Афганистан принимает посредничество Пакистана в переговорах с талибами

Полтора месяца потребовалось главе внешнеполитического ведомства Пакистана С.Азизу, чтобы вновь высказать предложение: «Если Кабул хочет, мы можем провеcти еще один раунд переговоров с талибами».  Опытный политик не допускал промахов в прошлом, и на этот раз  за его словами стоят конкретные действия и договоренности.

Напомним, что первый раунд переговоров между представителями правительства Афганистана и Движением «Талибан»  (ДТ) состоялся 7 июля 2015 г. недалеко от Исламабада, в местечке Мюрри. Помимо принимающей стороны  в качестве международных наблюдателей присутствовали представители Китая и США. Пакистанские и афганские СМИ заверили, что кандидатуры в команду переговорщиков от талибов были согласованы с руководством ДТ.  Во время переговоров стороны высказывали обоюдные претензии, требования, но  одновременно согласились на повторную  встречу, подтвердив эффективность пакистанской инициативы.

Второй раунд диалога, намеченный на конец июля с.г.   накануне был отложен согласно пресс-релизу МИДа Пакистана в связи с официальным объявлением о смерти лидера ДТ муллы Омара.

Факт смерти муллы Омара долго замалчивался и семьей, и руководством талибов. Из афганских и пакистанских СМИ стало ясно, что он скончался еще в апреле 2013 г. Весь этот период и  лидеры афганских талибов, и Кабул, и Исламабад «тянули» время, ждали окончания вывода    из Афганистана в конце декабря 2014 г. коалиционных сил США/НАТО с тем, чтобы в дальнейшем приступить к поиску путей и места ДТ в  политической, административной, социальной и т.д. структуре  Афганистана. Президент А.Гани, пришедший к власти в сентябре 2014 г.,  видимо уже на тот момент согласился и на дележ власти с талибами, и на посредническую роль Пакистана в мирном урегулировании.

Не согласны были две группы в Афганистане: Северный альянс    во главе с главным исполнительным директором Абдуллой Абдуллой и  окружение  семьи муллы Омара.

Август и сентябрь 2015 г. Афганистан сотрясали громкие теракты. В в пограничных районах Пакистана (провинция Белуджистан, зона пуштунских племен) вновь  активизировались боевики.   Кабул  обвинял Исламабад  в предательстве мирного урегулирования и подрыве доверия.       Афганские СМИ развернули  мощную антипакистанскую медийную кампанию.

Для дальнейшего развития афганского диалога  Исламабад должен был решить несколько проблем:

  1. «Нейтрализовать» разногласия в правительственных  кругах Афганистана;

2.В вопросе урегулирования с талибами потребовалась многоходовая партия. Информация о сокрытии факта смерти муллы Омара вызвала  возмущение в рядах боевиков.

Одновременно встал вопрос о его приемнике лидера талибов. В кратчайшее время была подтверждена кандидатура муллы Ахтара Мансура  , близкого сподвижника умершего лидера талибов. Но семья  муллы Омара  категорически отказалась присягать на верность  новому лидеру ДТ, что только усугубило разногласия  между отдельными  талибскими фракциями.

Также отказ от признания лидерства муллы Мансура последовал и от руководителя зарубежного офиса ДТ, расположенного в столице Катара Дохе.

В сентябре  с.г. глава внешнеполитического ведомства Пакистана вновь поспешил в Афганистан.  С. Азиз прибыл  с  визитом в Кабул для участия в региональной экономической конференции по Афганистану.

Помимо значительного пакета экономической помощи, обещаний о снижении тарифов на транзит афганских товаров по территории Пакистана и т.д.  он  предложил афганскому руководству посредничество в перезагрузке переговорного процесса с талибами. Президент А.Гани обещал ответить на предложение после консультаций с членами его правительства и другими политическими лидерами. И если в целом процесс примирения поддержан большинством и в правительственных кругах, и среди талибов, то роль Пакистана вновь вызывает острые разногласия.

Результат  кулуарных переговорах С.Азиза в Кабуле не заставил себя ждать. Позднее, в сентябре  встал вопрос о закрытии катарского офиса и, соответственно,  ликвидации поста  его руководителя    Tаиба Ага   В середине сентября  17 сентября 2015 г.  брат и сын муллы Омара присягнули на верность мулле Мансуру, как лидеру ДТ, что усилило его позиции как нового лидера талибов .

Практически одновременно президент Афганимстана А.Гани объявил о реформе в структуре власти, по сообщениям местной прессы, готовя административные посты для представителей  ДТ.

Афганское руководство по-прежнему относится к талибам с глубоким подозрением, но осознание приближающегося политического и экономического коллапса толкает руководство Афганистана, во-первых на возобновление переговоров с ДТ, во-вторых, на согласие принять  посредничество Пакистана.

62.82MB | MySQL:102 | 0,476sec