Межклановое противоборство в Алжире: президент укрепляет свои позиции

В результате продолжающихся с мая 2015 г. изменений в сфере высшего «силового» и «гражданского» руководства наблюдается дальнейшее усиление группировки, стоящей за президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой на фоне продолжающегося ослабления сил, поддерживающих главу спецслужбы DRS Мухаммеда Медьена.

Например, в июле-августе он лишился целого ряда высокопоставленных офицеров от полковников до генерал-майоров, отвечавших за целый ряд важных направлений, включая охрану главы государства. Не менее серьезным ударом для него стал последующий перевод из подчинения DRS специальных «Сил вмешательства» в сферу ответственности армии.

Все эти изменения направлены на максимальное ограничение возможностей М.Медьена по организации «дворцового» переворота и на превращение спецслужб в силовые органы «второго» порядка с целью закрепления среди силовиков всестороннего первенства армии.

Эти события также следует рассматривать в связке с летним перемещением десятков молодых армейских офицеров на командные посты «вне графика».

Такие действия президента страны Абдельазиза Бутефлики и начальника штаба вооруженных сил АНДР Ахмеда Гаида Салаха свидетельствуют о том, что они пытаются заручиться расположением алжирской армии перед готовящимся проведением реформ, которые реально направлены лишь на сохранение существующего политического режима.

Однако попытки «ужимания» спецслужбы DRS способны нарушить работу по выявлению и нейтрализации джихадистских ячеек. Во всяком случае, громкие июльские вылазки джихадистов на севере страны свидетельствуют о сохранении опасности со стороны радикальной исламской оппозиции.

С другой стороны, это грозит вызвать появление новых порций компромата на близких к А.Бутефлике должностных лиц, чреватое дополнительным снижением авторитета внутри страны и за ее пределами не только прочих «столпов» нынешнего правящего режима, но и самих А.Бутефлики и А.Гаида Салаха.

Кроме того, подобное «нарушение баланса» может спровоцировать дополнительный раздрай среди части алжирской политической элиты в тот момент, когда ей требуется консолидация перед лицом нарастающих кризисных явлений.

Во всяком случае, гневные публичные выпады целого ряда оппозиционеров в адрес А.Бутефлики и А.Гаида Салаха и в защиту Мухаммеда Медьена стали наглядными индикаторами этих процессов, дальнейшее развитие которых способно сыграть на руку оппозиции, нацелившейся на демонтаж существующей в АНДР власти.

Одновременно Бутефлика стремится закрепить за собой и сферу гражданского управления. Так, например, здесь усиливаются позиции его ставленника премьер-министра Абдельмалека Селлаля: в той или иной мере практически все новые назначенцы в правительстве и государственных агентствах хорошо ему знакомы за время их предыдущей совместной работы или по личным связям.

Между тем, говоря о характере намеченных «реформ» и их возможных последствиях, необходимо понимать их настоящего заказчика. Тем более, они будут иметь последствия сразу в нескольких плоскостях.

Хотя действия по «рокировке» в правительстве действительно исходят из президентской резиденции Эль-Мурадия, но далеко не факт, что это действительно стало осознанным решением Абдельазиза Бутефлики, надолго выпадающего из реального информационного поля. Судя по всему, за данными действиями стоит сам Саид Бутефлика, брат президента, «помогающий» ему осуществлять многие управленческие функции и, судя по всему, готовящийся ко времени, когда нынешний глава государства окончательно утратит возможность действительно руководить государством.

С одной стороны, произошедшее имеет и внутренний, и внешний посылы: «президент жив» и контролирует ситуацию. Одновременно это отводит внимание общества от его обещаний по до сих пор отложенной реформе Конституции и демократизации жизни в стране.

Примечательно, что результатом перемен в правительстве не стало реальное ослабление представителей «межклановой» или «надклановой» группировки в алжирской власти, состоящей из «алжирских турок», являющихся потомками «управленцев», присланных в страну еще в XVIII веке из Османской империи.

Так, практически все они, включая нового министра энергетики Салаха Хебри, близки к самому премьеру Абдельмалеку Селлалю и «его» человеку Юсефу Юсфи, перешедшему в мае 2015 г. с поста министра энергетики в число советников президента.

К числу «алжирских турок» принадлежат многие представители спецслужб страны, включая главу DRS Мухаммеда Медьена, «второго человека» в их руководстве Атмана Тартага и отправленного в отставку Юсефа Юсфи и др.

Даже пришедшие к руководству ряда министерств и компаний «технократы» в той или иной мере тесно связаны с данной «надклановой» группировкой или являются напрямую ее членами. По сути, происходящие с теми или иными фигурами из этого списка являются лишь проявлениями внутренней борьбы среди алжирских правящих кланов, не затрагивая их принципиальных интересов, способных привести к междоусобной «войне».

Фактически, новые назначения и перемещения прежних неэффективных управленцев свидетельствуют о нежелании и неспособности правящего режима освободиться от них, что вызывает еще больший скепсис относительно реформистских планов правительства.

Во всяком случае, соблюдение их интересов во власти (не исключено, что тот же Медьен получит особые компенсации за наблюдаемые издержки, как уже ранее это неоднократно было) свидетельствует о попытках правящего режима сохранить единство рядов перед лицом кризиса.

Однако делать это становится все труднее: не случайно, что среди простых алжирцев все большую популярность набирает лозунг «Османская диаспора должна уступить место коренным националистам».

Пока, несмотря на подозрительное отношение к последним действиям власти многих алжирцев, правящему режиму тем самым на некоторое время удалось разобщить их и, судя по их сообщениям на форумах и в социальных сетях, вызвать у них желание понаблюдать за дальнейшим поведением властей в ожидании начала более серьезных изменений в стране.

Во всяком случае, по масштабности нынешние протестные выступления алжирского населения по сравнению с аналогичными событиями начала 2015 г. заметно уменьшились.

Впрочем, эффект от этих действий властей будет краткосрочный и вряд ли он продлится до конца 2015 г. Продолжающееся брожение в рядах ведущих провластных партий – Фронт национального освобождения (ФНО) и Национальное демократическое объединение (НДО) – свидетельствует о крайне шатких позициях алжирского правящего режима относительно сохранения его власти над страной на перспективу.

Для гарантированного контроля положения алжирским властям опять-таки, потребуются дополнительные ресурсы для покупки лояльности даже внутри самих этих провластных институтов.

Пока же «реформистские» действия представителей правящего режима носят лишь характер непринципиальных изменений, усиливающих аппаратный вес одних лиц и административных органов за счет других или «ужимающих» социальный сектор и выхолащивающие суть реформ.

Однако сама ситуация продолжающегося падения нефтяных доходов вынудит их предпринять хотя бы ограниченные действия по стабилизации экономического положения в стране.

Уменьшение поступлений в казну нефте- и газодолларов неизбежно влечет за собой дальнейшее сокращение социальных и модернизационных расходов, под которыми алжирские власти и подразумевают реформы и их подготовку к усилению протестных выступлений.

Последнее обстоятельство вынуждает их тратить дополнительные средства на усиление корпуса правоохранителей и в результате представители правящего режима попадают в порочный круг неуклонного снижения своих денежных резервов, из которого в обозримой перспективе им явно не суждено выбраться.

Учитывая то, что по расчетам экспертов «независимого» аналитического центра Nabni денежных резервов у страны при сохранении нынешних нефтегазовых цен хватит в лучшем случае до конца 2018 года, в конечном итоге подобные действия алжирских властей в лучшем случае лишь замедлят надвигающееся банкротство страны.

По крайней мере, реальное увеличение доходов страны от эксплуатации энергоресурсов возможно лишь в случае, когда власти практически полностью снимут бюрократические барьеры на пути иностранных инвесторов.

Данные изменения могут быть внедрены в ближайшей перспективе лишь в случае сохранения стабильности в стране, гарантий чего нет.

Что же касается долгожданных изменений в экономике, то необходимо напомнить, что для начала «бумажного» продвижения своих идей, включая снятие ограничительных по отношению к иностранным инвесторам законов, у того же А.Селлаля, несмотря на его премьерский ранг, ушли годы. Практическая же реализация наиболее сложной практической части потребует куда более заметных усилий.

Но даже и это не решает существующую проблему. Уникальность ситуации состоит в том, что правящий режим с его крайне неэффективной системой управления практически неизбежно сам будет выступать тормозом изменений, призванных продлить его власть над страной.

В этом случае Алжир рискует потерять один из главных ресурсов для осуществления подобных изменений – время, который ничем невозможно компенсировать и которого у алжирского руководства остается немного.

Власти АНДР уже фактически упустили время для создания конкурентоспособной промышленности и их действия направлены лишь на усиление зависимости от «нефтегазовой болезни», а не на ее комплексное преодоление. А это, в свою очередь, создает реальную угрозу режиму уже в ближайшей перспективе.

52.34MB | MySQL:103 | 0,615sec