Что стоит за обострением отношений между Сомалилендом и Эфиопией

Отношения между Сомалилендом и Эфиопией серьезно осложнились в последнее время. Поводом для обострения стало недовольство эфиопского руководства «поощрением» со стороны президента государственного анклава Сомалиленда Ахмеда Мохамеда Махамуда (Силаньо) активности исламистской группировки «Аш-Шабаб». Эта группировка в последние месяцы явно наращивает свою террористическую активность на территории бывшего Сомали, в первую очередь атакуя государственные цели в сомалийской столице Могадишо. При этом ренессанс исламистов, которые находились в крайне незавидном положении еще три месяца назад и даже раскололись на две части, по оценке Аддис-Абебы, вызвано не столько «присягой на верность» «Исламскому государству» (ИГ), сколько использованием исламистского фактора в борьбе между Сомалилендом и Сомали. Об этом без всяких дипломатических условностей заявил премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Десалень во время встречи с Силаньо 21 июня с.г. Он потребовал от главы Сомалиленда, который в настоящее время сильно рокирует кадры в правительстве с целью создания себе плацдарма для пролонгирования срока своего президентства, «разобраться» со своим доверенным человеком, руководителем администрации Херси Али Хассаном. Последний, по данным эфиопских спецслужб, является главным покровителем создания и тренировки исламистов из «Аш-Шабаб» в регионе Бурко. Рекруты при этом набираются из оппозиционного Аддис-Абебе мусульманского Ogaden National Liberation Front (ONLF), состоящий в основном из представителей сомалийской народности огаден. Взамен огаден получают из Сомалиленда оружие и боеприпасы для разворачивания вооруженного противостояния с эфиопскими силовиками. С учетом традиционного проживания огаден в Кисмайо и Могадишо становится понятной резко возросшая террористическая активность исламистов в этих районах за последние месяцы. При этом «Аш-Шабаб» серьезно усиливается личным составом и также получает из Сомалиленда оружие и боеприпасы. Напряжение в двусторонних отношениях достигли такого уровня, что за несколько дней до отъезда Силаньо в Аддис-Абебу посол Эфиопии в Харгейсе отказался выдавать визы ряду членов его делегации.

Аддис-Абеба серьезно раздражена и полагает, что за этой вспышкой напряженности стоит подданный КСА, уроженец Эфиопии и миллионер Мохаммед Хуссейн аль-Амуди. Интересно, что он является в настоящее время одним из главных официальных спонсоров предвыборной президентской кампании Х.Клинтон, что не совсем однозначно позитивно воспринимается как в среде республиканцев, так и среди демократов. М.Х.аль-Амуди, по данным эфиопской контрразведки, курировал всю исламистскую активность в стране со стороны просаудовских фондов и организаций. После социальных волнений местных мусульман в прошлом году, вызванных депортацией в КСА ряда саудовских имамов, эфиопские власти начали жесткий прессинг бизнеса М.Х.аль-Амуди. Сначала это коснулось строительного бизнеса, а в настоящее время очередь дошла и до золотодобычи, которую также курируют бизнес-структуры опального олигарха. В частности, на днях министр природных ресурсов Эфиопии объявил об иске на 21 млн долларов США к компании Midroc Gold Mine Plc и приостановке ее лицензии по добыче золота. Одновременно в канцелярии премьер-министра объявили о начале официального расследования деятельности компании, которая является «дочкой» Midroc, принадлежащей М.Х.аль-Амуди. Руководство компании обвиняют в неуплате налогов. В начале июня с.г. Федеральное управление аудита представило премьеру доклад, из которого следует, что Midroc Gold Mine Plc искусственно занизило выплату государству роялти по лицензии в регионе Южный Лега Демби с 8% по контракту до 5% . В докладе также отмечается, что злоупотребления стали возможными в силу «особенных отношений» М.Х.аль-Амуди с тогдашним руководством правящей в Эфиопии партии TPLF. По оценке министра природных ресурсов Эфиопии, общий ущерб государству составил в итоге 12.5 млн долларов США за последние два года. Руководство компании частично признало свою вину и готово выплатить государству только 8.5 млн долларов.

В этой связи, ряд экспертов уверены, что в данном случае речь идет не о чисто экономических вопросах, а планомерной кампании по подрыву финансовой состоятельности компаний М.Х.аль-Амуди в Эфиопии, через которые идет планомерное финансирование исламистских радикальных групп, прежде всего в общине оромо и огаден. Наметившийся альянс сепаратистов огаден с руководством «Аш-Шабаб» крайне обеспокоил эфиопское руководство с учетом перспективы возникновения единого исламистского фронта как внутри страны, так и на территории Сомали. В этой связи ожидаются террористические атаки и против целей в Джибути (где также проживают огаден), руководство которого рассматривается Аддис-Абебой в качестве стратегического союзника. Резкий дипломатический демарш Джибути в отношении вмешательства КСА и ОАЭ во внутренние дела страны и последующий вывод инженерного контингента войск этих государств, следует рассматривать в одной цепочке событий с происходящим в Эфиопии. Напомним, что эти аравийские монархии решили основать свою военную базу в Эритрее, являющейся традиционным противником как Эфиопии, так и Джибути. Кроме того, Абу-Даби активно проявляет интерес к участию в реанимации бывшей советской базы ВМФ в Берберре (Сомалиленд), что, безусловно, держит на финансовом крючке Харгейсу и определяет ее роль в снабжении лояльных аравийским монархиям исламистов в регионе Африканского Рога. Таким образом, следует вывод о том, что в КСА и ОАЭ взяли курс на создание лояльных себе исламистских структур на территории Сомали с целью создания там устойчивой военной силы для поддержания своего влияния.

52.26MB | MySQL:103 | 0,524sec