Китайско-эфиопское политическое и экономическое сотрудничество

Власти Эфиопии установили отношения с Китаем в 1936 г. в период руководства партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши. Эти первые контакты и предопределили впоследствии политическую поддержку Тайваня вплоть до 1959 г., а влияние США на руководство Эфиопии обусловило участие африканских военных в боевых действиях на корейском полуострове на стороне Южной Кореи. Основным фактором, тормозившим развитие двусторонних отношений, стала военно-техническая поддержка, которую с 1960 г. официальный Пекин оказывал Фронту освобождения Эритреи (ФОЭ), а также сепаратистам из Сомали и Южного Судана.

Взаимодействие КНР и Эфиопии началось с установления в 1957 г. торговых отношений, год начала официальных дипломатических отношений двух государств – 1970, при этом первый официальный визит политического характера в Аддис-Абебу нанес премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай еще в 1964 г., что в то время было несколько поспешным ходом китайского руководства, поскольку Эфиопия находилась в орбите влияния американских и западноевропейских государств.

Первый визит руководства Эфиопии в Пекин состоялся в 1971 г., однако в этом восточноафриканском государстве через три года произошел военный переворот. После этого основную угрозу позициям Пекина в Эфиопии представляли действия официальной Москвы: в 70–80-е гг. прошлого столетия СССР оказывал значительную военно-экономическую помощь руководству этого государства.

Во второй половине 80-х гг. XX в. позиции СССР в Восточной Африке в связи с известными событиями стали ослабевать и в поиске нового союзника президент Эфиопии Менгисту Хайле Мариам совершил три визита (в 1987, 1989, 1991 гг.) в Пекин. Однако в 1991 г. Революционно-демократический фронт народа Эфиопии одержал победу в борьбе с правительственными силами и с 1994 г. была открыта новая глава в китайско-эфиопских отношениях.

Политические позиции в странах Африки, в том числе в Эфиопии, Китаю удалось укрепить только в XXI веке, что было обусловлено его значительным экономическим ростом. Отметим, что именно китайские компании возвели в Аддис-Абебе комплекс зданий штаб-квартиры Африканского союза (стоимость 200 млн долл. США), а также поставили всю необходимую технику и транспорт. Подобный «подкуп» дал право китайским дипломатам проводить предварительные консультации с делегатами ежегодных заседаний Афросоюза для формирования благоприятного для КНР мнения по актуальным вопросам международного и регионального характера.

Несмотря на политические перемены китайско-эфиопские экономические контакты развивались достаточно активно еще в 70-е гг. XX в. Так, в период с 1975 по 1982 гг. китайские компании построили автодорогу Weldiya–Werota длиной 185 миль.

В течение последних 20 лет китайские корпорации ведут активную работу по созданию и модернизации авто и железнодорожной инфраструктуры в Эфиопии. В планах руководства восточноафриканского государства строительство 11 000 км новых автомобильных и 5 000 км железных дорог, 5 500 км автодорог местного значения и ремонт 4 000 км автомобильных магистралей. Согласно планам весь комплекс инженерно-строительных работ должен быть выполнен к 2020 г. В настоящее время китайские корпорации уже ведут строительство отдельных участков: Мекеле – Вельдия, Аддис-Абеба – Адама, Ассела –Додола –Гоба, Шире – Ади-Абун, Аддис-Абеба – Джибути (фаза 1), которые в будущем объединят в магистральную сеть (первоначально планируемая протяженность 4 744 км.), соединяющую Джибути, Эритрею, Эфиопию Уганду, Танзанию, Кению, а также страны Сахаро-Сахельской зоны. Суммарная стоимость вышеуказанных контрактов составляет 2,218 млрд долл. США при общей протяженности 1 088 км; кроме того, стоимость ж/д ветки Аддис-Абеба – порт Негад (Джибути) составит 3,3 млрд долл. США. В ходе реализации данного «гранд проекта» китайский бизнес конкурирует с турецкими, японскими, южнокорейскими и европейскими компаниями.

В настоящее время китайские корпорации осуществляют в столице Эфиопии модернизацию аэропорта (стоимость – 66,7 млн долл. США) и строительство двух линий метрополитена/легкой железной дороги (длина – 32 км, количество станций – 39, стоимость – 475 млн долл. США).

Следует отметить, что китайские компании фактически превращают Эфиопию в транспортный коридор, цели создания которого – оперативная доставка импортных грузов вглубь африканского континента, а также полезных ископаемых в приморские порты Джибути для последующей транспортировки в КНР. Китайские компании в будущем получат значительную прибыль от снижения стоимости доставки грузов (4 000 долл. США за 20-футовый контейнер из Шанхая до Джибути, и еще 4 000 долл. США из Джибути до Аддис-Абебы), поскольку власти Эфиопии предоставят им режим наибольшего благоприятствования.

Источники прибыли китайского бизнеса – строительство и эксплуатация объектов энергетики в Эфиопии. Потенциал гидроэнергетики Эфиопии оценивается в 45 000 МегаВатт, что в несколько раз больше, чем требуется для страны с населением в 96 млн человек. В настоящее время китайские строители возводят и оборудуют семь гидроэлектростанций (Gibe 1, Gibe 2, Gibe 3, Tekeze, Beles, Amerti-Neshe, Grand Renaissance), суммарной проектной мощностью около 9 000 МегаВатт. Одновременно осуществляется прокладка линий электропередач 230, 400 и 500 КилоВольт по нескольким направлениям, их суммарная протяженность составит более 2 000 км. В случае если все проекты будут реализованы к 2020 г., то официальный Пекин выделит еще 12 млрд долл. США (уже выделено более 7 млрд долл. США) на последующие проекты.

Китайские компании также ведут разведку и добычу газа на территории Эфиопии, но масштабы добычи невелики по причинам отсутствия газотранспортной инфраструктуры и заводов по сжижению природного газа в Джибути. При условии успешной реализации проектов по транспортировке и сжижению газа к 2018 г. китайские компании получат доступ к 116 млрд куб. м запасов природного газа на территории Эфиопии.

Частью Эфиопии до 1993 г. была современная Эритрея, с которой КНР официально установил дипломатические отношения в том же году. Это относительно новое на карте мира государство регулярно получает безвозмездную экономическую помощь (прежде всего, на развитие сельского хозяйства) от китайских партнеров. Подобное обусловлено, очевидно, наличием на эритрейской части шельфа Красного моря запасов нефти и газа и заинтересованностью в них КНР, однако китайские компании проявляют осторожность в данном вопросе до урегулирования ситуации с правами на эти углеводороды с Эфиопией.

С 2006 года китайские телекоммуникационные компании ZTE, Huawei активно работают в Эфиопии над созданием к 2015 г. (контракт стоимостью 1,6 млрд долл. США, подписан с EthioTelecom) сетей сотовой связи третьего поколения (3G) на всей территории страны и сетей четвертого поколения (4G) в Аддис-Абебе. Следует отметить, что за прошедшие восемь лет китайские компании неоднократно получали рекламации как на телекоммуникационное оборудование, так и на качество продаваемых телефонов. В настоящее время в Эфиопии зарегистрировано 50 млн абонентов сотовой телефонной связи, а с развитием сетей (частичное покрытие территории соседних стран) планируется их увеличение до 80 млн человек.

В Эфиопии функционирует крупнейшее китайское предприятие по изготовлению изделий из кожи (Huajian Group), что позволяет контролировать себестоимость продукции, поскольку последние годы в КНР стоимость рабочей силы выросла на 80%, а стоимость эксплуатационных расходов (аренда площадей, электроэнергии, воды) – на 114,5%.

Официальный Пекин регулярно выделяет займы (25 млн долл. США в 2013 г.) на развитие сельского хозяйства в Эфиопии. Основной сельхоз.культурой является кунжут (используется в пищевой и химической промышленности) и, по оценкам китайских специалистов, африканские фермеры смогут в ближайшие годы зарабатывать на экспорте этой культуры около 2 млрд долл. США ежегодно.

В период с 2009 по 2013 гг. власти Китая выделили 100 млн долл. США на программу по обеспечению страны пресной водой (бурение скважин и прокладка трубопроводов), в случае успешного проведения работ есть намерение инвестировать дополнительно 300 млн долл. США.

Банки Китая регулярно выделяют займы (от 1,3 до 3 млрд долл. США) для развития банковского сектора Эфиопии под 1,5 – 2,35% годовых. Основное условие данных займов – направление на инфраструктурные проекты, для реализации которых в 70% случаев привлекаются китайские компании. По оценкам зарубежных специалистов, за последние 10 лет Китай вышел на третье место по объемам прямых (более 345 млн долл. США.) и накопленных (более 1,1 млрд долл. США) инвестиций в экономику Эфиопии.

В целом за период экономического сотрудничества двух государств реализовано 316 контрактов и на разной стадии находятся еще 900. По результатам визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Эфиопию в 2014 г. было подписано 16 контрактов стоимостью 1 млрд долл. США. Эффективность экономического сотрудничества двух государств подтверждают статистические данные по товарообороту, который значительно вырос в XXI в.: в 2002 г. – 100 млн долл. США, в 2014 г. – 2,095 млрд долл. США.

В гуманитарном направлении сотрудничество двух стран также отличается позитивной динамикой. В Эфиопии открыт филиал Института Конфуция, функционируют факультеты китайского языка в трех университетах. Официальный Пекин постоянно увеличивает квоты для эфиопских студентов. Из КНР в эту восточноафриканскую страну регулярно направляются группы медиков, а также поступает финансовая (68 млн долл. США с 2009 г.) и гуманитарная помощь для беженцев из соседних стран (Сомали, Судан).

Цель постоянной политической и экономической поддержки Аддис-Абебы со стороны официального Пекина – обеспечение безопасности деятельности китайского бизнеса в этой восточноафриканской стране при реализации важных инфраструктурных проектов, направленных на получение китайскими компаниями существенной прибыли в Африке. Именно поэтому китайские эксперты внимательно отслеживают социально-экономическую обстановку в Эфиопии, рекомендуют предпринимателям активно привлекать на работу местное население (с 50 000 человек в 2014 г. до 300 000 человек к 2020 г.), предоставляя возможность достижения достойного уровня жизни.

52.21MB | MySQL:103 | 0,463sec