения норм международного гуманитарного права. Первое наиболее четко прослеживается на примере уже упоминавшегося приложения. В соответствующем разделе говорится о том, что для выделения участников вооруженного противостояния из общего числа жертв с палестинской стороны проводился подсчет данных, опубликованных источниками ХАМАСа, палестинской администрации, а также информации, появлявшейся в социальных сетях. Затем для уточнения деталей была сделана сверка сведений о мужчинах в возрасте 16-50 лет в базах данных израильских специальных служб и сравнение сведений о погибших с информацией о ходе боевых действий[v]. Исходя из этого израильской стороной было установлено, что из общего числа погибших (2125 чел.) 44% относятся к участникам боевых действий, 36% являются представителями мирного населения, а причастность к вооруженному противостоянию 20% пока предстоит выяснить[vi]. Для сравнения, сведения, публикуемые различными источниками, представляющими палестинскую сторону, указывают, что количество погибших мирных жителей  в среднем насчитывает 70% от общего числа убитых в конфликте.

В том, что касается особенностей расследования случаев нарушения норм международного гуманитарного права в Израиле, подробно описывается система, сложившая в стране. При этом особый акцент сделан на работе т.н. «Комиссии Туркеля», занимавшейся разбором случая с «Флотилией свободы» и попутно установившей соответствие израильских норм расследования международным. С одной стороны, стремление сделать работу экспертов в нынешней ситуации как можно более прозрачной, следует оценить положительно. Израиль, характеризуя международно-правовую составляющую противостояния с ХАМАСом, пытается действовать соответственно, а именно подкрепляя свою позицию фактами и доказательствами, а не голословными заявлениями. С другой стороны, столь явная отсылка к схожему случаю, вызвавшему весьма противоречивую реакцию, не добавляет документу доверия со стороны СМИ и международного сообщества. Отчет, изначально сталкивающийся с недоверием по причине того, что отражает итоги национального расследования конфликта, имевшего международный резонанс, в этом случае теряет еще несколько очков в борьбе за продвижение положительного образа страны.

Характеризуя содержание документа, также обращает на себя внимание обилие деталей и стремление как можно подробнее описать события, предшествовавшие вспышке насилия. К примеру, рассмотрение истории ХАМАСа начинается с 1988 г., статистика израильтян-жертв терактов, совершенных этой и другими организациями приводится с 2000 г., детальный анализ строительства тоннелей прослеживается с 2001 г. Отдельно в тексте проанализированы 3 фазы проведенной операции «Нерушимая скала». Суть данного документа в уже упоминавшемся выступлении раскрыл Д.Голд, отметив, что в отчете представлены «две истории» (ХАМАСа и Израиля) без попытки сравнивать их[vii]. Надо признать, что в данной ситуации уход от аналогий можно считать правильным шагом. Так составители документа обозначили стремление продемонстрировать свое видение событий, а не углубляться в сравнение себя с противником, прежде всего, в области понесенных потерь. В этом, пожалуй, израильский подход к анализу итогов новых витков противостояния в корне отличается от палестинского. В том, что касается оценки законности действий ЦАХАЛа, израильтянам также удалось выявить 2 ключевых компонента, позволяющих судить о правомерности шагов, предпринимавшихся израильской армией летом 2014 г. Состоят они в том, что вспышка насилия характеризовалась, с одной стороны, противостоянием государства и т.н. негосударственного актора, заведомо не подчиняющегося нормам  международного права[viii]. С другой стороны, боевые действия, развернувшиеся в густонаселенных районах, стали причиной столь высокого количества жертв. В результате израильской стороне фактически удалось доказать несоответствие решений ХАМАСа таким принципам международного гуманитарного права как защита жертв войны и гражданских объектов. Более того, ситуация с тоннелями, проложенными из сектора Газа на территорию Израиля, по-новому ставит вопрос об ограничении методов ведения войны. Впрочем, эти пусть и весьма резонные выводы имеют меньше шансов на то, чтобы быть воспринятыми, поскольку содержаться не в отчете какой-либо международной структуры, а в документе, подготовленном одной из сторон противостояния.

Таким образом, подводя итог рассмотрению израильского отчета о расследовании конфликта в Газе летом 2014 г., можно говорить о том, что его составители справились с двумя обозначенными целями: как можно полнее изложить факты операции «Нерушимая скала», а также оценить ее итоги в правовом поле. Представленный документ способен стать важным и нужным источником информации для специалистов. Однако для того, чтобы увидеть достоинства указанного отчета, необходимо желание полностью и беспристрастно ознакомиться с 270-страничным текстом, подробно раскрывающим израильскую версию событий. Эта задача под силу экспертам, но насколько данный текст заинтересует международное сообщество и, прежде всего, власти государств, которые, по словам Б.Нетаньяху, ведут кампанию по «очернению Израиля», сказать сложно. Как следствие, задача изменения общественного мнения о стране в связи с операцией «Нерушимая скала» для данного отчета может оказаться трудновыполнимой, хотя, судя из высказываний, сделанных в день представления текста, именно она считалась одной из приоритетных.

[i] Подробнее см.: Deputy FM Tzipi Hotovely’s Press briefing on Israeli Report on the 2014 Gaza Conflict. 14.06.2015. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 14.06.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Briefing-on-publciation-of-Israeli-Report-2014-Gaza-Conflict-14-Jun-2015.aspx

[ii] MFA Director General Dore Gold Presents Israeli Report on the 2014 Gaza Conflict 14.06.2015. 14.06.2015. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 14.06.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Briefing-on-publciation-of-Israeli-Report-2014-Gaza-Conflict-14-Jun-2015.aspx

[iii] Cabinet communique 14.06.2015. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 14.06.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Cabinet-communique-14-June-2015.aspx

[iv] The 2014 Gaza Conflict: Factual and Legal Aspects. State of Israel. May, 2015. С. 212. URL: http://mfa.gov.il/ProtectiveEdge/Documents/2014GazaConflictFullReport.pdf

[v] Там же. С. А-9 – А-10.

[vi] Там же. С. А-11.

[vii] MFA Director General Dore Gold Presents Israeli Report on the 2014 Gaza Conflict 14.06.2015. // Israel Ministry of Foreign Affairs. 14.06.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Briefing-on-publciation-of-Israeli-Report-2014-Gaza-Conflict-14-Jun-2015.aspx

[viii] The 2014 Gaza Conflict: Factual and Legal Aspects. State of Israel. May, 2015. С. 3. URL: http://mfa.gov.il/ProtectiveEdge/Documents/2014GazaConflictFullReport.pdf

52.34MB | MySQL:103 | 0,448sec