Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 июля – 2 августа 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с военной операцией Турции против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) и «Исламского государства» (ИГ) в северных районах Ирака и Сирии, а также с информацией о смерти муллы М. Омара – лидера афганского радикального исламистского движения «Талибан».

На минувшей неделе вооруженные силы Турции регулярно продолжали наносить удары, преимущественно авиационные, по объектам боевиков РПК в Северном Ираке и периодически – по боевикам ИГ в некоторых приграничных районах на севере Сирии. Наиболее массированный удар по боевикам РПК на территории Иракского Курдистана (операция «Молния») был нанесен 31 августа. В нем участвовали до 30 истребителей F-16. Бомбардировкам подверглись укрепления, лагеря и склады боеприпасов РПК в районах Зап, Кандиль, Метина, Хакурк. Численность группировки ВС Турции на сирийской и иракской границе уже достигла 60 тыс. человек. Премьер-министр Турции А. Давутоглу заявил, что «операция будет продолжена, пока вооруженные группировки не покинут страну и не сложат оружие, и до тех пор, пока ИГ перестанет представлять для Турции опасность». Президент Турции Р. Т. Эрдоган, подчеркнул, что «мы не можем вести переговоры с теми, кто угрожает нашей национальной безопасности и единству», а для «возобновления переговоров нужно полностью очистить Турцию от присутствия террористических группировок, связанных с курдскими экстремистами». В то же время эксперты считают, что без масштабной наземной операции, «на что Эрдоган не может решиться из-за серьезных репутационных рисков (прежде всего, внутриполитических), говорить о каком-то серьезном ослаблении РПК в приграничных сирийских и иракских районах нельзя».

Участившиеся случаи гибели мирных жителей в результате турецких авиаударов на севере Ирака обеспокоило руководство иракской курдской автономии. Ее президент М. Барзани призвал РПК «ликвидировать свои базы и лагеря на территории Иракского Курдистана и вывести оттуда военизированные формирования», чтобы «мирные жители региона не становились жертвами конфликта» и «не давать повода Анкаре наносить удары по курдским районам». Барзани осудил Турцию за действия, которые приводят к гибели мирных граждан, и призвал Анкару не повторять такие бомбардировки.

Правительство Ирака заявило, что рассматривает турецкие бомбардировки Северного Ирака как «опасную эскалацию и покушение на иракский суверенитет». В Анкаре же считают, что Турция действует в рамках международно права.

Тем временем военные действия против экстремистов в Ираке и Сирии способствовали обострению обстановки в самой Турции. РПК разворачивает на востоке и юго-востоке страны партизанскую войну. Вооруженные нападения и теракты совершаются в отношении полицейских, жандармов и военнослужащих Число погибших и раненых уже исчисляется десятками. Боевики подорвали газопровод, идущий из Ирана, и нефтепровод, по которому Турция получает нефть из Северного Ирака. Турецкая авиация нанесла удары по боевикам РПК на своей территории. Несколько отрядов РПК блокированы в горных районах у границы с Ираком. В стране продолжают поддерживаться повышенные меры безопасности, особенно в приграничных с Сирией и Ираком провинциях. Против сопредседателя прокурдской Партии демократии народов С. Демирташа завели уголовное дело по обвинению в «подстрекательстве к вооруженным столкновениям». В Анкаре заявляют, что жесткие меры противодействия терроризму в стране и к югу от границы будут продолжены. Между тем некоторые эксперты и противники президента Эрдогана считают, что он развязал нынешнюю военную операцию ради сохранения власти в Турции в руках созданной им Партии справедливости и развития.

В связи с усилением террористической угрозы Турция инициировала созыв 28 июля экстренной встречи Совета НАТО по 4-й ст. Североатлантического договора, которая запускает процесс консультаций по безопасности в случае, если одна из стран членов альянса сталкивается с серьезными рисками. При этом Анкара «не запросила военной помощи НАТО «в борьбе с ИГ». По итогам встречи было объявлено, что НАТО продолжит оказывать всемерную поддержку Турции в борьбе с терроризмом, но не станет участвовать в создании Анкарой буферной зоны на сирийской территории. Днем ранее, 27 июля, Турция и США договорились о создании вдоль турецко-сирийской границы «зоны безопасности», свободной от боевиков ИГ, однако Вашингтон не поддержал идею Анкары о создании вместе с Турцией бесполетной зоны в воздушном пространстве над Северной Сирией. Турция и США подписали соглашение об использовании американцами авиабазы Инджирлик, причем оно «касается только борьбы с боевиками ИГ и не включает в себя поддержку курдских военизированных формирований на севере Сирии».

Правительство Афганистана и движение «Талибан» на прошедшей неделе подтвердили факт смерти в 2013 г. лидера радикальных исламистов мулы М. Омара. Американская разведка США также подтверждает факт смерти Омара. Сообщается, что новым главой движения «Талибан» 30 июля стал мулла Ахтар Мохаммад Мансур, который ранее был заместителем муллы Омара. А. М. Мансур в своем аудиообращении к талибам, опубликованном 1 августа, призвал бороться за полный переход Афганистана под исламское правление. Он назвал мирные переговоры «блефом» и «пропагандистскими кампаниями врага». Мансур также призывал талибов к единству, указав, что раскол «сыграет на руку нашим врагам». Один из представителей движения сообщил, что процедура избрания Мансура прошла с нарушениями, в частности, против были члены семьи М. Омара. Политические наблюдателям говорят о наличии раскола в «Талибане», особенно по вопросам переговоров с афганским правительством и отношения к ИГ. Тем временем за минувшую неделю талибы захватили обширные районы в северных афганских провинциях Бадахшан, Кундуз, Сар-и-Пуль, а также смогли продвинуться на юге страны. Очередной раунд мирных переговоров между афганскими властями и талибами был отменён в связи с сообщениями о смерти М. Омара.

В Сирии на прошедшей неделе наиболее интенсивные бои с переменным успехом между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада велись на севере страны в провинциях Идлиб, Хама, Латакия и Алеппо, в районе города Забадани северо-западнее Дамаска и в южной провинции Дераа. Сирийская армия и курдские ополченцы 28 июля выбили боевиков ИГ из города Хасеке — административного центра одноименной провинции на северо-востоке страны.

Рабочие группы в составе представителей сирийского правительства и оппозиции начнут работу над реализации Женевского коммюнике в сентябре, заявил 29 июля генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун по итогам заседания и закрытого совещания Совбеза ООН. С предложением о формировании рабочих групп, которые сосредоточатся на обсуждении отдельных положений Женевского коммюнике, принятого в июне 2012 г., выступил спецпосланник генсека ООН по Сирии С. де Мистура. Он перечислил четыре основных направления дискуссий в этих группах: вопросы, связанные с обеспечением защиты людей, в рамках которых будут обсуждаться, в том числе, прекращение блокад городов, а также освобождение пленных; вопросы, связанные с политическим процессом и конституционной реформой; вопросы в военной сфере и в области безопасности, которые включают борьбу с терроризмом, объявление перемирий и создание единых вооруженных сил; вопросы, связанные с восстановлением страны, развитием и созданием общественных институтов.

Ни одна из сторон конфликта в Йемене не соблюдает условия гуманитарного перемирия в боевых действиях, которое должно было вступить в силу в ночь на 27 июля. Авиация арабской коалиции во главе с КСА продолжает бомбардировки йеменской территории. Бои между силами, выступающими на стороне президента страны А. М. Хади, и вооруженными формированиями шиитских мятежников-хоуситов и частей йеменской армии, лояльных бывшему главе государства А. А. Салеху, ведутся в ряде районов страны, преимущественно на юге и в центре. Сообщается об участии в боях в Йемене на стороне правительственных войск саудовского спецназа и военнослужащих армии ОАЭ. КСА и ОАЭ поставляют оружие войскам А. М. Хади. Напряженная обстановка сохраняется на йеменско-саудовской границе.

1 августа премьер-министр и вице-президент Йемена Х. Бахах впервые за несколько месяцев вооруженного противостояния в стране вернулся на родину, посетив Аден, недавно освобожденный от хоуситов.

Египет 1 августа продлил на шесть месяцев свое участие в военной операции в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов, которую проводит арабская коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией.

Днем ранее, 31 июля Египет и Саудовская Аравия по итогам визита в АРЕ второго наследника престола, министра обороны КСА принца М. бин Сальмана подписали «Каирскую декларацию», предусматривающую укрепление двусторонних отношений в военной, экономической и культурной областях. Каир и Эр-Рияд намерены совместно работать по созданию совместного контингента вооруженных сил арабских государств.

2 августа в Каире Египет и США впервые с 2009 г. провели консультации в формате стратегического диалога. Делегации сторон возглавили госсекретарь США Дж. Керри и глава МИД АРЕ С. Шукри. При этом Керри заявил, что помимо сотрудничества в политической сфере, две страны намерены развивать экономические и военные связи. Так, «американские компании готовы к расширению инвестиций в экономику Египта», а «Вашингтон продолжит подготовку египетской армии и ее оснащение на самом высоком уровне». Накануне визита Керри американцы сообщили о передаче Египту 8 истребителей F-16. США подтвердили также приверженность своим обязательствам по поставке АРЕ в этом году вооружения и военной техники на сумму 1,3 млрд долларов. С. Шукри, со своей стороны, выразил надежду, что диалог между Каиром и Вашингтоном «поможет в поиске эффективных решений конфликтов в регионе, в первую очередь — в Сирии, Йемене, а также палестино-израильского кризиса». Он высказал пожелание скорейшего налаживания «военного сотрудничества с США, учитывая борьбу с терроризмом, которую ведет египетская армия».

Власти Ирана намерены в ближайшее время возобновить переговоры с Евросоюзом по широкому кругу вопросов, заявил 28 июля министр иностранных дел МИД ИРИ Д. Зариф после переговоров в Тегеране с главой европейской дипломатии Ф. Могерини. На переговорах были рассмотрены некоторые вопросы двустороннего сотрудничества, связанные с энергетикой, транспортом, проблемами окружающей среды и правами человека.

Министр иностранных дел Франции Л. Фабиус 29 июля охарактеризовал свой визит в Иран как «новое начало отношений» между двумя странами. Он сообщил, что президент Ф. Олланд пригласил иранского президента Х. Роухани посетить Францию.

Заместитель главы политбюро радикального палестинского движения ХАМАС в секторе Газа М. Абу-Марзук заявил 27 июля, что финансовая помощь, которая поступала в Газу от Ирана, полностью прекращена.

К новому осложнению палестино-израильских отношений привел поджег ультраправыми еврейскими экстремистами 31 июля дома в палестинской деревне на Западном берегу реки Иордан в результате чего погиб полуторагодовалый ребенок, а его родители и брат получили тяжелые ранения. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отдал распоряжение службам безопасности «использовать все имеющиеся средства» для поимки преступников, охарактеризовав поджог как «акт терроризма во всех возможных аспектах». Нетаньяху также обратился к палестинскому президенту М. Аббасу с призывом сообща противостоять террору.

28 июля в ливийской столице Триполи суд вынес смертный приговор старшему сыну М. Каддафи — Сейф аль-Исламу. Вердикт был озвучен в отсутствии подсудимого, который продолжает находиться в тюрьме в городе Зинтан. С. аль-Ислам обвиняется в преступлениях против ливийского народа, совершенных во время «революции 17 февраля» в 2011 г.

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Джибути

 

 

Республика Джибути расположена на Африканском Роге и в районе Баб-эль-Мандебского пролива и Аденского залива Аравийского моря – регионе, для которого характерна хроническая военно-политическая нестабильность и не прекращающиеся на протяжении многих лет вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности. Страна имеет сложные отношения с соседними государствами, а внутриполитическая ситуация в республике периодически обостряется. В этих условиях руководство Джибути уделяет повышенное внимание укреплению национальных вооруженных сил, рассматривая их как важный инструмент охраны государственных границ и поддержания внутриполитической стабильности. Вместе с тем, учитывая крайне ограниченные людские, финансовые и экономические возможности страны, Джибути не в состоянии создать крупную армию, способную самостоятельно решать задачи по защите государства от внешних угроз.

Изначально в деле защиты суверенитета и территориальной целостности страны и решения задач строительства национальных вооруженных сил руководство Джибути сделало выбор в пользу опоры на помощь со стороны крупных мировых держав. На первом этапе это была бывшая метрополия – Франция. В день провозглашения независимости 27 июня 1977 г. Джибути и Франция подписали договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривал оказание французской стороной военной помощи в случае, если республика подвергнется внешней агрессии. Одновременно было заключено соглашение об оказании Францией помощи в создании и обучении джибутийской армии. В 2012 г. Франция и Джибути подписали новое соглашение о военном сотрудничестве, которое подтвердило «приверженность обеих стран к тесному сотрудничеству в сфере безопасности». В то же время этот документ не оговаривает конкретные действия, которые должны предпринять французские войска, находящиеся на территории Джибути, при возникновении прямой внешней военной угрозе республике. Документ также исключает возможность силового вмешательства Франции во внутренние дела страны. В целом же в Париже неоднократно заявляли о твердой поддержке независимости и территориальной целостности Джибути.

С начала нынешнего столетия в вопросах обеспечения внешней безопасности руководство Джибути, при сохранении тесных связей с Францией, во все большей степени опирается на сотрудничество с США. Президент республики И. О. Гелле назвал отношения с Соединенными Штатами «стратегическим партнерством в борьбе против терроризма и пиратства». В целом  джибутийское правительство рассчитывает на политическую, а в случае возникновения реальной внешней военной угрозы для страны и на военную помощь со стороны могущественных партнеров.

Развиваются военно-политические связи с Китаем, европейскими странами, Японией, рядом соседних африканских государств. Так, в феврале 2015 г. Бурунди, Джибути, Коморские острова, Кения, Руанда, Сейшельские острова, Сомали, Судан, Уганда и Эфиопия приняли решение о создании Восточноафриканских сил постоянной готовности (EASF — East African Standby Force) для обеспечения региональной безопасности и поддержки миротворческих операций. Будет сформирован контингент численностью 5 тыс. военнослужащих, который должен начать действовать в декабре этого года. EASF станут «региональным механизмом предотвращения и урегулирования конфликтов в Восточной Африке», а именно «должны будут обеспечивать проведение операций по поддержанию мира и региональной безопасности, содействовать процессам разоружения и пост-конфликтного восстановления, а также участвовать в оказании гуманитарной помощи».

Вооруженные силы Джибути (10,45 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и жандармерии.

Верховным главнокомандующим ВС является президент республики. Высшим военно-политическим органом страны считается Национальный совет обороны. Он вырабатывает рекомендации по вопросам военной политики, строительства вооруженных сил и их использования, военного сотрудничества с иностранными государствами. Президент осуществляет общее руководство ВС через Министерство обороны и генеральный штаб. Министр обороны (гражданское лицо) несет ответственность перед президентом и правительством за боевую готовность ВС, их строительство, финансирование, материально-техническое обеспечение и снабжение. Министр руководит армией через генеральный штаб, который осуществляет оперативное руководство войсками, отвечает за разработку планов оперативного и мобилизационного развертывания ВС, боевую подготовку и использование армии. Начальник генштаба одновременно является командующим сухопутными войсками, ему подчинены начальники штабов (командующие) ВВС и ВМС.

В военно-административном отношении территория Джибути разделена на четыре военных района (командования): Обок, Таджура, Али-Сабие и Диккиль, что соответствует административному делению страны на округа.

Сухопутные войска (8000 чел.) являются основным видом ВС. В последние годы в них были сформированы новые подразделения, получено новое вооружение. На сегодняшний день в боевом составе армии имеются: бронеполк, четыре пехотных батальона (по одному в каждом военном районе), батальоны быстрого реагирования и Республиканская гвардия, артиллерийский дивизион, роты связи и саперная, информационно-компьютерная секция, батальон обеспечения и ремонтная рота. На вооружении состоит 16 гаубиц, в том числе 10 самоходных, 12 РСЗО БМ-21 «Град», 20 минометов, 15 зенитных установок, 70 бронемашин различных типов, 26 бронетранспортеров. ВВС (250 человек) состоят из транспортной и вертолетной эскадрилий. На вооружении имеется 3 боевых вертолета Ми-24, 10 многоцелевых вертолетов, 10 транспортных и вспомогательных самолетов. Основной задачей ВВС является переброска войск, военных грузов и патрулирование, а также борьба с повстанцами. Корабельный состав ВМС (200 чел.) представлен 10 патрульными катерами. Военно-морская база – Джибути.

Национальная жандармерия (2000 чел.) является составной частью ВС и непосредственно подчинена министру обороны. Жандармские подразделения размещены по всей территории республики и предназначены для обеспечения безопасности и поддержания общественного порядка, несут службу по охране президента Джибути, важных государственных и военных объектов. Национальная жандармерия выполняет также функции военной и пограничной полиции. Жандармские органы ведут учет личного состава резервистов. В случае объявления мобилизации жандармерия становится резервом и базой формирования новых частей для вооруженных сил.

Помимо вооруженных сил в Джибути имеются военизированные формирования войск национальной безопасности МВД (2500 чел.).

В стране продолжают действовать боевики вооруженного крыла сепаратистского Фронта за восстановление единства и демократии (ФВЕД), причем правительственные войска в ходе войсковых операций против ФВЕД испытывают дефицит боеспособных подразделений и нехватку вертолетов.

Республика не располагает военной промышленностью. Имеются мастерские по ремонту бронетехники. В порту Джибути есть судоремонтные мастерские, где можно ремонтировать малые боевые корабли и катера.

Основными партнерами Джибути в области военно-технического сотрудничества являются США и Франция, которые наряду с поставкой оружия занимаются обучением джибутийских военнослужащих. Связи по линии ВТС поддерживаются с Китаем, Египтом, Марокко и рядом других стран.

Подразделения армии Джибути (до 1000 человек) действуют в составе миротворческого контингента Африканского союза в Сомали.

На территории Джибути находится крупнейшая военная база США в Африке «Лемоньер», откуда координируются американские военные операции в Йемене, Сомали в других странах региона, а также размещен штаб Объединенного тактического командования американских вооруженных сил в районе Африканского Рога, подчиненного Африканскому командованию ВС США. Кроме того, в Джибути находится региональный антитеррористический центр США. В Джибути расположена и крупнейшая военная, военно-воздушная и военно-морская база Франции в Африке, пункт базирования ВМС Японии. Не исключено открытие базы ВМС Китая.

Комплектование национальных ВС личным составом производится путем набора добровольцев из числа холостяков в возрасте от 20 до 26 лет. При наборе контрактников особое внимание уделяется лояльности кандидатов правящему режиму. Новобранцы проходят в течение 3-6 месяцев начальную подготовку в специальном учебном центре, а затем направляются в воинские части. Офицеров и сержантов готовят в военном училище в Джибути. Часть офицеров проходит подготовку за рубежом.

Участие армии в политической жизни страны носит ограниченный характер. Военнослужащим запрещено заниматься политической деятельностью, состоять в партиях, общественных и профсоюзных организациях.

52.3MB | MySQL:103 | 0,495sec