Позиции США в нефтегазовом секторе Ирака

Энергетические отношения между Ираком и США представляют особый интерес: ведь по мнению многих специалистов, именно желание взять под контроль иракские ресурсы сподвигло США начать в 2003 г. военную операцию против Саддама Хусейна. Были ли углеводороды основной целью американцев? Этому вопросу посвящено множество статей, книг, отчетов. В этой статье хотелось бы рассмотреть лишь фактическую информацию о том, как Соединенные Штаты развивали отношения с Ираком в области энергетики и каких результатов достигли к июню 2015 года.

Планы по реформированию иракского нефтегазового сектора после операции 2003 г.

Еще до вторжения в Ирак американское правительство заявляло о необходимости восстановления иракской энергетики, а также готовило специальные доклады, посвященные реформе энергетического сектора этой ближневосточной страны. Созданная в 2003 г. Временная коалиционная администрация стала первым органом, который должен был координировать деятельность по восстановлению Ирака. Сложно назвать удачной его попытку реформировать нефтяную промышленность. Изначально планировалась приватизация предприятий энергетического сектора, а также выход Ирака из ОПЕК. Об этом было подробно написано в программных документах США по восстановлению Ирака[i]. Однако через некоторое время ВКА отказалась от проекта. В итоге было принято решение предоставить право реформировать энергетический комплекс новым иракским властям. Как представляется, это объясняется тем, что США пришлось переключить внимание на вопросы безопасности, которые стали приоритетными в послевоенный период.

Реформами и восстановлением занимались многочисленные органы, специально созданные в США. Финансирование программ осуществлялось через Фонд помощи и реконструкции Ирака, учрежденный в 2004 г. Конгрессом. Основными строительными компаниями, работавшими над восстановлением энергетической инфраструктуры, были американские KBR (Kellogg, Brown and Root Inc.), Parsons Iraq Joint Venture, Bechtel Corp., Louis Berger Group, Washington Group Int. Все перечисленные корпорации — это инженерно-строительные и сервисные компании. Тот факт, что именно американцам достались наиболее крупные контракты по восстановлению, вызывал много споров. Особенно это касалось деятельности дочерней компании KBR — Halliburton, которую в свое время возглавлял Дик Чейни.

В качестве подрядчиков также постоянно привлекались иракские фирмы. Одной из дополнительных задач программы восстановления Ирака было повышение компетентности иракских руководителей, занятых в нефтегазовой отрасли.

База двусторонних отношений в энергетической сфере

Основным документом, определяющим двусторонние отношения между Ираком и США, является Стратегическое рамочное соглашение (Strategic Framework Agreement for a Relationship of Friendship and Cooperation between the United States and the Republic of Iraq). Оно было подписано в 2008 г. и охватывает различные области двустороннего сотрудничества: политику, экономику, безопасность, торговлю, и энергетику. В целом, в документе подчеркивается необходимость восстановления Ирака как региональной силы через усиление его институтов и экономики, реконструкцию его инфраструктуры. Секция 5 документа посвящена вопросам энергетики и экономики. Стороны подтверждают намерение сотрудничать с целью содействия развитию экономики Ирака, а главное — энергетического сектора; оказывать Ираку помощь в привлечении иностранных инвестиций в экономику, в том числе при помощи американских промышленных предприятий[ii]. По мнению иракской стороны, именно на базе этого документа необходимо выстраивать двустороннее сотрудничество. В 2013 г. Ирак заявлял о том, что договор исполняется недостаточно быстро и не в полной мере[iii]. В соответствии с соглашением, функционирует Высший координационный комитет США и Ирака. В рамках сессий комитета периодически проходят встречи на высоком и высшем уровнях между сторонами[iv].

Другими важными соглашениями в сфере энергетического сотрудничества являются:

  • Меморандум о понимании и сотрудничестве в сфере добычи и экспорта нефти, природного газа, электричества и защиты важнейших объектов инфраструктуры, подписанный в январе 2013 г.
  • Рабочий план по защите важнейшей энергетической инфраструктуры Ирака, принятый в марте 2013 г.

Ввиду нестабильной ситуации в стране в послевоенный период значительные усилия и средства американцы направляли на обеспечение безопасности на энергетических объектах. Кроме того, они активно занимались обучением иракских специалистов в самых разных областях: безопасность, экономика, управление и т.д. В 2012 — 2013 гг. в США прошли обучение 90 ведущих иракских инженеров нефтегазовой отрасли. Особое внимание США уделяли развитию электроэнергетики Ирака. Так, в отчете по результатам исполнения Стратегического рамочного соглашения, говорится об успехах в этой сфере. Вложив в сектор 5 млрд долларов, американцы за менее, чем десять лет, получили дополнительные 2 900 МВт выработки электричества (увеличение иракских мощностей на 40%). Американские специалисты также выступали в роли советников, проводя для представителей Министерства нефти специальные семинары и тренинги по международному арбитражу, налоговой политике, правовым вопросам, что способствовало успешному проведению международных тендеров 2009 — 2010 гг.[v]

В середине апреля 2015 г. состоялся официальный визит премьер-министра Ирака Х. аль-Абади в США. Событие широко освещалось в иракской прессе[vi]. Некоторые специалисты расценили визит как попытку США вернуть позиции в Ираке и вывести страну из-под влияния Ирана, которое значительно усилилось в период правления предыдущего главы правительства Н.аль-Малики. В рамках визита планировалось обсудить вопросы сотрудничества в военной, политической и экономической сферах[vii]. Вопросы энергетического сотрудничества не стали значимым предметом обсуждения[viii][ix]. 12 июня 2015 года США посетил глава Совета представителей Ирака С.аль-Джабури (суннит), который провел переговоры с президентом США, руководством Конгресса и некоторыми сенаторами. В основном речь шла, опять же, о помощи США в борьбе с «Исламским государством» и конфессиональных проблемах в Ираке[x].  Здесь хотелось бы отметить явно проявляющееся отличие повестки дня двусторонних отношений Ирака и США и отношений Ирака и Китая. Как в первом, так и во втором случае вопросом номер один на повестке дня двустороннего сотрудничества является борьба с ИГ в Ираке и Сирии. Тем не менее, в отличие от США, Китай во время двусторонних встреч всегда уделяет внимание обсуждению энергетического сотрудничества с Ираком, необходимости укрепления взаимодействия в нефтегазовой сфере, а также роста инвестиций в Ирак. США во время переговоров на высшем и высоком уровнях уделяют энергетике намного меньше внимания.

Американские нефтегазовые компании в Ираке

Для содействия американскому бизнесу в Ираке работают государственные агентства. Например, Корпорация частных зарубежных инвестиций (агентство при правительстве США). Основные энергетические компании, которые ведут деятельность в Ираке: ExxonMobil, Chevron, Hunt Oil, Aspect Energy, Hess, Murphy Oil Corp.

ExxonMobil стала первой американской компанией, получившей право на ведение деятельности в Ираке. В 2010 она выиграла право на разработку месторождения Западная Курна-1. Доля ExxonMobil — 60%, Royal Dutch Shell — 15%, иракской стороны — 25%.  Уже в октябре 2011 года компания, первой среди крупных международных корпораций, подписала шесть контрактов по добычи углеводородов с курдской автономией в Ираке. Этот шаг был расценен центральным правительством как незаконный. Как следствие — американская компания была исключена из числа участников в тендере на разведку и добычу газа на 12 участках юга Ирака. В 2013 г. Exxon, возможно, с целью диверсификации своих активов и снижения рисков, продала часть своей доли на Западной Курне-1 китайской PetroChina (25%) и индонезийской Pertamina (10%).

В 2014 г. в прессе появлялись сообщения о том, что ExxonMobil эвакуирует персонал с месторождений на юге (хотя они находятся вдали от региона активности ИГ), однако информация так и не была подтверждена. До начала связанного с «Исламским государством» внутреннего кризиса эксперты  заявляли о возможном полном выходе ExxonMobil из проекта Западная Курна-1. Сейчас, на июнь 2015 г. сложно говорить о планах правительства Ирака, как и самой компании. В случае ухода Exxon из проекта в центральном Ираке останется лишь одна американская компания Occidental Petroleum (Oxy). Она участвует в ранге младшего партнера в проекте Зубейр.  В целом, в ходе четырех международных тендеров на разработку и разведку нефтяных и газовых месторождений Ирака американцы получили лишь два контракта (в сравнении с семью китайскими контрактами и тремя российскими).

Более широкое присутствие американцы имеют в автономном Регионе Курдистан. Кроме ExxonMobil там ведут свою деятельность компании Chevron, Aspect Energy, Hess и другие, менее крупные компании. Они заключили контракты на-прямую с Региональным правительством Курдистана. В основном контракты предполагают разведку нефтяных и газовых месторождений. Можно предположить, что ставка американцев на инвестирование в курдскую автономию свидетельствует о том, что во главу угла компании ставят получение прибыли и снижение рисков. Ведь Регион Курдистан в последние годы активно позиционировал себя как «другой Ирак», более привлекательный для инвестиций, с четким законодательством и более стабильной ситуацией в сфере безопасности. Кроме того, Эрбиль  предлагает компаниям более выгодные условия контрактов, чем Багдад.

Интересно, что арабские журналисты усматривают в особой помощи США курдским формированиям в борьбе с ИГ именно желание США защитить активы своего бизнеса в Регионе Курдистан. Например, сирийский журналист телеканала «Аль-Джазира» замечает в своей статье от сентября 2014 г., что «очевидно, что под американскими интересами», которые Б. Обама собирается защищать в Ираке от действий ИГ, «подразумеваются нефтяные интересы и проекты американских корпораций», а также необходимость сохранения американского военного присутствия в Ираке»[xi].

Вывод

О контроле США над иракскими нефтегазовыми ресурсами можно было бы говорить, если бы американские компании имели значительные активы в Ираке, либо в случае, если бы в соответствии с первоначальными планами американцев, регулированием нефтегазовой отрасли Ирака занималась специальная организация, давление на которую могли оказывать из Вашингтона. Ни того, ни другого не наблюдается. Да, американцы играли и играют определенную роль в выстраивании и формировании иракских государственных институтов, они втянуты в борьбу с «Исламским государством», они оказывают некоторую гуманитарную помощь Ираку, поставляют оружие и тренируют иракских военнослужащих. Однако, все это не дает оснований говорить о том, что США имеют какие-либо преференции в нефтегазовом секторе Ирака. Наоборот, позиции американских компаний выглядят довольно слабыми. Азиатский и европейский бизнес безоговорочно опережает американский по количеству проектов, объему инвестиций в них и показателям добычи. Компании из США не пользуются особыми преференциями со стороны иракского правительства, о чем свидетельствует жесткая позиция Багдада по отношению к компаниям ExxonMobil и Chevron. Более того, в последние годы объемы экспорта иракской нефти в США постоянно падали. Они снизились на 30% по сравнению с показателями 2005 г., составив, в 2014 г. порядка 350 тыс. баррелей в день. Всего в США направляется 14% иракской нефти.

 

[i]                       Ariel Cohen, “The Road to economic prosperity a Post-Saddam Iraq”, Heritage Foundation Report, March 5, 2003 // Jonh Ehrenberg The Iraq Papers, Oxford University Press, 2010 https://books.google.ru/books?id=AyQRB6Iov70C&printsec=frontcover&hl=fr#v=onepage&q&f=false

[ii]                      Strategic Framework Agreement for a Relationship of Friendship and Cooperation between the United States of America and the Republic of Iraq http://photos.state.gov/libraries/iraq/216651/US-IRAQ/us-iraq-sfa-en.pdf

[iii]                     Интервью посла Ирака в США Лукмана аль-Фили [араб.] // Газета аль-Иттихад от 09.07.2013 http://www.alitthad.com/News_Details.php?ID=2769  

[iv]                     Readout of the U.S.-Iraq Higher Coordinating Committee Session Chaired by Vice President Biden and Iraqi Prime Minister Al-Abadi // Пресс-релиз Белого дома от 16.04.2015 https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/04/16/readout-us-iraq-higher-coordinating-committee-session-chaired-vice-presi

[v]                      The United States of America and the Republic of Iraq Strategic Framework Agreement Bulletin  http://photos.state.gov/libraries/iraq/216651/US-IRAQ/2011-11-28%20HCCFactsheetsFinal.pdf

[vi]                     Иракско-американские отношения и троянский конь [араб.] // Программа ат-Тагйир http://www.youtube.com/watch?v=AXUmX25AP-Q

[vii]                    Там же.

[viii]                   P. Baker, M. Gordon Obama Gives Visiting Iraqi Premier Aid and an Endorsement // The New York Times 14 April, 2015 http://www.nytimes.com/2015/04/15/world/middleeast/iraqi-prime-minister-haider-al-abadi-in-washington.html?_r=0

[ix]                     Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади: Ирак и США выступают за улучшение двусторонних отношений в рамках одобренного иракским парламентом Стратегического рамочного соглашения [араб.] // Официальный сайт премьер-министра Ирака от 14.04.2015 http://www.pmo.iq/press2015/14-4-20154.htm

[x]                      Глава Совета представителей Ирака обсуждает с президентом США вопрос поставки оружия и гуманитарной помощи перемещенным лицам [араб.] // Официальный сайт Главы Совета представителей Ирака от 12.06.2015   

[xi]                     Х. Делли Курды и ИГИЛ…борьба за самоидентичность и власть [араб.] // Аль-Джазира от 20.08.2014   http://www.aljazeera.net/knowledgegate/opinions/2014/8/20/الأكراد-وداعش-حروب-الهوية-والسيطرة

52.4MB | MySQL:106 | 0,610sec