Противостояние «Исламскому Государству»: инициатива российского президента и мнение саудовского журналиста

29 июня 2015 г., принимая сирийского министра иностранных дел Валида Муаллема, российский президент выступил с инициативой объединения усилий стран ближневосточного региона как инструмента противостояния расширяющейся экспансии «Исламского государства» (ИГ). По словам В.В.Путина, речь идет о том, что ситуация в Сирии развивается «непросто», что связано, прежде всего, «с агрессией международного терроризма». Заявив о неизменности российской политики, «направленной на поддержку Сирии, сирийского руководства и сирийского народа», глава российского государства заметил, «что для того, чтобы эффективно бороться с терроризмом, с крайними проявлениями радикализма, нужно объединять усилия всех стран региона». Далее он добавил: «Все наши контакты со странами региона – у нас очень добрые отношения со всеми странами без исключения – говорят о том, что с такой организацией, как так называемое Исламское государство, все готовы внести свою лепту в борьбу с этим злом. Это касается и Турции, это касается Иордании, это касается Саудовской Аравии».

Отвечая В.В.Путину, В.Муаллем счел необходимым подчеркнуть, что для создания той коалиции, о которой говорил российский президент, «коалиции соседних [с Сирией] стран в борьбе с терроризмом», «потребуется еще большие усилия». Это определялось, по словам главы сирийского внешнеполитического ведомства, тем, что «основной проблемой в Сирии как раз является поддержка действующих в нашей стране террористов со стороны упомянутых Вами стран. Но мы готовы, опираясь на Ваши усилия, вести дело к тому, чтобы сотрудничать на благо борьбы с терроризмом». Реагируя на это замечание, российский президент, согласившись с тем, что «создание такой коалиции» – «дело непростое», все же подчеркнул: «Если сирийское руководство посчитает это целесообразным, возможным, мы сделаем все, чтобы вас поддержать, и используем наши добрые отношения со всеми странами региона для того, чтобы, во всяком случае, предпринять попытку такую коалицию создать».

В течение всего времени, прошедшего с конца июня текущего года, в Эр-Рияде никак не комментировали новую инициативу В.В.Путина (что относилось не только к официальным лицам саудовского государства, но и к журналистскому корпусу). Лишь 7 июля 2015 г. лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала статью своего ведущего колумниста Абдель Рахмана ар-Рашида «Проект саудовско-турецкой коалиции с Асадом», которая, в определенной мере, может рассматриваться в качестве саудовской реакции на выдвинутую В.В.Путиным в ходе встречи с В.Муаллемом инициативу.

Итак, А.Р.ар-Рашид писал: «То, что сказал министр иностранных дел Сирии, реагируя на появившуюся неделю назад инициативу российского президента, верно. Как заявил ВалидМуаллем (в ходе его московской пресс-конференции по завершению поездки в Россию ‒ Г.К.), “я знаю, что Россия страна, которая творит чудеса, но все же сделать так, чтобы мы (режим Башара Асада ‒ Г.К.) вступили в коалицию с Саудовской Аравией, Турцией, Катаром и Соединенными Штатами, для этого необходимо сотворить очень большое чудо”». Но, добавлял далее колумнист «Аш-Шарк Аль-Аусат», «я считаю, что президент Владимир Путин прав ‒ только такая коалиция способна сломить ИГИЛ (так в тексте-Г.К.)», впрочем, продолжал он далее, «за исключением одной детали, связанной с тем, что включение нынешнего сирийского режим в такую коалицию заранее обречет ее на провал». Россия, считал он необходимым добавить, «сможет сотворить чудо, если направит свои усилия к тому, чтобы сирийский режим более не был связан с Асадом, как того требует конференция Женева-1 по Сирии». В свою очередь, по его словам, создание коалиции, «включающей противостоящие ИГИЛ государства Залива, Турцию и Иорданию», станет условием «для ликвидации терроризма, обеспечения стабильности Сирии и безопасности региона и мира в целом».

Иными словами, из сказанного А.Р.ар-Рашидом вытекает, что в Эр-Рияде не считают возможным немедленно и безоговорочно отвергнуть инициативу В.В.Путина. Однако в саудовской столице, если продолжить чтение статьи этого журналиста, видят в «российском проекте, как он был представлен российским президентом, преуменьшение степени разногласий с Асадом»: «Этот проект исходит из того, что война в Сирии ‒ не более чем отсутствие взаимопонимания между соседями, как и из того, что эти соседи могут примириться и сотрудничать в рамках противостояния с международным терроризмом или, говоря иначе, с ИГИЛ. Да, — рассуждал далее ведущий журналист «Аш-Шарк Аль-Аусат», — Путин назвал государства, предназначенные для включения в коалицию. Это ‒ Саудовская Аравия, Турция и Иордания. Недостаток, однако, заключается не в идее, а в списке государств, которые должны в нее войти. Вопрос связан не с отсутствием взаимопонимания, — мы (страны предполагаемой коалиции ‒ Г.К.) хорошо знаем друг друга. Мы терпели сирийский режим даже тогда, когда десять лет назад он совершил убийство бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и двадцать других ливанских политиков. Но, когда этот режим убил более четверти миллиона сирийцев и за четыре истекших года изгнал девять миллионов собственных граждан, наши отношения с ним окончательно испортились. Разбитое стекло нельзя починить! Примирение с ним стало не столько трудно, сколько невозможно, тем более, что этот режим усиливает трудности региона и не тушит огонь, раздуваемый ИГИЛ». Стоило бы признать, что из этих слов вытекало, что первой реакцией Эр-Рияда на инициативу российского президента стало ощущение того, что она направлена на дальнейшее сохранение у власти в Дамаске режима Б.Асада, тем более, что в словах В.В.Путина, сказанных на встрече с В.Муаллемом, было немало подтверждений в пользу такого вывода. Однако вопрос, относящийся к саудовской реакции, все же не кажется столь простым.

Очевидно, что в саудовской столице (и это подтверждают дальнейшие рассуждения А.Р.ар-Рашида) инициатива В.В.Путина была воспринята в более широком контексте. По крайней мере, ведущий журналист «Аш-Шарк Аль-Аусат» далее писал: «Мы должны понимать происходящие геополитические трансформации, поскольку мы ‒ в регионе, на карте которого мы присутствуем. В этом регионе Вашингтон идет на уступки новой реальности, навязываемой Ираном с его ядерным проектом и географией гегемонии в Сирии и Ираке. Иранская экспансия угрожает странам Залива, Турции и Иордании, серьезно подрывая баланс сил, установленный полвека назад с Египтом. Ныне иранцы управляют режимами двух больших стран ‒ иракским и сирийским. Если Турция, Иордания и Саудовская Аравия вступят в коалицию с Асадом, то они признают гегемонию Ирана в Сирии! Для государств Залива и Турции опасно игнорировать расширение сферы господства Ирана и рассматривать проблемы [региона] только под одним углом зрения ‒ угрозы терроризма и, прежде всего, ИГИЛ. Опасность Ирана для нас больше, чем [опасность] ИГИЛ. Это ‒ истина, которую всегда необходимо учитывать».

Конечно, считал необходимым заявить далее А.Р.ар-Рашид, «несмотря на то, что проект региональной коалиции (включая Асада, Саудовскую Аравию, Турцию и Иорданию), предложенный русскими, безупречен с точки зрения выбора государств, способных противостоять ИГИЛ, поскольку речь идет об умеренных суннитах, борющихся с суннитами-экстремистами». Однако, по его словам, «участие в ней Асада нарушает стройность религиозно-политического построения». Тем не менее, ведущий журналист «Аш-Шарк Аль-Аусат» подчеркивал: «На самом деле инициатива российского президента более логична, чем предложения американских официальных лиц, демонстрирующих, что они не различают конфессиональных групп и не понимают сложную историю региона. Путин требует от суннитов бороться с суннитами, требует от “суннитских” государств ‒ Саудовской Аравии, Турции и Иордании бороться с террористической суннитской группировкой ИГИЛ. Американцы же, — подчеркивал он далее, — прибегают к помощи иранцев ‒ шиитских экстремистов для борьбы с суннитскими экстремистами. Этот подход ‒ огромная ошибка, поскольку он укрепляет силу ИГИЛ в силу того, что сунниты со всех концов мира отправляются на помощь своим собратьям по вере. А поскольку сунниты представляют собой абсолютное большинство мусульман, постольку опасность лишь возрастает!».

Слова А.Р.ар-Рашида означали, что в Эр-Рияде вовсе не считают необходимым полностью и окончательно отбросить инициативу российского президента. Напротив, в саудовской столице предлагают Москве осуществить «работу над ошибками», внести необходимые (для Саудовской Аравии) коррективы в выдвинутое ею предложение. При этом, как далее следует из цитируемой статьи, внимание Москвы обращают на допущенные Соединенными Штатами «ошибки»: «Опора американцев на иранцев ‒ огромная ошибка, потому что религиозный террор на уровне региона нельзя подавить, раздувая огонь. Сам организационный принцип “Аль-Каиды” и ИГИЛ базируется на исторической конфронтации между руководимыми экстремистами приверженцами различных доктрин. Эта конфронтация похожа на Тридцатилетнюю войну в Европе XVII века между протестантами и католиками, приведшую к катастрофам, голоду и эпидемиям. Да, — продолжал далее А.Р.ар-Рашид, — в прошлое десятилетие после кровавой войны Саудовская Аравия разгромила [на своей территории] “Аль-Каиду”. Да, американцы добились успеха в борьбе с “Аль-Каидой” и ее вождем аз-Заркауи [в Ираке], но только после того, как привлекли на свою сторону суннитские племена. Борьба с ИГИЛ и религиозным экстремизмом может быть либо длительной, либо короткой. Она может растянуться на двадцать лет, столько же, сколько, начиная с 1996 г., длилась война с “Аль-Каидой”. А может продлиться только три года. Все дело в том, кто будет воевать с терроризмом. Будет ли это режим Асада и режим “верховного руководителя” или с терроризмом будут бороться Турция вместе с Саудовской Аравией и Иорданией!».

Впрочем, требование осуществить «работу над ошибками», включая пересмотр отношений с сирийским режимом и Ираном, обращено не только к Москве. Оно обращено и к Вашингтону, державе, которая по мнению Саудовской Аравии, не только «заигрывает» с Тегераном, но и проводит «недостаточно активную» политику на сирийском направлении. Из предложенной президентом В.В.Путиным в Эр-Рияде сделали немало выводов. Наверное, наиболее важный из них заключается в том, что начатый саудовским истеблишментом курс на сближение в Россией может быть продолжен.

52.12MB | MySQL:103 | 0,579sec