Ликвидация М.Бельмохтара в Ливии

Международно признанное правительство Ливии в Тобруке официально подтвердило гибель 14 июня с.г. в результате авиаудара по г.Адждабия печально известного полевого командира джихадистов Мохтара Бельмохтара. Интересно, что последний ассоциируется экспертами как лицо, аффилированое с «Аль-Каидой», между тем, как в вотчине известного племенного шейха И.Джадрана Адждабиии в принципе базируются группы, которые недавно присягнули на верность «Исламскому государству» (ИГ). О, мягко говоря, напряженных отношениях между «Аль-Каидой» и ИГ в нынешней Ливии много сказано. Из этого сделаем вывод о том, что деление местных исламистов на сторонников того или иного течения носит во многом условный характер, и обуславливается в основном позицией внешних финансовых спонсоров этих групп, а не их личной идеологией. Сам М.Бельмохтар «погибал» уже много раз и об этом в самом недалеком прошлом неоднократно заявляли силовики Алжира и Мали. Чадцы официально объявили в марте 2013 года о том, что им удалось ликвидировать этого террориста на севере Мали. В марте 2015 года появились данные о том, что Бельмохтар был отравлен и умер. Таким образом, информация о его «нынешней смерти» также может быть сильно преувеличена. По крайней мере, анонимные источники из числа исламистов в Ливии не подтверждают пока его гибели. Интересным остается только один факт — это начало использования американцами своей авиабазы в Алжире, против чего долгое время выступали алжирские военные. Сам М.Бельмохтар приобрел широкую известность после резонансной атаки в январе 2013 года на завод по сжижению газа в алжирском Ин Аменасе, который он организовал из соседней Ливии. По сути Бельмохтар является «свободным абреком», который не брезгует подряжаться на любую «халтуру». Естественно, не бескорыстно. Та же атака на Ан Аменас имеет очень «мутный шлейф», начиная от попыток неких сильных фигур в Ливии убрать конкурентов и расчистить площадку для контрабандной ливийской нефти, и заканчивая грязной игрой частных западных охранных фирм в конкурентной борьбе за подряды. В любом случае, согласитесь, все эти мотивы далеки от идеалов чистого джихада. Сам Бельмохтар действует на широком операционном поле, фактически на всей зоне Сахеля, где имеет ряд стационарных баз. Но пока он не «посещал» Нигер и Мавританию, видимо, предпочитая действовать на хорошо изученной им территории.

М.Бельмохтар долгое время воевал в Афганистане, куда попал еще в 1991 году. По некоторым данным, проходил тренировки в лагерях «Аль-Каиды» в Халдане и Джелалабаде. Его считают жестким приверженцем идеологических установок «Аль-Каиды». В частности, широко известен его разрыв с «Аль-Каидой исламского Магриба» (АКИМ) в силу разногласий по чисто идеологическим причинам. Прежде всего, по причине приверженности Бельмохтара идеологии наднациональной природы джихада, в отличие от АКИМ, которая в качестве приоритета рассматривает национальные интересы. Некоторые эксперты в этой связи указывают на то, что атака на Ин Аменас, произошедшая через месяц после этого раскола, должна была продемонстрировать приоритет в выборе целей для Бельмохтара именно на «наднациональные цели» международных нефтяных корпораций. По нашей оценке, в данном случае мы наблюдаем лишь демонстрацию своих возможностей и своеобразную «визитную карточку» для радикалов в качестве самостоятельной силы. Кроме того, была элементарная попытка сорвать приличный куш от заказчиков этой акции и тем самым получить финансовый резерв для разворачивания своей собственной сети в районе Сахеля. Ни один крупный теракт не проходит без соответствующего заказа и соответствующей оплаты его. А пакистанская (по месту нахождения руководства) «Аль-Каида», как мы знаем, давно перевела свои филиалы на самофинансирование. Это означает, что заказчика надо искать в районе Магриба или другом месте. И идеологические разногласия с АКИМ здесь имеют мало значения, поскольку тот же Бельмохтар просто не договорился с алжирской АКИМ о разделе сфер влияния в контрабандном бизнесе и доли от выкупа, полученного за иностранных заложников. Удар по нефтегазовой инфраструктуре Алжира, таким образом, надо расценивать как удар по престижу алжирских силовиков, а через них бумерангом по руководству АКИМ, которое негласно гарантировало неприкосновенность «дойной коровы» алжирского бюджета.

После серьезных потерь в результате действий алжирских силовиков после своей резонансной атаки Бельмохтар в 2013 году примкнул с туарегской группе «Движение за единство и джихад в Западной Африке» (позднее – «Аль-Мурабитун»), которая также в свое время отделилась от АКИМ именно в силу разногласий в отношении дележа прибыли от контрабанды и выкупа заложников. В мае с.г. глава этой группировки Аднан Абу Валид Сахрауи присягнул на верность ИГ. И Бельмохтар вновь сменил ориентир и якобы остался верен идеалам «Аль-Каиды». Это официально (он примкнул к группе «Шура моджахедов») , но как мы уже говорили, его пребывание в Адждабии этот факт подвергает серьезному сомнению. Некоторые эксперты в этой связи говорят о том, что его визит в Адждабию, которая находится гораздо севернее районов его традиционного пребывания, мог быть вызван фактом переговоров между условно просаудовскими («Ансар аль-Шариа», «Шура моджахедов») ливийскими группировками и прокатарскими группами в лице сторонников ИГ с целью заключения перемирия. В этой связи никакого авиаудара могло и не быть, а Бельмохтар мог быть убит своими партнерами по переговорам в лице сторонников ИГ (Доха тем самым послала сигнал в Эр-Рияд о своем отношении к такого рода компромиссам), либо людьми И.Джадрана, который увидел в этих попытках негативный для себя момент по перекройке существующей схемы контрабанды ливийской нефти. А именно этим совместным бизнесом объясняется присутствие ИГ в Адждабии, хотя формально И.Джадран и присягнул на верность Тобруку. Который, кстати, и заявил официально о гибели «в результате воздушного удара американцев Бельмохтара», тем самым надежно прикрыв своего союзника И.Джадрана от возможной причастности к его ликвидации.

52.19MB | MySQL:103 | 0,503sec