Ситуация в Турции: июнь 2015 г.

В Турции важнейшим событием, затрагивающим как внутреннюю, так и внешнюю политику страны, стали состоявшиеся 7 июня всеобщие парламентские выборы. Аналитики едины во мнении о том, что их результаты имеют историческое значение, так как, во-первых, после 13 лет нахождения у власти однопартийного правительства Партии справедливости и развития (ПСР) продемонстрировали некоторые изменения в предпочтениях турецкого общества, во-вторых, сформировали атмосферу неопределенности относительно возможного реального вектора дальнейшего политического, экономического, социального и правового развития страны.

Эксперты Института Ближнего Востока отмечали, что окончательные результаты чрезвычайно важного для Турции, включающего в себя три этапа, выборного марафона 2014 – 2015 гг., будут определяющими с точки зрения направлений развития страны, ее внешней и внутренней политики. При этом ситуация складывалась таким образом, что для ПСР была необходима убедительная победа на всех трех его этапах. Для понимания этого процесса и анализа его результатов целесообразно кратко остановиться на каждом из них.

Первый этап — выборы в местные органы власти в марте 2014 года. Правящая ПСР, возглавляемая тогда премьер-министром Р.Т.Эрдоганом, одержала 30 марта убедительную победу. ПСР, несмотря на массовые антиправительственные манифестации протеста и громкие коррупционные скандалы, в которых замешаны ближайшие соратники лидера партии и его родственники, сумела заручиться поддержкой более 45% голосов избирателей.

Турецкие эксперты обратили тогда внимание на сдержанную оценку победы ПСР США и Европейским союзом. Так, представитель госдепартамента М.Харф, констатировав успех правящей партии, указала на допущенные в ходе выборов нарушения властями прав избирателей. Несколько иной, отличной от официальной реакции Вашингтона на победу правящей в Турции партии оказалась оценка американского экспертного сообщества. Так, бывший посол США в Турции и Ираке при администрации Б.Обамы Дж.Джеффри, не понаслышке знающий Р.Эрдогана, его характер и методы работы, имевший возможность общаться с турецким премьером в различных острых ситуациях, назвал победу ПСР «ошеломляющей».

Напомним, что на аналогичных выборах 2009 года партия набрала более 38% голосов, что расценивалось политологами как очень высокий показатель. То есть, ПСР сумела не только повторить свой успех на предыдущих выборах, но и существенно, в чем, кстати, сомневались многие политологи, закрепить сегодня свои позиции в местных органах власти. Эксперты особо отмечали тогда победу ПСР в крупнейших городах — мегаполисе Стамбуле и столице Анкаре. Это, по их мнению, существенно повысило значимость успеха на выборах правящей партии. Ведь в этих городах, в которых проживает более 20% населения Турции, сосредоточены основные финансовые потоки.

Примечательным фактом выборов стало то, что убедительная победа Р.Эрдогана и его партии впервые за 12 лет нахождения у власти была одержана без финансовой и пропагандисткой поддержки религиозного движения «Нурджулар», лидер которого Фетхуллах Гюлен с 1999 г. проживает в США. Именно это движение через своих многочисленных сторонников способствовало приходу к власти в 2002 году Р.Эрдогана и его партии, обеспечивало ПСР значительное преимущество во всех предыдущих выборах и большинство мест в парламенте, что позволяло партии и ее лидеру формировать однопартийное правительство и проводить через Меджлис свои законодательные инициативы.

Заметные успехи Турции (активная деятельность на международной арене, реформы в государственных структурах власти, укрепление экономики, темпы роста которой позволили стране с минимальными потерями преодолеть глобальный финансовый кризис) нельзя считать заслугой лишь ПСР и ее руководства. Правящая партия активно использовала поддержку многих турецких общественно-политических организаций, влиятельных объединений делового мира и религиозных сил. Наиболее тесным и продуктивным стал окончательно сложившийся в 2002 году альянс ПСР и хорошо организованного религиозного движения во главе с Ф.Гюленом. Его последователи называют себя просто «общиной» (джемаат), а с активизацией международной деятельности стали именовать себя «службой» (хизмет). В России и ряде стран СНГ за движением закрепилось название «нурджу» или «нурджулар» по имени исламского богослова С.Нурси, одним из учеников которого является и Ф.Гюлен.

Союз ПСР и «Хизмета» возник на основе обоюдной заинтересованности в решении двух общих задач. Первая — убрать в казармы с политического поля страны армию, которая с 1923 года играла главную роль при решении всех принципиальных вопросов внутренней и внешней политики Турции. Вторая – освободить страну, государственный аппарат от бюрократии, в которой доминировали сформировавшиеся в течение десятилетий со дня образования республики кемалистские интеллигенция и чиновники. Их решение позволяет создать новую, более консервативную и мусульманскую Турцию, опирающуюся на многовековые религиозные традиции. У ПСР и «Хизмета» для решения этих задач произошло эффективное разделение их деятельности. Правящая партия делала акцент на политической активности, направленной на расширение электората. «Нурджулар» же во главе с Ф.Гюленом использовали для достижения поставленных целей религиозно-просветительскую и социальную деятельность, задействовав широкую сеть подконтрольных ей СМИ и издательств.

Однако накануне и в ходе избирательной кампании в местные органы власти в 2014 году из-за начавшихся острых разногласий между Р.Эрдоганом и Ф.Гюленом, жестких взаимных обвинений ПСР лишилась такой поддержки, но, несмотря на это, одержала неожиданную для многих экспертов убедительную победу. Этот удачный старт во многом обеспечил (были созданы хорошие условия для использования административного ресурса местных властей для поддержки представителя правящей ПСР) успех премьер-министра Р.Эрдогана и на втором этапе марафона — на выборах нового, 12-го президента республики, которые состоялись 10 августа 2014 года. Президентские выборы в Турции вызвали значительный интерес во многих странах и международных организациях, которые прислали своих наблюдателей. Так, только от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) за избирательным процессом с 8-го по 11-е августа наблюдала делегация в составе 28 человек.

Эксперты обратили внимание на высокую явку избирателей. В президентских выборах приняли участие 73,75% от общего числа граждан, обладающих избирательным правом. Голоса избирателей между тремя кандидатами распределились следующим образом. Претендент от правящей ПСР, глава правительства Р.Эрдоган уже в первом туре получил 20 894 170 голосов, что составило 51,74% от принявших участие в голосовании. Общий кандидат от двух оппозиционных Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического движения (ПНД) Э.Ихсаноглу соответственно 15 544 783 голоса (38,49%) и третий кандидат от прокурдской Демократической партии народов (ДПН) С.Демирташ – 3 947 690 голосов (9,77%). В некоторых из 50 провинций страны, поддержавших Р.Эрдогана, за него проголосовали свыше 70% граждан. Около 72% турок, проживающих за пределами государства, также поддержали кандидатуру действующего премьера.

Убедительные победы ПСР на этих двух этапах выборного марафона, казалось бы, во многом гарантировал успех правящей партии и на всеобщих парламентских выборах 7 июня. В острой предвыборной полемике лидеров основных политических партий приоритетными оставались вопросы принятия новой конституции, перехода Турции на президентскую форму правления, а также проблема курдского урегулирования. Арсенал выборных технологий в Турции предельно насыщен: от жесткого информационного противостояния с полным набором компрометирующих материалов до прослушивания телефонных разговоров, терактов, взрывов партийных офисов и покушений на кандидатов в депутаты, банковских и сексуальных скандалов.

В парламентских выборах приняли участие 20 политических партий, которые боролись за 550 мест в парламенте страны. За их представителей и независимых кандидатов получили право проголосовать 53 миллиона 765 тысяч 231 избиратель. На избирательных участках за рубежом имели возможность проголосовать 2,9 млн граждан Турции. Для этого при турецких посольствах в 54 странах были организованы 112 избирательных участков. Эксперты вновь отмечают высокую явку избирателей – 83,92%.  Выборы в парламент Турции проводятся один раз в четыре года.

В соответствии с данными Высшего избирательного совета победу одержала правящая ПСР, набравшая 40,87% голосов избирателей. Для сравнения и анализа: в выборах 2002 года – 34,28%, в выборах 2007 года — 46,58%, в выборах 2011 года — 49,91%. Нынешняя победа позволит партии занять в новом парламенте 258 депутатских мест, что не дает ей возможность не только снова сформировать однопартийное правительство, но и решать вопрос о переходе страны на президентскую систему правления, для чего было необходимо получить так называемое квалифицированное большинство — 330 депутатских мандатов.  Напомним, Р.Эрдоган в ходе предвыборной кампании ставил задачу для ПСР получить 400 мест в парламенте.  Для сравнения: после выборов 2011 года ПСР имела 326 депутатских мандатов.

На втором месте Народно-республиканская партия (НРП), которая набрала 24,95% голосов избирателей и получила 132 депутатских мандата. Для сравнения и анализа: в выборах 2002 года 19,39%, в выборах 2007 года 20,88%, в выборах 2011года 24,92%.   Третье место за крайне правой Партией националистического движения (ПНД), набравшей 16,29%, что дает ей право на 80 депутатских мандата. Для сравнения и анализа: в 2002 году 8,36%, в 2007 году 14,27% голосов избирателей, в 2011 году 12,99%.

Безусловным и убедительным успехом следует считать показатели прокурдской Демократической партии народов (ДПН), которая впервые в избирательной истории республиканской Турции приняла участие в парламентских выборах по партийному списку и сумела преодолеть 10% рубеж, что лишило правящую ПСР десятков депутатских мандатов.  Ее результат 13,12% голосов избирателей и 80 депутатских мандатов говорит о том, что на политическом поле Турции теперь уже юридически закреплена первая партия национального меньшинства – курдов, которая располагает парламентским рычагом влияния на внутреннюю и внешнюю политику страны. Напомним, что на выборах 2011 года независимые депутаты, представляющие интересы прокурдской партии, заручившись поддержкой 2 млн 859 тысяч 267 избирателей, сумели получить только 36 депутатских мандата. Опытный политик Р.Эрдоган предвидел такое развитие событий, а потому торопился с переходом на президентскую систему правления, которая по многим важным вопросам лишила бы парламент и правительство решающего голоса.

Ряд политологов, что во многом справедливо, рассматривают итоги выборов через призму вотума доверия бывшему лидеру ПСР, нынешнему президенту Р.Эрдогану. ПСР, если сравнивать с результатами предыдущих всеобщих выборов, потеряла 3 млн избирателей, шанс формировать однопартийное правительство и единовластно управлять страной. 10 месяцев тому назад за Р.Эрдогана на президентских выборах голосовало 52% избирателей, на этот раз он потерял 12 пунктов и получил лишь чуть более 40% голосов.

Однако, на наш взгляд, это несколько упрощенный подход. ПСР одержала, пусть и не убедительную, но победу на выборах, получила депутатских мандатов практически вдвое больше, чем занявшая второе место НРП. Негативную роль сыграл тот факт, что в выборах в соответствии с уставом ПСР не смогли принять участие более 80 политических тяжеловесов партии, что значительно ослабило ее позиции в предвыборной борьбе. Тем не менее, партия сохраняет относительное единство, весомо представлена сегодня во всех провинциях Турции. Для примера напомним, что основная оппозиционная партия не представлена в 37 провинциях из 81. Кроме этого, история парламентских выборов Турции с 1960 года говорит о том, что побеждавшие на выборах политические партии (кроме ПСР) за этот 55-летний период только четыре раза набирали более 40% голосов избирателей. Это НРП – 3 раза и 1 раз Партия Отечества (ПО) Тургута Озала. Так что оценивать нынешний результат ПСР (40,87%) как поражение и чуть ли не «закатом» партии преждевременно и не корректно.

Конечно, потеря ПСР возможности сформировать однопартийное правительство во многом серьезно осложнило решение первоочередных задач, стоящих перед партией. Это, прежде всего, принятие новой конституции, решение курдского вопроса и переход страны на президентскую форму правления. Тем не менее, все представленные сегодня в парламенте 4 партии понимают, что результаты прошедших выборов – это их «потолок» на нынешнем этапе. Несмотря на популистские заявления отдельных партийных функционеров о возможности досрочных выборов, в действительности партии, включая ПСР, не хотят такого развития событий, так как их результаты не будут принципиально отличаться от итогов июньских выборов.

Это значит, что на внутриполитическом поле страны на нынешнем этапе существует общее понимание о необходимости, с точки зрения партийных интересов и страны в целом, поиска компромисса и формирования коалиционного правительства. Безусловно, любая коалиция будет сопровождаться взаимным выдвижением различных условий и станет трудным виражом для политической жизни Турции.

Так, «премьер-министр Турции А. Давутоглу предпочел бы скорее сформировать сильное коалиционное правительство, чем удерживать власть в качестве правительства меньшинства», — считают аналитики влиятельного в стране информационного агентства «Джихан». В его понимании процесс создания коалиции должен больше походить на создание «союза» посредством «жестких переговоров». «Мы рассматриваем возможность формирования правительства меньшинства в качестве одного из последних вариантов, да и то только для того, чтобы не оставить Турцию без правительства в такой сложной политической обстановке», — заявил А.Давутоглу.

Премьер-министра поддержал министр экономики Турции Нихат Зейбекчи. 28 июня, выступая перед активистами одного из турецких обществ в немецком городе Кельне, он подчеркнул, что ПСР открыта для формирования коалиционного правительства с любой из представленных в парламенте партий, даже не выдвигая никаких предварительных условий. Министр напомнил при этом, что ПСР получила по итогам выборов практически столько же голосов избирателей, сколько занявшие второе и третье место НРП и ПНД вместе взятые. Такую позицию разделяет и вице-премьер правительства Н.Куртулмуш, заявивший об этом в одном из интервью, а также предшественник Р.Эрдогана на президентском посту А.Гюль, выступивший за коалиционное правительство и подчеркнувший, что досрочные выборы навредят экономике и стране в целом.

Глава кабинета министров открыт для переговоров и с ДПН, хотя, по его словам, «партия, которая не может разорвать своих связей с террором и насилием, со временем столкнется с проблемой легитимности», намекая на то, что ДПН находится под контролем запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана (РПК). В свою очередь, сопредседатель ДПН Селахаттин Демирташ заявил, что его соратники против коалиции с ПСР, но намерены поддержать возможную коалицию правящей партии и основной оппозиционной НРП в том случае, если коалиция будет соответствовать принципами ДПН. «Мы намерены поддержать работу этого правительства и оказать ему поддержку, — отметил С.Демирташ.

По некоторым предварительным оценкам, ПСР может сформировать коалиционное правительство и со второй оппозиционной партией — ПНД. Однако условия, уже выставленные ее лидером Д. Бахчели свидетельствуют о маловероятности их принятия ПСР. Вот основные из этих условий: расследование беззакония и взяточничества в нынешнем правительстве, возобновление дела о перевозке под руководством Национальной разведывательной организации (МИТ) оружия в Сирию, обнародование информации о работе Агентства по сотрудничеству и развитию (TİKA), связанной с турецкими представительствами за границей, отчет об утрате в Сирии территории, где захоронен Сулейман Шах, аудиторская проверка государственных расходов за период 2012—2015 года, оглашение связанного с разрешением курдской проблемы Соглашения, которое было достигнуто в Осло и во дворце Долмабахче, избрание председателем парламента представителя ПНД, назначение бывшего главы Организации исламского сотрудничества (ОИС) и соперника Р.Эрдогана на президентских выборах Экмеледдина Ихсаноглу министром иностранных дел страны.

Такие же или близкие к ним «неудобные» для ПСР условия, по мнению экспертов, будут предъявлены со стороны НРП и ДПН. Так, например, среди условий поддержки коалиционного правительства со стороны ДПН выполнение обещаний, которые были даны официальной Анкарой по курдским вопросам в Осло и дворце Долмабахче. Такие условия уже становятся причиной отдельных высказываний о реальности проведения в стране досрочных выборов, несмотря на высказывания А.Давутоглу о том, что «этот вопрос отошел на второй план и ПСР сосредоточилась на формировании коалиционного правительства».  Эту позицию подтвердил и вице-премьер турецкого правительства Б.Арынч. Он отметил, что ПСР сделает все возможное для формирования коалиционного правительства, но при этом вновь все же не исключил проведение повторных парламентских выборов.

В соответствии с Конституцией страны новое правительство должно быть сформировано в течение 45 дней после парламентских выборов. Оппозиция уже пытается использовать полученные по их итогам преимущества и нанести максимальный урон имиджу правящей партии. Так, основная оппозиционная НРП решила возобновить следствие против четверых бывших членов ПСР, подозреваемых в причастности к коррупционному скандалу «Большая взятка», и впоследствии предать их суду.

После церемонии приведения к присяге новых депутатов и формирования в парламенте соответствующих комитетов, решение об этом будет направлено в парламентскую комиссию для возобновления следствия. Напомним, что накануне в Турции были уволены прокуроры, проводившие расследование по делу о коррупции «Большая взятка». Четыре бывших министра правительства Р.Эрдогана – министр экономики Зафер Чаглаян, министр внутренних дел Муаммер Гюлер, министр по делам ЕС Эгемен Багыш и министр окружающей среды и городского планирования Эрдоган Байрактар – были вынуждены уйти в отставку в связи с обвинениями в коррупции, выдвинутыми в ходе расследования, ставшего достоянием общественности 17 декабря 2013 года.

В частности, им были предъявлены обвинения в том, что иранский бизнесмен Реза Зарраб передал денежные средства в размере 137 млн тур. лир (по нынешнему курсу порядка $ 66 млн) в виде взяток бывшим министрам, их сыновьям и ряду чиновников, чтобы скрыть фиктивные экспортные сделки и операции по отмыванию денег. Этот скандал длится уже довольно долго. Политическая оппозиция Турции неоднократно нападала на правящую партию с подобными обвинениями, но ПСР смогла использовать свое большинство в парламенте, чтобы помешать расследованию. Комиссия из 15 человек, принявшая решение не предавать четырех министров суду, включала 9 представителей правящей партии, которые все проголосовали против. Однако ПСР потеряла свое большинство в этой комиссии после выборов 7 июня. Представители НРП заявили, что будут добиваться, чтобы бывшие министры от ПСР предстали перед судом.

Кроме этого, не оставляет оппозиция и своих планов наказать президента Р.Эрдогана за незаконное, по ее мнению, строительство нового роскошного президентского дворца, насчитывающего 1 тыс. 150 комнат и стоившего казне в 5 млрд турецких лир ($ 1,9 млрд). Турецкая Палата архитекторов и инженеров (TMMOB) отмечает, что стоимость лишь охлаждения дворца в летний период составляет в месяц около 600 тыс. турецких лир ($ 226 тыс.), в то время как расходы на газовое отопление и освещение достигают 1,6 млн лир ($ 602 тыс.) и 1,2 млн лир ($ 451 тыс.) соответственно. Между тем на уборку дворца уходит не менее 8 млн лир ($ 3 млн).

Президент незамедлительно ответил на эту критику. «Когда я вступил в должность премьер-министра, по ванной комнате в моем офисе бродили тараканы. Разве пристало премьер-министру Турции жить в таком месте? Вы бы пригласили туда гостей? Что бы произошло, если бы этот человек рассказал о том, что он там увидел? Если речь идет об имидже страны, то мелочиться не следует», — констатировал глава республики.

Существенное обострение внутриполитической борьбы в Турции, дальнейшая поляризация турецкого общества не волнуют партнеров страны по ЕС. По мнению главы дипломатии ЕС Федерики Могерини, результаты парламентских выборов в Турции откроют новую дверь в отношениях ЕС и Турции. По ее словам, участие более 84% избирателей в парламентских выборах показывает силу турецкой демократии. Эксперты с определенной долей сарказма задаются вопросом, сколько же дверей еще необходимо открыть в этих отношениях, чтобы Турция наконец-то стала полноправным членом этой организации. Ведь Соглашение об ассоциации между ЕС и Турцией было подписано еще в 1963 году. Более 50 лет понадобилось Турции, чтобы только на 65% выполнить свои обязательства перед ЕС по вступлению в эту структуру.

ОБСЕ, давая оценку выборам в Турции, особо отметила высокую организованность электората. Однако организация считает, что президент Р.Эрдоган, приняв участие в избирательной кампании, нарушил статью Конституции о беспристрастности президента. Специальный координатор ОБСЕ В.Алекнайте-Абрамикене заявила, что ее удивило активное участие народа в голосовании, несмотря на многочисленные трагедии, в том числе взрывы в юго-восточной провинции Диярбакыр во время митинга ДПН. Наблюдатели подвергли критике президента Р.Эрдогана, нарушившего Конституцию, а также ограничившего свободу прессы. Наблюдатели также призвали новый турецкий парламент пересмотреть 10-процентный избирательный порог. «Этот порог ограничивает политический плюрализм, и мы продолжаем настаивать на его существенном снижении», – заявил глава ПАСЕ Тини Кокс.

30-го июня новый состав парламента Турции, приняв решение не уходить на каникулы с 1 июля (так предусмотрено Уставом), приступил к избранию председателя высшего законодательного органа страны. Правящая ПСР предложила на пост спикера парламента кандидатуру министра обороны Исмета Йылмаза. При этом лидер партии, премьер-министр А.Давутоглу заявил, что не может быть и речи о коалиции с другими партиями в плане выдвижения общего кандидата на этот пост и депутаты ПСР будут голосовать только за своего кандидата во всех 4-х предусмотренных Уставом турах голосования. «Выборы спикера парламента не являются частью переговоров по коалиции», — сказал он журналистам.

На заседании Центрального исполнительного совета основной оппозиционной НРП на пост спикера парламента был выдвинут бывший лидер партии, депутат из Антальи Дениз Байкал. В свою очередь, ПНД предложила кандидатуру Экмеледдина Ихсаноглу, бывшего главы Организации исламского сотрудничества (ОИС), который баллотировался на пост президента в августе 2014 года в качестве общего кандидата от НРП и ПНД.  Кандидатом же от прокурдской ДПН стал Денгир Мир Мехмет Фират.

Голосование не принесло победы в двух первых турах ни одному из кандидатов. Во втором туре голоса депутатов распределились следующим образом: Исмет Йылмаз – 256 голосов, Дениз Байкал – 128, Экмеледдин Ихсаноглу – 80, Денгир Мир Мехмет Фират – 80. Для избрания председателем парламента кандидату необходимо было набрать 367 голосов депутатов. 1-го июля выборы председателя парламента будут продолжены. Напомним, что в 4-м заключительном туре примут участие лишь два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в третьем туре. Победит тот претендент, который наберет простое большинство.  При таком раскладе существует тактический ход, использование которого позволит правящей ПСР привести в итоге в 4-м туре на пост спикера парламента своего претендента.

Неопределенность на внутриполитическом поле в связи с результатами парламентских выборов негативно влияет на экономику и финансовую сферу страны. Так, турецкая лира продолжает падение, начавшееся после парламентских выборов. В июне курс американской валюты вырос до 2,75 лиры за 1 доллар. С начала 2015 года турецкая лира упала по отношению к доллару на 18%. Официальный курс на начало года составлял 2,34 лиры за 1 доллар, что является одним из самых резких уровней падения национальных валют развивающихся экономик. В течение прошлого года Центробанк Турции осуществил интервенцию на 2 миллиарда долларов для сохранения стабильного курса, но эта попытка оказалась безуспешной.

Негативное влияние на турецкую экономику в этой и без того сложной обстановке оказывает и непрекращающийся поток в страну сирийских беженцев. Только в июне по данным турецкой стороны более 5 тысяч сирийцев пересекли турецко-сирийскую границу, спасаясь от боевых действий между боевиками «Исламского государства» (ИГ) и курдскими пешмерга, а также бомбовых ударов США. Курдские силы пытались изгнать боевиков из Тель-Абьяда в сирийской провинции Хасеке, недалеко от турецкой границы в районе города Акчакале. Турция продолжает оставаться в пятерке стран, наиболее излюбленных сирийскими беженцами. В ряде турецких городах наблюдаются масштабные антисирийские выступления со стороны местного населения.

За четырехлетней период гражданской войны в Сирии Турция уже приняла более 1,8 млн человек, бегущих от кровопролития в своей стране. Все это время граница оставалась официально открытой для беженцев. Однако в последние месяцы в целях безопасности турецкие власти частично закрыли пограничные ворота. Данное обстоятельство вызвало опасения членов гуманитарных организаций относительно того, что многие люди окажутся в ловушке боевых действий и не смогут выбраться на безопасную для них турецкую территорию. Накануне парламентских выборов турецкие пограничники отказали в помощи тысячам людей, ищущих убежище. В результате многим из них пришлось отправиться в другие районы Сирии. «У нас складывается впечатление, что Анкара проявляет чрезвычайную осторожность. Они не хотят принимать беженцев накануне парламентских выборов», — пояснил один из сотрудников международной гуманитарной организации.

В ответ на критику президент страны Р.Эрдоган на заседании общества Красного Полумесяца в Анкаре заявил, что Турция потратила 5,5 млрд долларов на помощь беженцам из Сирии. «Во всей Европе сирийских беженцев всего 200 тысяч. К тому же там их принимают выборочно, в соответствии с собственными интересами и предпочтениями. А мы не смотрим на религию, национальность и происхождение беженцев, положив на наш стол миллионы ложек», — сказал Р.Эрдоган. Наряду с этим президент во время визита в провинцию Ардахан заявил, что Турция предоставит все условия для проживания более 600 семей, прибывших из Украины, однако не уточнил из какого региона Украины будут приниматься украинские беженцы.

Неожиданное заявление по сирийской проблематике сделал в июне и бывший глава генерального штаба вооруженных сил Турции армейский генерал Илькер Башбуг. Он призвал поддержать сирийское правительство в Дамаске. По его словам, в настоящий момент Сирия, где действуют прозападные силы, находится в крайне критическом положении. «Думаю, что для достижения мира в Сирии Анкаре необходимо нормализовать отношения с Дамаском. Для предотвращения расширения конфликта Турция, а также другие страны должны поддержать сирийское правительство», — констатировал И.Башбуг.

Напомним, что начальник генштаба вместе с другими генералами и офицерами был осужден якобы за создание террористической организации с целью свергнуть правительство Турции во главе с Р.Эрдоганом, но затем был оправдан. В турецких правительственных кругах опасаются, что будут окончательно закреплены результаты расчленения Сирии на три части: контролируемую правительством в Дамаске, захваченную боевиками «Исламского государства» (ИГ) и занимаемую сегодня сирийскими курдами, которые, полагают в Анкаре, в нынешней обстановке могут провозгласить независимое государство.

29-го июня состоялось заседание Совета национальной безопасности (СНБ) Турции, основным вопросом повестки дня которого была ситуация на турецко-сирийской границе. Подразделения ИГ контролируют значительный отрезок этой границы, минируют приграничную территорию, роют противотанковые рвы и окопы в нескольких десятках метров от застав турецких пограничников. Некоторые политологи объясняют это подготовкой к возможному вторжению турецкой армии на сирийскую территорию. Турецкие СМИ публикуют фото, на котором флаги Турции и ИГ развиваются на расстоянии 30 метров друг от друга.

В официальном заявлении после 4-х часового заседания СНБ была отмечена «обеспокоенность и тревога Анкары в связи с развитием ситуации в Сирии, в т.ч. в приграничных с Турцией районах, где происходит насильственное изменение демографической ситуации и в результате террора продолжают гибнуть мирные жители, подчеркнута решимость турецких властей продолжить бескомпромиссную борьбу с террористическими организациями на сирийской территории.

Оппозиционные политические партии Турции выступили против присутствия вооруженных сил страны на территории Сирии для создания зон безопасности. Парламент Турции в 2012 году принял так называемый «сирийский мандат». Согласно этому документу, правительство правомочно принять любые меры против терроризма и других угроз, направленных против страны, отразить опасность, которая может возникнуть со стороны террористических групп в Ираке и Сирии, защитить интересы страны до и после кризиса, в случае необходимости, задействовав для этого армию в военных операциях в других странах (Сирия и Ирак). Несмотря на протесты оппозиции в самом конце июня началась широкомасштабная переброска турецкой бронетехники, включая десятки танков, к сирийской границе.

Ранее сообщалось, что Турция рассматривает вопрос создания в Сирии зон безопасности между городами Алеппо, Идлиб и турецкой границей (с включением приграничных городов Айн-Эль-Араб (Кобани), Джараблус и других. Премьер-министр Турции А.Давутоглу призвал ООН принять решение о создании в Сирии зон безопасности. Власти Сирии не раз осуждали намерение правительства Турции и заявляли, что Дамаск категорически не приемлет создания буферных зон.

Из внешнеполитических вопросов следует обратить внимание и на заявление   министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, который подтвердил в июне факт тайных турецко-израильских переговоров. Очередной этап этих переговоров между представителями МИД Турции и Израиля прошел в Испании. По словам министра, без переговоров трудно достичь какого-либо успеха в нормализации отношений Турции и Израиля. Эксперты Института Ближнего Востока на протяжении длительной конфликтной ситуации между двумя странами неоднократно подчеркивали, что ее урегулирование, несмотря на все трудности будет в конце концов достигнуто, так как такой результат выгоден для обеих сторон. Немаловажную роль в таком исходе играет и заинтересованность в этом Вашингтона.

Напомним, что корабли ВМС Израиля 31 мая 2010 года перехватили в Средиземном море шесть иностранных судов, следовавших с гуманитарным грузом и делегацией правозащитников в блокированный сектор Газа. В ходе операции погибли 10 участников гуманитарной экспедиции, десятки были ранены, сотни оказались за решеткой и позднее были депортированы. Ранения получили также семеро израильских «коммандос», столкнувшихся с ожесточенным сопротивлением активистов. Перехват «Флотилии свободы» серьезно осложнил отношения Израиля и Турции, ранее тесно сотрудничавших в торговой и военно-политической сфере.

В результате нападения погибли девять граждан Турции. Израиль настаивает на том, что его военные действовали в целях самозащиты. После инцидента Министерство обороны Турции приняло решение отказаться от совместных военно-морских учений с Армией обороны Израиля. В сентябре 2011 года Турция и Израиль отозвали своих послов. Посольство Турции возобновит свою деятельность в Израиле после того, как правительство этой страны выплатит компенсацию в размере 21 миллиона долларов в связи с нападением на турецкую флотилию

17 июня в одной из больниц Анкары на 91-м году жизни скончался патриарх турецкой политики, девятый президент Турции Сулейман Демирель. В стране был объявлен трехдневный траур. С.Демирель родился 1 ноября 1924 года. Он является одним из основателей Партии справедливости (ПС) Турции. Занимал пост главы государства с 1993 по 2000 годы, также назначался премьер-министром Турции пять раз. В последние годы жизни занимался общественной деятельностью, высказывался по острым вопросам внутренней и внешней политики страны. Сохранились его основанные на богатом опыте политического и государственного строительства откровенные высказывания о жизненно важном значении для региона и мира в целом дальнейшего укрепления партнерских отношений между Москвой и Анкарой, несмотря на нежелание западных союзников Турции развития добрососедских связей между двумя странами.

Реальное развитие ситуации говорит о том, что эти высказывания и сегодня сохраняют свою злободневность. Ведь западные союзники Турции не скрывают своего неприятия развития многопланового партнерства страны-члена НАТО с Россией, которое, несмотря на все трудности и препоны, в сфере энергетики приобрело сегодня стратегический характер. Президенты двух стран В.Путин и Р.Эрдоган 13 июня на переговорах в Баку обсудили крупные энергопроекты, в том числе «Турецкий поток». Министр энергетики России А.Новак сообщил, что договорились в ближайшее время отработать все юридические формальности, подготовить соответствующие документы и подписать межправительственное соглашение по этому проекту.

Реальным подтверждением начавшейся реализации договоренностей на высшем уровне в Баку стала выдача Турцией «Газпрому» разрешения на инженерные изыскания на морском участке «Турецкого потока». Этот документ предусматривает проведение исследований по первой нитке газопровода в исключительной экономической зоне, а также в территориальных водах Турции.

Морской участок «Турецкого потока» будет состоять из четырех ниток мощностью 15,75 млрд куб. м каждая. Газопровод пройдет 660 километров в старом коридоре «Южного потока» и 250 километров в новом направлении в сторону европейской части Турции. Предполагается, что поставки газа по первой нитке газопровода будут целиком предназначены для удовлетворения потребностей растущего турецкого рынка. Важным моментом является факт подтверждения в июне турецкой стороной того, что результаты оценки воздействия на окружающую среду, полученные для турецкого морского участка газопровода «Южный поток», могут быть использованы при строительстве новой газотранспортной магистрали. Это сократит сроки подготовки соответствующих документов для «Турецкого потока».

В свою очередь, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз считает странной и нелогичной позицию Запада в отношении реализации газопровода «Турецкой поток». «Я нахожу странной и непоследовательной позицию Запада, который, с одной стороны, выступает против реализации данного проекта, а с другой заявляет о желании получать газ в рамках его реализации», — отметил турецкий министр.

Еще одно важное заявление турецкой стороны в июне касается строительства в Турции с участием России АЭС «Аккую». Этот проект, по словам Т.Йылдыза, будет реализован вне зависимости от результатов выборов в турецкий парламент. «Такого не случится. Соглашение не будет отменено, строительство АЭС будет доведено до конца. Данный проект уже стал частью государственной политики, закрепленной в международных соглашениях и договорах», — констатировал министр. Значимость этого заявления официальной Анкары объясняется появившимися сведениями со ссылкой на заместителя председателя основной оппозиционной НРП Турции по международным делам Мурата Озчелика о том, что его партия в случае победы на выборах намерена пересмотреть соглашение с Россией о сооружении АЭС «Аккую».

52.46MB | MySQL:103 | 0,499sec