Реакция в Алжире на изменения в правительстве и спецслужбах

В конце июля алжирские власти продолжили курс по ротации министров действующего правительства и глав силовых ведомств. Так, 23 – 26 июля перестановки коснулись шести важных государственных структур.

Министерство по делам спорта и молодежи возглавил Ульд Али эль Хади («расширенное» из соответствующего «спортивного» органа), тогда как министр спорта Абделькадер Хомри по официальной версии не смог сделать это по состоянию здоровья; на место отправленного в отставку министра торговли Амара Бенюнеса вернули Бахти Белаиба, уже занимавший данный пост в 1996 г., а во главе Министерства сельского хозяйства, развития сельских районов и рыболовства (слитого из двух соответствующих ведомств) назначили Ахмеда Сида Ферухи, бывшего главу Минрыбпрома, тогда как прежний глава Минсельхоза Абделькадер Кади отправился на пенсию.

Далее президент АНДР Абдельазиз Бутефлика заменил глав трех специальных служб. Среди них – командующий Республиканской гвардией генерал-майор Ахмед Мулей Миллиани, на место которого поставили генерал-майора Бен Али Бенали. Далее были уволены главы Генеральной дирекции (Главного управления) по безопасности и охране президента (DGSPP) генерал Джамиль Кехаль Междбуд и генерал-майор Али Бендауд, руководитель Департамента (Управления) внутренней безопасности (DSI).

Примечательно, что в первые дни после их увольнения власти официально не сообщали о замещении их мест конкретными фигурами.

И, наконец, источники в президентской администрации сообщили о грядущих серьезных перестановках в судебном ведомстве страны.

Таким образом, июльские перемещения в гражданских и силовых службах стали новым этапом «административного обновления» страны, начатого в мае.

Эти, а также предыдущие изменения в составе правительства и силовых структурах, необходимые, по мнению высших представителей алжирских властей для последующего осуществления комплексных реформ, вызвали разноречивые суждения среди политиков и в обществе страны. Соответственно, данная реакция продемонстрировала степень готовности алжирского общества к грядущим изменениям.

Лидеры «легальной» оппозиции в основной своей массе настороженно восприняли произошедшее, поспешив заявить о том, что замыслы и действия властей относительно перестановок в кабинете министров «не являются реально значимыми событиями, поскольку они не приведут к реальным реформам».

Особенно ярко данную мысль выразил один из самых заметных алжирских оппозиционеров, главный оппонент президента  А.Бутефлики на последних президентских выборах, бывший «крупнокалиберный» чиновник Али Бенфлис.

Он предостерег алжирских лидеров от соблазна продолжения «династической преемственности», намекая на то, что произошедшее не является осознанным выбором формально действующего президента, а соответствующими действиями его брата Саида Бутефлики, к которому в той или иной мере близки новые члены правительства.

Интересным и в тоже время тревожным для властей АНДР моментом служит одновременное стремление Али Бенфлиса своими заявлениями «понравиться Западу» и получить его поддержку как главы «прогрессивных демократических сил» страны.

Например, этот видный политик и бывший функционер правящего режима открыто критикует власти за их политический, экономический и межнациональный курс, открыто утверждая, что «государство при таком раскладе потеряло много возможностей, чтобы вступить в ряды демократических стран».

По его мнению, наблюдаемые перестановки в кабинете министров неспособны изменить ситуацию в плане управляемости страной в принципе, поскольку конкретные фигуры выбираются не за их деловые качества, а за близость к президенту страны и его людям.

Прочие представители легальной «оппозиции» также обвиняют власти в «рокировке» и стремлении сохранить «преемственность» при смене глав министерств.

Примечательно, что даже лидеры ряда прорежимных организаций, стремившихся конвертировать свою лояльность в получение соответствующих постов, выразили в связи с этим разочарование. Среди этих «протестующих» оказалась и руководитель левой Рабочей партии страны Луиза Ханнун, регулярно выступавшая на президентских выборах параллельно с нынешним главой Алжира Абдельазизом Бутефликой, являясь своего рода «спойлером» для правящего режима.

Интересно, что сначала она оценила такие действия президента как «непонятный выбор», не имеющий какой-либо логики. Так, еще после первого этапа объявленных изменений в руководстве страны, она собрала на экстренное заседание Политбюро своей партии, на котором его члены фактически обвинили администрацию президента в «потворствовании коррупции и защите интересов олигархов», не указав, однако, на роль в этом братьев Бутефлика.

Соответствующая реакция наблюдается и со стороны других карликовых прорежимных политиков, объяснивших стремление властей сменить министров и глав прочих ведомств не стремлением провести реформы, а желанием «спустить на тормозах» коррупционные дела, в которых замешаны члены правительства и одновременно «отгородиться» от них.

Например, подобные обвинения актуальны для министра транспорта Амара Гуля (ранее министр общественных работ), в ведомстве которого произошла серия серьезных скандалов, самым серьезным из которых является обвинение в заключении коррупционных сделок при строительстве «трансалжирского» шоссе Восток-Запад.

Однако его недавние перестановки не коснулись. Соответственно, сторонники обновления алжирской власти особо критикуют А.Бутефлику как «за назначения, так и за неназначения».

Впрочем, внешнее единство противников подобных изменений было недолгим. Неожиданно и очень быстро часть «протестующих» поддержала действия правящего режима, заявив о необходимости довести запланированные реформы до их логического завершения. Это объясняется тем, что «наверху» данное недовольство «заметили» и постарались его устранить. Чем именно – вариантов здесь немного. Это может быть предоставление дополнительных ресурсов и гарантий им самим или их ставленникам, находящимся в структуре режима.

Среди таких политиков оказалась и вышеупомянутая Луиза Ханнун. Она объяснила подобный «разворот» тем, что «президент сохранил преемственность курса по МИДу и Министерству по делам Магриба, а также гарантировал пребывание уволенного Юсефа Юсфи во власти».

И это не случайно: бывший министр энергетики, являвшийся по «совместительству» заместителем премьера Абдельмалека Селлаля, «окормлял» подобные провластные «партии»-карлики, роль которых в структуре алжирского правящего режима лишь сводится к исполнению роли конкурентов на выборах разного уровня и поддержке власти под видом осуществления оппозиционной деятельности.

Примечательно, что оппозиция стремится использовать данный момент, чтобы извлечь из этого положения конкретные выгоды. Например, Али Бенфлис пытается сплотить вокруг себя недовольных сложившимся положением дел и демонстрирует готовность его реально изменить.

А оно, если суммировать продолжающийся и даже усугубляющийся топливно-энергетический кризис, а также резкое обострение межнациональных отношений в стране, представляется все более угрожающим.

Пока у высших представителей правящего режима остаются возможности гасить закипающее недовольство при помощи уменьшающихся денежных ресурсов, накопленных в предыдущие «тучные» годы. Однако этого недостаточно, чтобы, во-первых, гарантированно снизить повышающийся градус протестных настроений «внизу» на среднесрочную перспективу, а, во-вторых, решить тем самым проблемы, накапливающиеся десятилетиями и уже давно требующие проведения реальных, а не «бумажных» реформ.

Судя по всему, на это алжирский правящий режим в его нынешней конфигурации не способен физически. «Перетасовки» людей из «обоймы» сами по себе без смены ключевых представителей руководства в условиях стремительно прогрессирующего кризиса не в состоянии заметно изменить существующее положение дел.

Соответственно, складывающееся положение дел становится все более заметно алжирскому обществу. Речь идет как о рядовых гражданах страны, так и бывших функционерах режима, оценивающих перспективы алжирских реформ в свете подготовки к ним крайне скептически. Так, по мнению бывшего премьер-министра Ахмеда Бенбитура, «скорее всего, властям, мечущимся с правительственными перестановками и задумками запоздалых реформ, не удастся избежать уличного взрыва».

52.24MB | MySQL:103 | 0,470sec