Сексуальная революция в Иране. Часть 1

Взаимоотношения между мужчинами и женщинами один из наиболее проблематичных вопросов в мусульманских странах, именно он является показателем глубинных идеологических, морально-нравственных и общекультурных проблем и только во вторую очередь экономических. Культурные ценности Ирана, были сформированы в ходе длительного исторического процесса, а в последние 35 лет и  под влиянием политического ислама. Рассмотрим какие происходят изменения в понимании сути взаимоотношения мужчин и женщин в Исламской Республике Иран.

В иранском обществе 20 лет назад «скрытые» но фундаментальные изменения, связанные с вопросом отношений между мужчиной и женщиной, называли «сексуальной революцией». Это происходило, потому что правительство было религиозным и запрещало рассмотрение вопросов подобного характера и держало их под своим строгим контролем, разделяя жизнь людей на мужскую и женскую половину. Долгое время мужчины и женщины были лишены взаимного познания, ведь запрещались какие-либо контакты между не родственниками, этот вопрос не освещался ни в кино, ни в литературе, даже книги психологического содержания на эту тему были запрещены. Создавалась атмосфера не естественная для нормального человека. Когда у молодых людей появлялся интерес к противоположному полу, то удовлетворению этого интереса препятствовали общественные моральные положения, якобы исходящие из религиозных запретов, своеобразное табу даже на общение. Этот запрет и до сих пор царствует в Иране, все религиозные и социальные институты, общественная мораль, пропитанная этими принципами в своих  самых строгих формах, препятствуют даже разговору  мужчины с женщиной (общение на работе должно строиться исходя из общественной морали, а дома — из традиций).  Получается, что человек, даже сильно верующий мусульманин, когда у него появляется желание выбрать себе супругу (спутника в жизни) вынужден жениться на порой вовсе незнакомом человеке и не имея даже  малейшего представления о женщине, семейных взаимоотношениях, выплатив еще за это порой непосильный подарок невесте (махр), и  как говорится в  Коране  после свадьбы обеспечить хотя бы минимум ее потребностей в пропитании, одежде, чтобы женщина была довольна, а если этого человек обеспечить не может… Противостоять естественной потребности не возможно, природу не обмануть, рано или поздно, человек находит пути для обхождения даже самых строгих социальных запретов. В иранском случае это породило систему двойного стандарта и двойного поведения – одна маска  дома, другая в обществе, при этом истинное лицо постоянно мечется между этими двумя, потому что свои представления как должно быть размыты между  традициями, некоторыми знаниями религии, примером родителей, близких и окружающих.  По сути, эти знания иранская молодёжь получает на улице, в интернете и т.д. Но сам  запрет порождает еще большее любопытство и сокрытый характер его удовлетворения. Если описать это явление, то можно назвать его «вынужденным лицемерием», что приводит к тайным противоречащим всем моральным и разумным рамкам экспериментам в  межличностных отношениях.  Так, этот принцип решения вопроса обустройства личной жизни со временем стал причиной появления взгляда мужчины на женщину, в первую очередь как на предмет лишь сексуального удовлетворения, «инкубатор»  для продолжения рода и в лучшем случае как на мать. А взгляд женщины на мужчину как на источник заработка. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос свадебных аферистов, невозможность развестись, однополой любви, всплеск изнасилований, подпольных абортов, венерических заболеваний, внебрачных отношений, извращенных взаимоотношений в семье, унижения женщин в семье и на работе,  сложность устроиться женщине на работу без родственных связей и неофициальных близких отношений с руководством, групповые изнасилования на работе. При этом надо отметить, что в Иране женщина может заявить об изнасиловании в правоохранительные органы только при наличии свидетелей полового акта и ее сопротивления, но как правило таких свидетелей не находится, либо они сами преступники или соучастники, поэтому будут молчать, и все заканчивается просто потерей достоинства этой женщиной и сплетнями соседей. Поэтому при малом количестве официальных заявлений, существуют значительные расхождения с реальностью. Несостоятельность закона и правительства регулировать эту сферу жизни народа, но и невозможность народа высказать свое недовольство этой политикой (вспомним подавление молодежных протестных демонстраций) порождает эффект накапливания нерешенных проблем и недовольства населения. И как итог миллионы «преступников», которые каждый день нарушают официальные законы. Наличие «скрытой грязной» стороны личной жизни, шокирующие секреты практически уже никого в Иране не удивляют. На эту тему уже сочинили немало шуток и карикатур, так последняя из них была даже опубликована в местной газете. Она изображает танцующих дома мужа и жену с мобильными телефонами и во время танца пишущих смс своим любовникам, такая же картина и в других квартирах дома. И несмотря на то, что проблема поднимается даже в иранских СМИ, кроме карикатур и шуток никакого достойного ответа от руководства страны пока нет.  В высших кругах и официальных СМИ о данной проблеме вообще не желают говорить, как –будто ее не существует, лишь иногда поднимается вопрос сохранения «хиджаба» или «месте женщины в обществе», порой все настолько иносказательно, что человек, который не жил долгое время в этой стране не поймет о чем пытаются говорить СМИ.  Причина этого «иносказательства» очень проста: во-первых, те, кто поднимает столь щекотливую тему, используют данную речевую форму как вежливую, практически литературный оборот, указывающий на их высокий уровень культуры и уважения к оппоненту, с другой стороны они не хотят унизить достоинство, указав в грубой форме, высшему руководству на существенный промах в их работе, и наконец, двойное понимание формулировки данного вопроса позволяет дать на него столь же неоднозначный ответ и, по сути, просто обозначить его, но уйти от решения.  Существующий уход правительства от решения данного вопроса и лишь периодический всплеск  внезапного контроля «хиджаба» должны были бы уже давно породить крупное протестное движение, но до сих пор это были лишь некоторые  выступления молодёжи «против хиджаба» на улицах Тегерана и публикации в более свободном пространстве социальных сетей интернета.  Страх оказаться асоциальным элементом порождает отток из страны  более крайних и несогласных, а оставшееся  население  продолжает приспосабливаться и совершенствоваться в выработанной методике «двойного поведения» (в обществе придерживаются того поведения, которое официально требует руководство страны, а все свои так называемые «греховные желания» реализуются скрыто или в обход закону).   Создается такая атмосфера,  при которой руководство «не замечает» проблемы, а население продолжает «тайно грешить». И конечно это нежелание руководства Исламской Республики посмотреть правде в глаза, признать свои недоработки и исправить их, приводит только к нарастанию этих нерешенных вопросов.

Особо остро эта проблема стоит с иранской молодежью. В одно время настолько громко этот вопрос был поднят в обществе, что  уже не возможно было его замалчивать, и Министерство образования  рекомендовало «завадже мувакат» (временный брак). Али Мутаххари – известный депутат парламента, мнение которого  было высказано как «приветствие (поощрение) временного брака между молодежью». Свое мнение он пояснил тем, что многие учащиеся, даже еще не достигнув возраста средней школы, имеют неофициальные сексуальные отношения противоречащие исламу, даже порой их родители бывают осведомлены об этом и не препятствуют, потому что это естественная потребность организма. Поэтому стоит в качестве выхода прибегнуть к «временному браку» как допускаемому шариатом способу разрешения данной ситуации. В то время другие мусульманские страны, имея такого же рода проблему, восприняли это решение, как изъян шиизма, высмеивали его, но в то же время сами до сих пор не смогли предложить альтернативного выхода. В настоящее время этот вопрос усугубился и другими факторами, а   именно с установлением исламского правиления в Иране была введена мода на высшее образование среди девушек, что в общем повысило возраст вступления в брак для молодежи (для мужчин с 26 до 28 лет, а  для девушек с 23 до 24 лет за последние 10 лет) Причина повышения возраста и нежелание молодежи вступать в брак «завадже сефид» ( дословно «белый брак» или брак без детей) — это  еще и экономическая причина, а именно содержание одного члена семьи подорожало на  2,5 процента с 2006 по 2011 год, а за последние 3 года еще в 3 раза. И примерно 40 процентов населения именно по этой причине не вступают в официальные брачные отношения.

С другой стороны, легализация временных отношений породила целую сферу спроса и четко организованного предложения. Так, мулла в мечети может предложить несколько женщин, желающих вступить во временные отношения, может совершить обряд бракосочетания и имеет официальные бланки для регистрации этого акта. Конечно, даже временный брак, предполагает выплату невесте поощрительного подарка, как правило, денег или золотых монет,  поэтому за нескромную сумму всегда можно официально обзавестись «женой» на сколь угодно короткий или длительный срок. Хотя никто и никогда не может проверить, сколько временных мужей у той или иной женщины есть одновременно, ведь нет единой информационной базы. Но не только посредством муллы возможно обзавестись «временной женой», можно подать объявление в газету и указать в рубрике частных объявлений о том, что нужна домработница, причем в большинстве случаев это означает вовсе не уборку дома. Как видно, прием «иносказания» заимствовался народом у руководства  и широко используется. Спрос на женское тело благодаря официальным запретам только растёт, появляются различные вариации обхождению закона.  В основном на такой путь заработка женщину вынуждает невозможность самостоятельно заработать на жизнь, ведь даже имея средне-специальное образование, у нее присутствует понимание того, чтобы взяли на работу и держали, придется вступить в интимную связь с руководством и молчать,-  словом это итог   социальной незащищенности женщины. Хотя официальные СМИ и рекламируют высшее образование для женщин и их занятость в важных наукоемких  сферах, однако семейный вид бизнеса все же является преобладающим, и поэтому чужому человеку в нем  нельзя занять достойное место, а это так же становится одной из причин обострения ситуации.

Есть два взгляда на  решения данной ситуации: первое,  собственно иранцев – снизить до минимума контроль руководства за личной жизнью общества и внести соответствующие коррективы в законодательство, как правило, европейского или западного образца, и взгляд религиозного руководства – сделать акцент на морально-нравственном духовном образовании молодежи, чтобы продолжать исламские традиции. Но что будет реализовано в реальности, если не изучать процесс «сексуальной революции»,  и какие силы смогут этой ситуацией  воспользоваться в политическом отношении остается открытым вопросом.

52.24MB | MySQL:103 | 0,536sec