Первые итоги борьбы с «Исламским государством»

Военные аналитики начинают подводить первые итоги операции войск «международной коалиции» (читай — США, поскольку, как всегда, остальные союзники по НАТО отделываются в большей степени символическим участием своих ВВС) против экспансии отрядов «Исламского государства» (ИГ) в Ираке и Сирии. Активная фаза этой операции началась 18 августа 2014 года и к началу июля с.г. суммарные затраты на проведение составили 2.7 млрд долларов США, или 9.1 млн долларов в день. За это время ВВС союзников поразили 7655 целей. Из них — 98 танков, 325 «Хаммеров» и броневиков, 472 — блиндажей и укрытий, 1859 — огневых позиций сухопутных сил, 2045 — зданий, 154 — объектов нефтяной инфраструктуры, 2702 — «иных целей». Отметим, что какие-то реальные результаты применения авиации можно делать только в четкой взаимосвязи с успехами сухопутных сил. До начала июля с.г. иракские и сирийские войска в основном теряли позиции. И если в случае с сирийцами — это было объективно связано с дефицитом живой силы, то в случае с иракцами объяснялось вопиющим низким уровнем дисциплины и  командования (от генерального штаба до среднего командного состава). Ну и, конечно, отсутствием малейшего боевого слаживания авиации и сухопутных частей, что привело к фактически нивелированию роли поддержки с воздуха. Последняя в принципе должна была обеспечить наступающим полное преимущество, чего не произошло. В этой ситуации американцы вынуждены были бомбить в основном ту технику иракских войск, которую они бросили под Рамади. По крайней мере, число брошенной там техники и танков подозрительно близко к числу уничтоженных целей этой категории в период всей операции. Сейчас ситуация выправляется во многом благодаря осознанию американцами двух простых фактов: без шиитской милиции в проведении сухопутной операции против ИГ не обойтись; надежды на восстание суннитов в Анбаре пока беспочвенны. Отсюда и попытки наладить боевое слаживание между авиацией и сухопутными частями шиитов, что начинает давать результат. Пока скромный.

Эксперты также оценивают активность ИГ и аффилированных с ней (пока в большей степени публично, нежели чем в реальности) группировок в различных частях мусульманского мира. Сирия — под контролем ИГ находится 50% территории (в основном в восточной части страны). При этом основные конкуренты ИГ в лице «Дабхат ан-нусры» в основном держат контроль над северо-западной частью страны. Контроль над территориями следует расценивать не как расположение гарнизонов боевиков в каждом мало-мальски крупном селе, а отсутствие на этой территории враждебных им сил в первую очередь. В настоящее время ИГ испытывает нарастающее давление сирийских правительственных сил и курдов по линии своей неофициальной столицы города Ракка, что вынуждает  оголять другие участки фронта на юге и в центре страны. В случае переброски 7 тыс. пешмерга из Иракского Курдистана на помощь своим сирийским братьям вероятна потеря не только  Ракки, но и логистических коридоров из Турции —  положение ИГ может стать критическим.

В Ираке под контролем ИГ находится треть страны, где преобладает суннитское население. Многое будет зависеть от ввода в бой новых подразделений шиитской милиции и их взаимодействия с авиацией США. В случае падения Эль-Фалуджи в июле с.г. можно ожидать начала наступления на Мосул в конце августа-начале сентября с.г.

В Ливии сторонники ИГ сконцентрированы в основном в Сирте и Дерне. Последняя находится в блокаде со стороны сил, лояльных генералу Х.Хафтару. Под Сиртом исламистская милиция из Мисураты блокаду сняла. Серьезного воздействия на развитие ситуации в Ливии сторонники

В Афганистане после ликвидации талибами ряда полевых командиров, присягнувших на верность ИГ, влияние этой структуры минимально. Отряды, которые можно условно считать сторонниками ИГ, разбиты на мелкие группы и дислоцируются на востоке .

В Нигерии «Боко харам» в основном действует сейчас на нигерийской территории, перейдя к тактике совершения резонансных терактов и избегая прямых боестолкновений. После выборов нового руководства  страны следует ожидать усиления борьбы с этой группировкой со стороны контингентов из Чада, Камеруна, Нигера и Нигерии. Ожидается серьезное усиление присутствия американских инструкторов и прямой военной помощи Абудже со стороны США, включая дислоцирование беспилотников.

В Сомали возросшая активность «Аш-Шабаб» связывается экспертами с деструктивной деятельностью руководства Сомалиленда, на своей территории вооружающего и тренирующего новые отряды народности огаден, которые затем усиливают группировку. Нападение на правительственные здания в самом Могадишо необходимо расценивать как обострение борьбы между местными кланами Сомалиленда и собственно Могадишо. Экспертами не исключается роль КСА и ОАЭ как одних из главных спонсоров «Аль-Шабаб» на настоящий момент времени.

Интересна и статистика, связанная с пропорциями симпатий или антипатий по отношению к авиаударам по позициям ИГ со стороны населения ряда арабских стран. Ливан (76% — поддерживают; 22% — против); Ирак (75% — поддерживают; 22% — против); Тунис (54% — поддерживают; 44% — против); Иордания (59% — поддерживают; 36% — против); Палестина (52% — поддерживают; 46% — против); КСА (49% — поддерживают; 45% — против); АРЕ (52% — поддерживают; 48% — против); сирийские беженцы (58% — поддерживают, 37% — против). Обращает на себя внимание Ирак — в эту статистику верится с большим трудом с учетом числа суннитского населения и устойчивой поддержки ИГ в «суннитском треугольнике». Крайне настораживает пропорция в КСА, АРЕ и Иордании. В среднем по арабскому миру порядка 38% населения симпатизирует ИГ и ее идеям, и это индикатор крайней степени неудовлетворенности существующим уровнем жизни и своего положения. Интересно было бы провести такой опрос среди мусульманской уммы в Европе, и тогда его результаты были бы еще более поразительны. При этом американские аналитики на основе этой статистики делают вывод о том, что большинство арабского населения нынешнюю политику США по военному вмешательству в борьбу против ИГ поддерживают. И этот вывод, по нашей оценке, не совсем точно отражает действительное положение дел. По крайней мере, статистика в странах с преобладанием суннитского населения выглядит не совсем оптимистично.

52.24MB | MySQL:103 | 0,554sec