Пакистан: споры вокруг смертной казни

В середине июня 2015 г. Европейский союз выразил озабоченность руководству  Пакистана  в связи с  увеличением числа приведения в исполнение судебных решений о смертных казнях; одновременно Брюссель потребовал от Исламабада  восстановить мораторий на смертную казнь в полном объеме и призвал уважать все международные обязательства.

«Приговоры приведены  в исполнение только в отношении лиц, которые участвовали  в чудовищных преступлениях», — заявил в ответ представитель МИДа Пакистана  Кази Халилуллах. «Пакистане нарушает международные законы»,- добавил он.

17 декабря 2014 г. премьер-министр Наваз Шариф  отменил мораторий  на смертную казнь.   Всепартийная конференция поддержала решение главы федерального правительства.     Это был ответ властей на дерзкое нападение 16 декабря 2014 г. боевиков Движения Талибан Пакистана/ ДТП на общеобразовательную школу в Пешаваре; в результате теракта погибли более  140 человек, большинство из которых учащиеся-подростки.

Далее, военный истеблишмент Пакистана настоял на введении военных трибуналов сроком на два года в отношении лиц, совершивших или подозреваемых в совершении террористических актов. Это неоднозначное решение  также было поддержано Все-партийной конференцией; иными словами все политические партии, представленные в Национальной ассамблее и провинциальных собраниях высказались за чрезвычайные меры при чрезвычайных обстоятельствах. 7 января 2015 г.  президент Исламской Республики Пакистан Мамнун Хусейн подписан законопроект, и в тот же день 21-ая поправка к конституции закрепила действие военных трибуналов (предусматривает смертную казнь).

Положение о смертной казни  — один из пунктов Национального плана действий, разработанный гражданскими и военными властями страны сразу же после теракта 16/12; его цель — борьба с угрозой террора. С апреля 2014 г.  федеральная армия Пакистана проводит военную операцию против боевиков в  агентствах пуштунских племен на границе с Афганистаном. В июне 2015 г.  по заявлению премьер-министра  Наваз Шарифа операция вступила в завершающую фазу.

Режим моратория на смертную казнь был введен в Пакистане в 2006 г. в период правления  генерала-президента П.Мушаррафа (1999 – 2008 гг.). Это был его ответ на требование  мирового сообщества об  ослаблении роли военных в управлении государством. Шаг был предпринят в преддверии  президентских (сентябрь 2007 г.) и позднее парламентских выборов (первоначально намеченных на январь 2008 г.)  в Пакистане.

С 2006 г., несмотря на режим моратория, суды различных инстанций выносили решения о смертной казни, но их исполнени откладывалось. Пакистанские СМИ писали, что по состоянию, например, на начало декабря 2014 г. суды Пакистана вынесли приговоры о смертной казни   522 осужденным. 11 из них были приговорены к смертной казни военными трибуналами; 465 осужденных из Панджаба, 14 из Синда, 30 из Хайбер-Пахтунхва и 13 из Белуджистана годами жили в ожидании исполнения приговора. 55 прошений о помиловании Министерство внутренних дел страны отклонило.

По состоянию на апрель 2015 г. приговоры о смертной казни были приведены в исполнение в отношении более 60 осужденных (через повешение)   Восстановление смертной казни, как неоднократно заявлял президент ИРП Мамнун Хусейн,  направлено на сдерживание терроризма.

Июньское 2015 г. обращение Брюсселя к Исламабаду с призывом отменить мораторий было не единственным. Еще в марте 2015 г. ООН выпустил пресс-релиз с призывом к Исламабаду отменить смертную казнь. Посол ЕС в Пакистане также неоднократно высказывал озабоченность по этому вопросу.

В августе 2010 г. Пакистан присоединился к Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП), а также Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

В оправдание  своих действий в вопросе смертной казни Исламабад обратил внимание Евросоюза на статью 6.1 МПГПП, которая гласит, что «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».  В то же время, продолжал Исламабад,  положение Статьи 6.2 МПГПП констатирует, что «В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом». «Наша конституция и правовая система предусматривает смертную казнь в рамках правовых параметров и справедливое судебное разбирательство», — заявил МИД Пакистана.

Евросоюз приберег запасной аргумент давления на Пакистан в вопросе восстановления смертной казни. В пакистанской прессе появились сообщения, что ЕС  может отозвать у Исламабада статус  GSP+.  В декабре 2013 г.  Евросоюз одобрил заявку Пакистана на получение указанного статуса, и она вступила в действие в январе 2014 г.  GSP+ это льготный доступ  пакистанских товаров на рынок  Евросоюза. Исламабад добивался  снижения пошлин или частичную отмену их с 2010 г. Объем товарооборота Евросоюза с Пакистаном в 2013 г., до начала действия режима  GSP+ составлял 8.35 млрд евро, что соответствовало примерно  20 процентам от общего объема торговли Пакистана.

Исламабад крайне встревожен  позицией Евросоюза по вопросу GSP+ для своей страны, подчеркивая  свое неукоснительное соблюдение международного права.

P.S.

В конце мая 2015 г.   поверенный в делах  Пакистана был вызван в Министерство иностранных дел в Каире в знак протеста против критики Исламабадом смертного приговора, вынесенного экс-президенту Египта  М.Мурси.  Заявления Пакистана в  поддержку    осужденного было рассмотрено как «вмешательство в ее внутренние дела, что бросало тень на отношения между двумя странами», — сказано в заявлении МИДа Египта. Соединенные Штаты, Европейский союз и Пакистан  осудили решение египетских властей о смертной казни.

52.19MB | MySQL:103 | 0,477sec