Пакистан и отказ лидера Движения «Талибан» от мирных переговоров

Два события произошли с момента  объявления Пакистаном 30 июля 2015 г. об отсрочке второго раунда мирных переговоров между афганским правительством и Движением «Талибан»  (ДТ). Первое – новый лидер ДТ  мулла Ахтар Мансур заявил, что «…мирные переговоры не могут быть проведены до выполнения главного требования муллы Омара – вывод всех коалиционных войск из Афганистана. Война против иностранной оккупации будет продолжаться прежними темпами безоговорочно».

Второе —  возобновились авиаудары американских дронов по местам укрытий боевиков в пограничной с Афганистаном территории Пакистана. Переговоры, таким образом, отложены на неопределенное время.

В течение двух лет (апрель 2013 – июль 2015 гг.)  афганские талибы держали в секрете факт  кончины муллы Омара. Именно тогда  была одобрена кандидатура муллы Ахтара Мансура в качестве преемника муллы Омара. Причиной долголетнего молчания могут быть либо большие отступные, либо приемлемые условия со стороны Пакистана.

Но молчание было нарушено; и афганские талибы вновь выдвигают требование не только о выводе всех «оккупационных войск», но  призывают к формированию институтов политической власти — формировании Ииламского правительства в Афганистане. Именно на формуле управления в соответствии с традициями шариата и настаивал  мулла Омар, экс-эмир Исламского Эмирата Афганистан (1996 -2001гг.).

Многие утверждали  о внутренних противоречиях в ДТ, борьбе за лидерство, о нелегетимности  фигуры муллы Мансура в качестве политического руководителя афганских талибов, несмотря на избрание его в соответствии с  положениями документа «Порядок наследования», в соответствии с которым были назначены два его заместителя —  Сираджуддин Хаккани и мулла Хайбатулла. Критика в его адрес ослабла после решения в начале августа 2015 г. нового главы Движения «Талибан» отказаться от  мирных переговоров с афганским правительством.

     Известие о смерти  муллы Омара поступило   от отколовшейся от ДТ  группировки — Афганское исламское движение, сразу же заявившей права на лидерство в движении, отрицая  первенство муллы Мансура.

Многие признают, что с уходом муллы Омара  намного труднее сохранять единство  рядов Движения «Талибана»

Согласно материалам пакистанских СМИ талибы контролируют почти семьдесят процентов территории Афганистана. В 2014 – 2015 гг. в силу ряда причин они  получили новые районы влияния (традиционно их сильные позиции в южных, пограничных с Пакистаном, провинциях, населенных в основном пуштунами) на севере страны в восьми провинциях– Бадахшан, Тахар,  Фарьяб, Забуль,  Баглан, Кундуз и Бадгиз.  К ним присоединились боевики из Исламского движения Узбекистана (ИДУ),  численность которого  оценивается в семь — восемь тысяч человек.  Они угрожают безопасности государств Центральной Азии и Северо-Западным районам Китая. При поддержке талибов ИДУ развернуло   базы для проведения операций в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Киргизии.  Ранее эти районы были зоной влияния Северного альянса.

На сегодняшний день афганские талибы остаются стабильной боевой силой, способной продолжить военные действия в поддержку своих лозунгов.

Дальнейшая дестабилизация Афганистана блокирует (отодвигает  дату реализации) ряд  внешнеполитических инициатив и  инфраструктурных проектов, например, Китайско-пакистанский экономический коридор и  газо- и нефтепроводы, что негативным образом отразится на экономическом развитии Пакистана.

Аналитики полагают, что одной из немногих внутренних сил вооруженного противостояния  афганскому Движению «Талибан»  является организация «Исламское государство» (ИГ). Активно о нем заговорили  два года назад (сразу же после предполагаемой даты кончины муллы Омара). Частичное отступление  полевых командиров ДТ от  заветов муллы М.Омара и стало  одной из причин  добровольного вступления части талибов в ряды ИГ.  Его сторонники  действуют  в Сирии, Ираке, Ливии, Сомали, Нигерии, Алжире, Мали, Йемене и Тунисе. Но ДТ обладает достаточными ресурсами, чтобы купировать  дальнейшее разрастание ИГ а афганистане.

Таким образом, Движение «Талибан»  и после кончины его основателя муллы Омара остается  той политической и военной силой, которая претенует на формирование внутри- и внешнеполитического курса Афганистана.

Дальнейшее вооруженное противостояние ДТ и ИГ, ДТ  и Афганской национальной армии, отстаивающей интересы властей Кабула,  окажет дестабилизирующее влияние на регион, и в первую очередь на  безопасность  приграничных к Афганистану районов Пакистана.

Военный истеблишмент Исламабада подтвердил, что  афганский процесс примирения сталкивается с проблемами после обнародования заявления о смерти лидера талибов муллы Омара, но предупредил «недоброжелателей и подстрекателей» против их саботажа.  Это может означать дальнейшие или компромиссы, или жесткие действия Исламабада, учитывая что,   инициатива переговоров принадлежит ему.

52.34MB | MySQL:106 | 0,821sec