Что стоит за отставкой генерала М.Медьена

Увольнение 13 сентября президентом Абдельазизом Бутефликой генерал-лейтенанта Мухаммеда Медьена, прежде считавшегося «всесильным» главой спецслужбы DRS, нередко называемого «алжирским Богом», стало знаковым событием для дальнейшего развития страны.

Подготовка к решающему наступлению

Следует заметить, что подобные изменения не были спонтанными и готовились последние месяцы и годы. Группировка, стоящая за президентом, заручившаяся поддержкой армии, смогла последовательно уменьшить силу и мощь Мухаммеда Медьена, наличие которого делало как минимум некомфортным само существование многих функционеров правящего режима. Особенно сильное давление на главу DRS наблюдалось со второй половины 2013 г.

Подготовка к «решительному наступлению» завершилась летом 2015 г., когда президент почти одновременно резко возвысил десятки армейских офицеров и генералов (в отдельных случаях они были произведены «через звание») и передал под контроль вооруженных сил спецназ, который подчинялся DRS.

Одновременно Медьен лишился в конце августа одного из самых своих надежных людей – генерала Хасена, главу службы антитеррора, против которого были выдвинуты серьезные обвинения в совершении «государственных преступлений». Ранее Бутефлика уволил других важных представителей спецслужб, подчинявшихся DRS, в том числе начальника собственной охраны.

Кроме того, отправились в отставку полковники Шафик и Фаузи (отвечавшие за борьбу с коррупцией и взаимодействие со СМИ) и генерал Мхенна Джебар, отвечавший за армейскую контрразведку.

Вместе с тем, остается ряд вопросов относительно дальнейшего характера алжирской власти и перераспределения в ней центров силы, которая без всесильного «Тауфика» («Счастливчика»), как принято было негласно называть Медьена, может потерять свою прежнюю устойчивость.

Государственная конструкция после ухода Медьена

В результате прежняя модель государственного устройства оказалась «разобранной». Она существовала в оформленном виде с конца 1990 – начала 2000-х гг. и предполагала наличие трех влиятельных центров силы, группирующихся вокруг самого главы государства, начштаба вооруженных сил генерала Ахмеда Гаида Салаха и главного «рыцаря плаща и кинжала» – Мухаммеда Медьена.

В результате на смену прежнему «триумвирату» пришел «дуумвират», ведь сменивший Медьена генерал-майор Атман Тартаг явно не тянет на его роль. Так представляется ситуация на первый взгляд, если не принимать во внимание наличие других центров силы, в том числе олицетворяемых братом нынешнего президента Абдельазиза Бутефлики – Саидом. Если это так, то возникает новый вопрос: насколько новая конструкция будет устойчивой.

Во-первых, это дележ «наследства» Медьена. В условиях устранения старого соперника нельзя исключать будущей схватки между «армейцами» и всеми остальными. Несмотря на те дополнительные привилегии, которыми в последние месяцы «осыпает» Бутефлика руководство армии, это отнюдь не гарантирует «президенту в инвалидном кресле» его безусловной лояльности.

Во-вторых, крайне важным моментом остается будущее самой спецслужбы DRS. Совершенно ясно, что представители «дуумвирата» постараются закрепить за ней второстепенный подчиненный статус и окончательно превратить ее в сугубо «политическую полицию». Учитывая тот факт, что армия уже поглотила несколько ее бывших структурных подразделений, президент, скорее всего, постарается закрепить над ней свой контроль. Что, однако, не гарантирует сохранения DRS прежней работоспособности.

До сих пор DRS была сравнительно эффективной спецслужбой. Однако после изъятие из нее ряда ценных «деталей» и «звеньев», включая спецназ, следственную систему и «прослушку» высших учреждений и деятелей страны, а также увольнение целого ряда профессионалов существуют сомнения относительно ее способностей и возможностей выполнять задачи в необходимом объеме по охране государственных интересов.

Еще одним последствием ухода Медьена может стать дополнительный рост в стране и без того высокой коррупции на государственном уровне. Несмотря на то, что сам «Тауфик» явно не принадлежит к «бессребренникам», именно его «вбросы» помогли вскрыть коррупционные сделки людей Бутефлики по договорам с иностранными компаниями в 2007 – 08 гг., затронувшие и главную энергоструктуру страны Sonatrach.

С другой стороны, существуют очень серьезные подозрения относительно того, что действующие в соседнем Мали сторонники джихадистских группировок были так или иначе связаны именно с самим Медьеном. Во всяком случае, иностранные источники неоднократно допускали подобные «утечки».

И если этот тезис верен, «освобожденные от обязательств» радикалы напомнят об этом как в алжирском приграничье, так и в самом Алжире своей дополнительной активизацией.

В-третьих, крайне важно понимать настоящий расклад сил в высших эшелонах алжирской власти. Несомненно, что увольнение Медьена и ослабление DRS во многом вызвано резким снижением притока в казну денежных средств, за которые резко обострилась конкуренция.

Однако нельзя исключать, что произошедшее все же является продуктом компромисса самих алжирских элит, договорившихся отправить главу спецслужбы на пенсию с максимальным соблюдением  интересов его самого и возглавляемой им «корпорации», а также его клана.

Об этом наглядно свидетельствует назначение Атмана Тартага, как и Медьен, являющегося представителем алжирских турок, влиятельной надклановой группировки, а также человеком из DRS, которого «Тауфик» готовил себе в преемники еще три года назад.

Последствия «репрессий» против Медьена

Отставка Медьена свидетельствует о происходящих глубинных сдвигах в высших эшелонах алжирской власти, способных вызвать дальнейшие серьезные перемены в управлении страной.

Однако в этом случае президент и его окружение заметно рискуют. История с недавним появлением информации во французских СМИ относительно наличия элитной собственности в Париже, принадлежащей высшим функционерам алжирского правящего режима и их крупных счетах в местных банках (речь в том числе идет о главе основной партии власти ФНО А.Саадани) продемонстрировала уязвимость их позиций.

Примечательно, что в последние месяцы те же самые СМИ всячески муссировали слухи о наличии других, гораздо более впечатляющих фактов коррупции со стороны высших представителей алжирских властей. Судя по всему, появление такой информации обеспечил сам Медьен, подчиненные которого целенаправленно собирали компромат на окружение главы государства, представители которого досаждали ему нападками.

И это уже был намек самому президенту Абдельазизу Бутефлике и его брату Саиду, очень активно участвующему в управлении страной за спиной больного главы государства. Тем более, что первый уже имеет в этом отношении слабое место: так, в свою бытность министром иностранных дел он уже обвинялся в совершении должностных преступлений на десятки миллионов франков. Тем более, что уже сейчас это вызвало активные слухи о том, что увольнение Медьена вызвано попытками уже бывшего главы DRS «помешать коррупции».

Стоит ли окончательно «хоронить» Медьена?

Однако эта победа способна стать «пирровой» в условиях продолжающегося ухудшения социально-экономической ситуации в стране. И она отнюдь не гарантирует Бутефлике, Гаиду Салаху и Ко дальнейшего безоблачного существования. В том случае, если в ближайшие месяцы ситуация с безопасностью резко ухудшится, это может при определенных обстоятельствах сделать Медьена снова востребованным. Пример Атмана Тартага, «возвращенного из небытия», наглядно демонстрирует такую возможность.

52.13MB | MySQL:103 | 0,470sec